3 2 1 3 3 – Вам знакомы следующие схемы: – «Прочитайте» их и сформулируйте тему урока. – Откройте учебник на с. 133. Рассмотрите иллюстрацию. Чем занят Афанасий? (Он готовит необычные бутерброды.) Почему буква ь находится в середине? (Потому что пишется в середине слова, т.е. в корне.) – Что бы вы посоветовали Афанасию приготовить с буквой ь? (Бульон, варенье, студень, печенье.) – Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться? – Давайте составим план. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) Вспоминаем то, что знаем. 1. Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь. а) Упр. 163 – совершенствуется умение слышать звук [й'] в словах, определять, как он обозначен на письме. Выполняется под руководством учителя. Рассуждение: в слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь. Ученики самостоятельно списывают слова и подчёркивают буквы, которые обозначают звук [й']. – Почему урок, тема которого – разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.) – Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.) б) Упр. 164 – развивается умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах. Выполняется по «шагам» – заданиям в упражнении. – Чем отличаются слова в 1-м и 2-м столбике? – Почему в 1-м столбике пишется буква ь, а во 2-м – ъ? Вывод: разделительный ь пишется в корне слова, ъ – между приставкой и корнем. – Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ. 2. Работа с правилом. – Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134. – Запишите слова семья, разъезд (один ученик работает на доске). – Выполните графическое обозначение орфограммы. (Выделим нужные части слова, подчеркнём буквы ь и ъ одной чертой, а двумя чертами – буквы, перед которыми мы написали ь и ъ: семья, разъезд.) 3. Работа над алгоритмом и его применением. а) Прочитайте название в рамке после правила. – Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше? (Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.) – Прочитайте алгоритм. – Сколько в нём «шагов»? – С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв разделительного ь и ъ знака? – От чего зависит выбор разделительного знака? (От места в слове.) – Как проверить правильность написания? (Обозначить части слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь.) б) Образец применения алгоритма. Упр. 165. Осложнённое списывание с проговариванием вслух. (2–3 примера разбираются коллективно, затем самостоятельно.) Например: зав_южить. В этом слове я слышу звук [й'] после согласного [в'] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма-разделительный знак. Определю, какую букву надо писать – ь или ъ. В слове корень вьюж-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило. |