СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и культура речи. Лекция 4.2 Стилистические возможности словообразования.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и культура речи. Лекция 4.2 Стилистические возможности словообразования.»

ТЕМА. Стилистичекские возможности словообразования.


Словообразовательный уровень языка объединяет морфемику и словообразование и традиционно понимается как система языковых средств, «строительный материал» слова. Морфемика представляет собой раздел языкознания, изучающий части слова, их взаимоотношения в пределах слова.

Морфема — минимальная значимая единица языка, этого определения следует, что каждая морфема имеет значение и не может быть разбита на более мелкие значи­те единицы. Например, в слове на-им-ен-ова-ни-е шесть морфем: окончание существительного среднего рода -е; суффикс отглагольного существительного -ни-; глагольный суффикс -ова-; суффикс косвенных падежей и форм множественного числа существительных на -мя -ен-; приставка на-; корень -им- со значением «имя».

Все морфемы делятся на корневые и аффиксальные. Корень выражает общее содержание, позволяющее объединить слова в словообразовательное гнездо (конь, кон-ный, -юшня, кон-евод). К аффиксам относятся приставки, суффиксы и окончания. Значение этих морфем более абстрактно.

Суффиксы позволяют отнести слово к определенному классу (-тель: учитель, строитель), а также могут являться показателями грамматического значения (-л: бежал, помнил — формы прошедшего времени). Выделяются аффиксы со смешанной функцией — например, суффиксы -ат-, -ят (котята, цыплята) служат для обозначения детенышей животных и множественного числа). В научной грамматике выделяется еще постфикс — значимая часть слова, которая стоит после окончания. Количество постфиксов в русском языке ограничено: стараться, какой-нибудь, какой-то, какой-нибудь, строй-ка.

Лексическое значение слова заключено в основе, в ко­торую включены все морфемы, кроме окончания {ветерок; ветрищ-; окогик-; привози-; вдруг).

Присоединяясь, морфемы приспосабливаются друг к другу. Предшествующая морфема изменяется в зависимо­сти от формы последующей. Например: к основе останов-к-от остановить присоединяется суффикс -к-, и предше­ствующий ему суффикс -к- в результате чередования к/ч превращается в -оч-, получается останов-оч-к-а.

При словообразовании и формообразовании в русском языке нередко происходит чередование звуков в корне (дружить от друг — ж/г; люблю от любить — б/бл). Воз­можны также: усечение производящей основы (птенец и птаха от птица); наращение производящей основы (аф­риканский от Африка); наложение морфем (таксист от такси — частичное наложение морфем; свердловский от Свердловск).

Количество морфем в современном русском литератур­ном языке исчислимо, они представлены в словарях морфем (например, «Словарь морфем русского языка» А. И. Кузне­цовой, Т. Ф. Ефремовой; «Толковый словарь словообразо­вательных единиц русского языка» Т. Ф. Ефремовой).

Морфемный анализ слова должен ответить на следую­щие вопросы:

  • сколько морфем в слове?

  • какие это морфемы?

  • как взаимодействуют морфемы в пределах слова? Произвести морфемный анализ слова помогают словари

строения слов.

Правильно выделять морфемный состав важно для корректного применения правил русской орфографии и понимания значения производных слов. Например: суф­фикс -ова-/-ева- пишется в глаголе, если в форме 1-го лица единственного числа сочетание ва выпадает; если ва сохра­няется, пишется -ива-/-ыва- (командовать командую; подыгрывать — подыгрываю). Так, глагол расстраивать

имеет суффикс -ива-, сохраняющийся в форме 1-го лица расстраиваю. А к глаголу повелевать это правило нельзя применить, потому что в нем нет суффикса -ева-/-ива-, а есть -е- (вел-е-ть) и -ва- (повел-е-ва-ть). В глаголе пишет­ся е, несмотря на то что в форме 1-го лица единственного числа сохраняется ва.

Словообразование - раздал языкознания, изучающий способы образования слов и отношения между родственны­ми словами. Язык считается ясивым, пока в нем образуются слова.

С точки зрения словообразования все слова делятся на производные и непроизводные Производное слово связано с тем словом, от которого образовано, эта связь называется словообразовательной мотивацией.

Производное и производящее слова объединяются в словообразовательную пару: компьютерный (связанный с компьютером) от компьютер; ламповый от лампа; примор­ский от море.

Неправильное объяснение? слова ведет к его неверно­му пониманию. Например, слово пертурбация (в просто­речном произношении перетрубация) малообразованным человеком объясняется как перекладывание труб. Таким образом, ложная мотивация нередко создает комический эффект. Например, ироничное объяснение заимствованных слов: консерватор - тот, кто делает консервы, консервато­рия — фабрика по изготовлению консервов.

Незнание мотивации слова может привести к ошибке при употреблении слова. В книге С. Н. Цейтлин «Язык и ребенок» есть такой пример. Четырехлетний мальчик уви­дел на грузовике флажок и спросил, что это значит. Ему от­ветили, что этот дядя-шофер — передовик. На что мальчик заметил: «Многих передавил».

Ложная этимология нередр^0 используется авторами как элемент языковой игры. Так, писатель М. Успенский в сво­ем произведении «Кого за смертью посылать» с помощью ложной этимологии иронически обыгрывает экономиче­ское понятие «оффшорные зоны»:

Кроме того, в силу чудесном свойств расписного яйца, поляна оказалась на ничейное земле, непонятным образом раздвинув рубежи многоборских и прочих владений. Стало быть, никакому князю ничего платить не надо — ни даней, ни пошлин. Такие места по стародавнему обычаю именовали почему-то «обжорными зонами».

С изменением мотивации может происходить преоб­разование словообразовательного и звукового образа сло­ва: избиврательная комиссия; демокрады; брехлама, покупанты.

Последовательность слов, состоящих в отношениях сло­вообразовательной мотивации, называется словообразова­тельной цепочкой:

Самым авторитетным словообразовательным словарем признан «Словообразовательный словарь русского языка» в двух томах А. Н. Тихонова. Более кратким и доступным является «Школьный словообразовательный словарь рус­ского языка» того же автора.

В словообразовательном словаре слова объединяются в словообразовательные гнезда.

Словообразовательное гнездо включает в себя слова, которые связаны не только последовательно, но и парал­лельно.



Все слова в языке образуются по определенным моде­лям. При описании модели учитываются часть речи мо­тивирующего слова, словообразовательное средство, при­соединяемое к основе, и значение получившегося слова. Модели связаны со словообразовательными способами.

Способы словообразования — это схемы образования слова, учитывающие морфемы, которые присоединяются к мотивирующей основе.

В современной речи увеличилось количество индивиду­альных новообразований, появляющихся в официальной речевой ситуации:

Монахини принимали обет незамужества (имелось в виду безбрачие) (из телепередачи); Я прошу правитель­ство организовать работу без лишнего забюрокрачивания (из телепередачи).