СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник по заучиванию стихотворений по схемам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь педагогам при заучивании стихотворений

Просмотр содержимого документа
«Сборник по заучиванию стихотворений по схемам»





































КГУ «Учебно-воспитательный и оздоровительный центр»





Методические рекомендации по заучиванию стихотворений.

















Козлович Татьяна Александровна

Воспитатель 1 категория





г. Риддер Казахстан

От автора

Заучивание стихотворений по схеме.

В современной методике заучивание стихотворения применяют приём запоминания текстов через игры.Так, например, включение в процесс разных видов памяти(зрительной, обонятельной, осязательной, двигательной) Самая сильная память – эмоциональная. Разучивание стихов должно быть для ребёнка делом весёлым, эмоциональным, а содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым. Поэтому для быстрого и ненавязчивого запоминания используется схема – зарисовка стихотворения по ключевым словам.

Первое знакомство со стихотворением может происходить на утреннем круге. Стихотворение можно обыграть через движение, психогимнастику – мимику, жесты, показ, представление, принятие роли на себя. Так как утренний круг проходит ежедневно, то в течении нескольких дней дети автоматически запоминают большую часть стихотворения. На занятии по художественной литературе или в свободное время, подводится итог. Произведение уже знакомо детям, остаётся в памяти и можно акцентировать внимание на деталях стихотворения (смысл, сюжет, новые слова). Для наглядности и полного запоминания остаётся записать (частично) и зарисовать это стихотворение в схему.

Цель схемы:

1. Систематизация и последовательность в мыслях ребёнка.

2. Нахождение главных слов стихотворения (например: в каждой строчке).

3. Развитие образного мышления (самостоятельный подбор рисунка на строчку).

4. Развитие речевого аппарата (интонация – непроизвольно ребёнок делает ударение на зарисованных главных словах в стихотворении).

5. Развитие внимания и навыков письма при списывании-перепечатывании основных слов строчки.

6. Развитие навыка образного рисования.

7. Воспитание терпения, последовательности, сосредоточенности





Работа со стихотворением

1. Зачитывание всего стихотворения ( и в движениях или психогимнастике – т.е. так, как его преподносили в утреннем круге)

К.Балибаев «Юрта»

Зелёная долина,развести руки в стороны

А средь долины той,

Как будто половина на одном месте попрыгать как мячики

Мяча в траве густой.

А поглядеть под утро – руку к голове козырьком, смотрим влево, вправо

Когда горит восток,

В траве белеет юрта, – мягко на носочках повернуться вокруг себя

Как облако клочок.

Ковёр в ней вместо пола – ладошки разглаживают «пол» по низу

Цветёт его узор- каз нац движения

Раскачивают полог- имитация ветра

Порывы ветра с гор.

Вечернею порою – присесть и имитация засыпания

Ты туарлык откинь – из положения сидя встаём, руки снизу поднимаем

вверх

И сразу над тобой- руки разведены вверху, кружимся вокруг себя, смотрим

вверх.

Луна и неба синь.

2. Беседа на понимание стих-ия – вопросы воспитателя.

- что такое юрта?

-где её ставят?

- на что она похожа?

Казахи кочуют, юрту с собой возят, а для пола доски возят? (нет, вместо пола узорчатый ковёр)

Объяснение – туырлык (вместо двери из кошмы кусок откидывается вверх и сверху юрты им закрывают дыру от дождя, жары, снега).


3 Заучивание наизусть ( у детей листы бумаги, расчерченные на необходимое количество квадратиков)

- повторим 1 строчку(вместе) – зелёная долина

- что изобразим? – долину

- а как? – трава

Воспитатель рисует траву в 1 квадрате, дети смотрят

- что мы изобразили – долину

- произнесём по слогам ДО-ЛИ-НА

Я буду писать это слово, вы за моей рукой читайте (никто не пишет – это концентрирует внимание и чёткое произношение слова, даже если ребёнок не все буквы знает, т.к. по звучанию слова знает, что будет дальше)

Воспитатель печатает ДО-ЛИ-НА – дети читают

- что мы написали? До-ли-на

- прочитаем всю строчку стихотворения (по рисунку воспитателя и по печатному слову, дете повторяют всю строчку стихотворения) «зелёная долина».

- тепрь зарисуйте себе и перепечатайте слово до-ли-на, проговаривая каждую букву.

Аналогичная работа проводится со всеми строчками стихотворения.

В середине работы обязательно делать физпаузу, пальчиковую гимнастику, релаксацию.


4 Далее занятие заканчивается на усмотрение восп-ля.(любой приём, игра)





Схема к стихотворению А. Дуйсенбиева «Дети земли»






дети










планете









Детский сад










Сестра брат









навеки



небо







море

















Схема к стихотворению К.Идрисова «Мой край»



Казахстан- это край и отар и пшеницы.









Край, и степи, и горы вместивший границы.








край

Край заоблачных пиков,








Пи-ков

Джайляу широких,








Джай-ля-у


Неуёмных и пенистых речек протоки,







Про-то-ки

край батыров, героев порывистых край,








Ба-ты-ров

Лишь о нём мои думы, о нём мои строки.








Ду-мы стро-ки




Схема к стихотворению С Есенина «Берёза»

Белая берёза










под моим окном

принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках

Белою каймой распустились кисти снежной бахромой







БА-ХРО-МОЙ

И стоит берёза

в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,










ЗА-РЯ

Обсыпает ветки новым серебром.










СЕ-РЕ-БРОМ

Схема к стихотворению Баянбаева «ЮРТА»