КГУ «Учебно-воспитательный и оздоровительный центр»
Методические рекомендации по заучиванию стихотворений.
Козлович Татьяна Александровна
Воспитатель 1 категория
г. Риддер Казахстан
От автора
Заучивание стихотворений по схеме.
В современной методике заучивание стихотворения применяют приём запоминания текстов через игры.Так, например, включение в процесс разных видов памяти(зрительной, обонятельной, осязательной, двигательной) Самая сильная память – эмоциональная. Разучивание стихов должно быть для ребёнка делом весёлым, эмоциональным, а содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым. Поэтому для быстрого и ненавязчивого запоминания используется схема – зарисовка стихотворения по ключевым словам.
Первое знакомство со стихотворением может происходить на утреннем круге. Стихотворение можно обыграть через движение, психогимнастику – мимику, жесты, показ, представление, принятие роли на себя. Так как утренний круг проходит ежедневно, то в течении нескольких дней дети автоматически запоминают большую часть стихотворения. На занятии по художественной литературе или в свободное время, подводится итог. Произведение уже знакомо детям, остаётся в памяти и можно акцентировать внимание на деталях стихотворения (смысл, сюжет, новые слова). Для наглядности и полного запоминания остаётся записать (частично) и зарисовать это стихотворение в схему.
Цель схемы:
1. Систематизация и последовательность в мыслях ребёнка.
2. Нахождение главных слов стихотворения (например: в каждой строчке).
3. Развитие образного мышления (самостоятельный подбор рисунка на строчку).
4. Развитие речевого аппарата (интонация – непроизвольно ребёнок делает ударение на зарисованных главных словах в стихотворении).
5. Развитие внимания и навыков письма при списывании-перепечатывании основных слов строчки.
6. Развитие навыка образного рисования.
7. Воспитание терпения, последовательности, сосредоточенности
Работа со стихотворением
1. Зачитывание всего стихотворения ( и в движениях или психогимнастике – т.е. так, как его преподносили в утреннем круге)
К.Балибаев «Юрта»
Зелёная долина, – развести руки в стороны
А средь долины той,
Как будто половина – на одном месте попрыгать как мячики
Мяча в траве густой.
А поглядеть под утро – руку к голове козырьком, смотрим влево, вправо
Когда горит восток,
В траве белеет юрта, – мягко на носочках повернуться вокруг себя
Как облако клочок.
Ковёр в ней вместо пола – ладошки разглаживают «пол» по низу
Цветёт его узор- каз нац движения
Раскачивают полог- имитация ветра
Порывы ветра с гор.
Вечернею порою – присесть и имитация засыпания
Ты туарлык откинь – из положения сидя встаём, руки снизу поднимаем
вверх
И сразу над тобой- руки разведены вверху, кружимся вокруг себя, смотрим
вверх.
Луна и неба синь.
2. Беседа на понимание стих-ия – вопросы воспитателя.
- что такое юрта?
-где её ставят?
- на что она похожа?
Казахи кочуют, юрту с собой возят, а для пола доски возят? (нет, вместо пола узорчатый ковёр)
Объяснение – туырлык (вместо двери из кошмы кусок откидывается вверх и сверху юрты им закрывают дыру от дождя, жары, снега).
3 Заучивание наизусть ( у детей листы бумаги, расчерченные на необходимое количество квадратиков)
- повторим 1 строчку(вместе) – зелёная долина
- что изобразим? – долину
- а как? – трава
Воспитатель рисует траву в 1 квадрате, дети смотрят
- что мы изобразили – долину
- произнесём по слогам ДО-ЛИ-НА
Я буду писать это слово, вы за моей рукой читайте (никто не пишет – это концентрирует внимание и чёткое произношение слова, даже если ребёнок не все буквы знает, т.к. по звучанию слова знает, что будет дальше)
Воспитатель печатает ДО-ЛИ-НА – дети читают
- что мы написали? До-ли-на
- прочитаем всю строчку стихотворения (по рисунку воспитателя и по печатному слову, дете повторяют всю строчку стихотворения) «зелёная долина».
- тепрь зарисуйте себе и перепечатайте слово до-ли-на, проговаривая каждую букву.
Аналогичная работа проводится со всеми строчками стихотворения.
В середине работы обязательно делать физпаузу, пальчиковую гимнастику, релаксацию.
4 Далее занятие заканчивается на усмотрение восп-ля.(любой приём, игра)
Схема к стихотворению А. Дуйсенбиева «Дети земли»
           ![]()       дети |     планете |   Детский сад |             Сестра брат |
навеки |  небо ![]()   море |         |          |
  |          ![]()         |
Схема к стихотворению К.Идрисова «Мой край»
Казахстан- это край и отар и пшеницы.             ![]()   | Край, и степи, и горы вместивший границы. ![]() ![]()   ![]()     край | Край заоблачных пиков,        Пи-ков |
Джайляу широких,     ![]()       Джай-ля-у | Неуёмных и пенистых речек протоки,  Про-то-ки | край батыров, героев порывистых край,  ![]()     Ба-ты-ров |
Лишь о нём мои думы, о нём мои строки.  ![]() ![]() ![]() Ду-мы стро-ки |
Схема к стихотворению С Есенина «Берёза»
Схема к стихотворению Баянбаева «ЮРТА»