СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь. Правила правописания разделительных ъ и ь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Цель:

 – развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];

 

 – развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь. Правила правописания разделительных ъ и ь»

Русский язык

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Цель:

– развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];

– развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3 5

1. Словарная работа.

– Запишите слова с буквой ь, обозначающие:

– дни недели (понедельник, воскресенье);

– название кустарника (сирень);

– название южного плодового дерева (апельсин);

– название морского животного (дельфин).

Проверка букв безударных гласных в корне сигнальными карточками.



– Что объединяет все эти слова? (Обозначают предметы, во всех словах есть буква ь.)


2. Упражнение «Кто лучше считает?».

У каждого ученика по две карточки со знаками равенства и неравенства. Учитель называет слово. Ученики считают количество букв и звуков. Если их число совпадает, поднимают карточку со знаком равенства, если не совпадает – поднимают карточку со знаком неравенства.




Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.









3 2 1 3 3

– Вам знакомы следующие схемы:


«Прочитайте» их и сформулируйте тему урока.

– Откройте учебник на с. 133. Рассмотрите иллюстрацию. Чем занят Афанасий? (Он готовит необычные бутерброды.) Почему буква ь находится в середине? (Потому что пишется в середине слова, т.е. в корне.)


– Что бы вы посоветовали Афанасию приготовить с буквой ь?

(Бульон, варенье, студень, печенье.)

– Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться?

– Давайте составим план.

Учитель вместе с детьми составляет план.


Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)


Вспоминаем то, что знаем.

1. Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь.

а) Упр. 163 – совершенствуется умение слышать звук [й'] в словах, определять, как он обозначен на письме. Выполняется под руководством учителя.


Рассуждение: в слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь.

Ученики самостоятельно списывают слова и подчёркивают буквы, которые обозначают звук [й'].


– Почему урок, тема которого – разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.)

– Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)


б) Упр. 164 – развивается умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах.

Выполняется по «шагам» – заданиям в упражнении.

– Чем отличаются слова в 1-м и 2-м столбике?

– Почему в 1-м столбике пишется буква ь, а во 2-м – ъ?

Вывод: разделительный ь пишется в корне слова, ъ – между приставкой и корнем.

– Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ.

2. Работа с правилом.

– Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134.

– Запишите слова семья, разъезд (один ученик работает на доске).

– Выполните графическое обозначение орфограммы. (Выделим нужные части слова, подчеркнём буквы ь и ъ одной чертой, а двумя чертами – буквы, перед которыми мы написали ь и ъ: семья, разъезд.)


3. Работа над алгоритмом и его применением.

а) Прочитайте название в рамке после правила.

– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?

(Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.)

– Прочитайте алгоритм.

– Сколько в нём «шагов»?

– С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв разделительного ь и ъ знака?

– От чего зависит выбор разделительного знака? (От места в слове.)

– Как проверить правильность написания? (Обозначить части слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь.)

б) Образец применения алгоритма.

Упр. 165. Осложнённое списывание с проговариванием вслух. (2–3 примера разбираются коллективно, затем самостоятельно.)

Например: зав_южить. В этом слове я слышу звук [й'] после согласного [в'] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма-разделительный знак. Определю, какую букву надо писать – ь или ъ. В слове корень вьюж-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило.



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.







ΙII. Развитие умений – применение знания.

1 3 5 1 3

1. Прослушайте загадку и отгадайте её. Найдите в ней на слух слова, в которых нужен разделительный ь или ъ. Запишите их в два столбика – с разделительным ь и ъ.


Пять братьев вместе родятся, а росту разного. (Пальцы.)

Записываем слово братья.

Придёт зима, объявится, на праздник ёлки явится. (Мороз.) Объявится.

За лесом усатое море лежит,

Волна за волною по морю бежит.

Объедет его великан-пароход.

И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн.) Объехать.

Ночью ходит, днём он спит. Если сердится, ворчит. Он живёт в лесу дремучем, сам он круглый и колючий. (Ёж.) Ночью.


– Какие слова вы записали в 1-й столбик? Какие выполнили графические обозначения? (Аналогично проверяются слова второго столбика.)


2. Работа в учебнике.

Упр. 166 – развивается умение отличать слова с орфограммами-разделительными ь и ъ от слов, в которых этих орфограмм нет. Последовательность действий дети проговаривают вслух.

Например: сил_но. В этом слове вообще нет звука [й'], значит, нет орфограммы-разделительных ь и ъ. Слово не выписываем. Звук [л'] согласный, мягкий, для его обозначения на письме нужен ь.

Слово болеет. В этом слове произносится звук [й'] после гласного [э], поэтому здесь нет изучаемой орфограммы. Слово не выписываем, никакой буквы между буквами гласных здесь нет.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




ΙV. Итог урока.


4 4

– По какому фонетическому признаку можно обнаружить разделительные ъ и ь?

– Выполните задание № 6, тема 4 в рабочей тетради. Обведите вариант ответа. (3.) Взаимопроверка.

– Сверьте с ключом в приложении. Проведите самооценку.

– В каком слове вообще нет разделительного знака? Почему?

(Приставка оканчивается на гласный, нет звука [й'].)


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?







V. Домашнее задание.



1. Упр. 1, с. 140.

2. Выучить правило на с. 134.




Деятельность учеников:

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.