СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Российское государство в первой трети xvi в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОССЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 16 ВЕКА

Просмотр содержимого документа
«Российское государство в первой трети xvi в.»

План- конспект урока на тему « Российское государство в первой трети XVI в.»

Цели и задачи: познакомить обучающихся завершающим этапом объединения русских земель, системой управления государством в первой трети XVI в.; оценить значение образования единого государства; раскрывать характерные черты политического строя России.

Планируемые результаты: предметные:

давать определения понятий: Боярская думаволость, государев двор, дворяне, дети боярские, кормление, наместник, приказы, стан, уезд;

описывать систему управления единым государством в начале XVI в.; выявлять особенности политического и экономического развития России в первой трети XVI в.; анализировать структуру государственного

управления; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.)

2) регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; выстраивать алгоритм действий

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: урок открытия нового знания, урок общеметодологической направленности.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На прошлом уроке мы с вами исследовали процесс формирования единых государств в Западной Европе и России. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

(Проверка выполнения домашнего задания. Ученики зачитывают ответы на вопросы § 3, учитель при необходимости их поправляет.)

План урока

1. Государи всея Руси. 2. Завершение объединения русских земель.

3. Как управлялось государство. Проблемный вопрос

— Было ли объединение Руси неизбежным?

III. Введение в новый материал

Многие историки считают, что о России начала XVI в. можно говорить как о едином государстве. Так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить известные вам признаки централизованного государства.

(Ученики вспоминают признаки. Учитель записывает на доске ответы учеников.)

Признаки централизованного государства:

1) подчинение всех органов самоуправления единому центру; 2) единое законодательство;

3) общее гражданство; 4) общая судебная система; 5) общая налоговая система; 6) единый бюджет.

IV. Работа по теме уроков

1. Государи всея Руси

На прошлом уроке мы сравнивали процесс формирования единых государств. Как вы думаете, почему мы начинаем изучение темы «Российское государство в первой трети XVI в.», с вопроса «Государи всея Руси»?

(Ученики высказывают свои предположения.) Действительно, в формировании единого Российского государства решающую роль сыграла политика Ивана III и Василия III.

— Разделившись на две группы, работая с п. 1 § 4 учебника и дополнительным материалом:

1) представьте исторические портреты первых государей всея Руси;

2) проанализируйте их деятельность;

3) выясните, какова их роль в создании единого государства. Первая группа — Иван III.

Вторая группа — Василий III.

Расширение территории Российского государства

Дата

Событие

Василий III (1505-1533)

1510

Включение Пскова в состав Русского государства

1514

Возвращение Смоленска в ходе войны с княжеством Литовским

1514

Присоединение Волоколамского княжества

1518

Присоединение Калужского княжества

1521

Присоединение Угличского и Рязанского княжеств

3. Как управлялось государство

Мы выяснили, что в первой трети XVI в. закончился процесс собирания русских земель. Предстояло решить еще несколько важных задач: установить единую систему управления страной, ввести общее законодательство, провести административное деление государства и создать единое войско.

— Работая с п. 3 § 4 учебника, составьте схему «Управление Российским государством в первой трети XVI в.».

В государев двор входили не только бояре, служившие верховной власти из поколения в поколение, но и дворяне. Они были особенно преданны государю, потому что за свою службу получали землю — поместья.

Запись в тетради

Поместье — это участок казенной земли с крестьянами, отданный конкретному лицу на условии несения им военной службы. Поместье нельзя было продать, подарить или заложить, но можно было передать по наследству, если сын выходил на службу «в отца место».

Домашнее задание

1. Прочитать § 4.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!