Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Артинский городской округ
МБОУ «Поташкинская средняя общеобразовательная школа»
Сборник задач по экологии
на материалах Артинского района
с. Поташка
2022
Сборник содержит задачи по экологии.
Сборник задач предназначен для учителей математики и учащихся 5-9 классов, проявляющих интерес к математике и к экологии. Также есть задачи для учащихся 11 класса.
В сборнике можно найти задачи по следующим темам:
Загрязнение атмосферы
Загрязнение почвы
Загрязнение рек, озер и океанов
Роль лесов в жизни нашей планеты
Флора и Фауна Артинского района
Пути решения экологических проблем
Задачи для учащихся 5, 6 и 8 классов по темам.
Автор сборника: Ведрова Виктория, учащаяся 11 класса МБОУ «Поташкинская средняя общеобразовательная школа».
Соавтор: Лаврова Ирина Васильевна, учитель математики, высшая квалификационная категория.
Дорогой друг!
У тебя в руках сборник текстовых задач. Он создан на материалах по экологии.
Как настоящему патриоту своей Родины тебе, наверное, захочется больше узнать о том, как у нас в районе и в нашем селе Поташка обстоят дела с экологией. Это и многое другое ты сможешь узнать, решая задачи из сборника.
Попробуем применить свои знания и умения к решению задач с экологическим содержанием, в основу их условий положены факты, материалы о состоянии рек, озер, о состоянии атмосферы и почвы, флоры и фауны Артинского района. Есть задачи, которые заставят Вас задуматься о бережном отношении к окружающей природе, могут поспособствовать тому, что Вы станете участвовать в облагораживании своего села.
Такие задачи не только способствуют закреплению навыков работы с натуральными и дробными числами, процентами, но и знакомят с экономической жизнью района, учат бережному отношению к народному достоянию, содействуют выработке активной жизненной позиции.
Надеюсь, что эти задачи помогут сформировать Вам экологическую культуру, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В сборнике есть страничка «Для заметок», где можно записать дополнительные сведения или же составить свои новые задачи.
Я знаю, как бывает нелегко решить задачу, но, решив её, ты обязательно поверишь в свои силы, и тебе будет интереснее на уроках.
Желаю побед!
Содержание сборника
1. Что такое экология? 5-14
2. Роль математики в науке 15-18
3. Виды загрязнений многообразны 19-20
4. Загрязнение атмосферы 23-30
5. Загрязнение почвы 31-33
6. Загрязнение рек, озер и океанов 34-37
7. Роль лесов в жизни нашей планеты 38-44
8. Флора и Фауна Артинского района 45-47
9. Пути решения экологических проблем 48
10. Задачи для учащихся 5, 6 и 8 классов по темам.
49-50
Ответы 51
Что такое экология?
Понятие «экология» произошло от древнегреческих слов, в дословном переводе оно означает "наука о доме". Экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Она исследует факторы неживой природы, воздействующие на организмы, а также влияние живых организмов на природу в целом.
Экология – это наука, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней. Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии.
Роль математики в науке.
Известно, что математика никогда не бывает одна, она всегда к чему-то прикладывается! Это говорит о том, что ни одна другая наука не может существовать без математики!
В современном мире математика превратилась в повседневное орудие. Это – и исследования в физике, астрономии, биологии, инженерном деле, экологии, организации производства и многих других областях прикладной деятельности. Многие крупные врачи, экономисты и специалисты в области социальных исследований считают, что дальнейший прогресс их дисциплин тесно связан с более широким и полнокровным использованием математических методов, чем это было до настоящего времени, Не зря греческие ученые говорили, что математика есть ключ ко всем наукам.
Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой, культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно- технического прогресса и важным компонентом развития личности.
3. Виды загрязнений многообразны
Это и выбросы вредных веществ в атмосферу;
попадание в водную среду производственных и коммунально – бытовых отходов, нефтепродуктов, минеральных солей, тяжелых металлов;
засорение ландшафтов мусором и твердыми отходами;
широкое применение пестицидов;
повышение уровня ионизирующей радиации, накопление тепла в атмосфере и гидросфере;
усиление шумовых и электромагнитных воздействий.
4. Загрязнение атмосферы
Проблема загрязнения атмосферы – одна из актуальных и трудноразрешимых проблем современности. Человечество пытается найти выход – изобретаются экологически чистые виды топлива, разрабатываются новые способы утилизации отходов, создаются безвредные материалы для производства и строительства. Основные источники, вызывающие загрязнение атмосферы, это – антропогенный и естественный.
Естественный источник – то, что происходит в природе с большей или меньшей регулярностью. От этого никуда не деться – мы вряд ли когда-нибудь сможем предотвратить извержение вулкана, гарантировать защиту от лесных пожаров или пыльных бурь. Процесс разложения животных или растений также вносит свой вклад в постепенное загрязнение атмосферы.
Антропогенное воздействие на атмосферу исходит от человека. Здесь можно выделить быстро развивающиеся и распространяющиеся промышленные предприятия, топливно-энергетический комплекс, предприятия машиностроения и, конечно, транспорт.
Очень много в атмосферу поступает газообразных веществ, которые вредят ей, но не стоит забывать и о твёрдых частицах – пыли, саже, копоти. В районах, где сконцентрированы промышленные предприятия, постоянными компонентами воздуха уже стали такие опасные тяжёлые металлы, как никель, медь, кадмий, ртуть, свинец, ванадий и хром. Проблема попадания в воздух большого количества свинца становится особенно угрожающей.
Задачи
№1. Каждый год на человека приходится 350 кг коммунальных отходов. Сколько кг отходов приходится на 2775 жителей?
№2. На нефтеперерабатывающем заводе негерметичное соединение коммуникаций приводит к утечке бензина или другого нефтепродукта. Например, при утечке одной капли бензина в секунду потери топлива в месяц составляют 130 л, а в год – 1560 л. Сколько километров мог бы пройти автомобиль в месяц и в год, если его расход составляет 15 л на 100 км?
№3.На свинцовом заводе в год используется 5 фильтров очистки. Одного фильтра хватает на 24 тонны воздуха. На заводе по изготовлению пластиковых изделий, в год используется 10 фильтров очистки. За последние 2 года, там очистили 240 тонн воздуха. А на заводе по изготовлению резиновых изделий, очистили 144 тонны воздуха за год, т.к. одного фильтра хватает на 18 тонн воздуха. Сколько воздуха очистили за 1 год на свинцовом заводе? На сколько тонн хватает 1 фильтра на заводе пластиковых изделий? Сколько фильтров нужно заводу резиновых изделий на пол года?
№4. Сегодня в России 45006 тыс. легковых автомобилей,
3773 тыс. грузовых, 4189 тыс. легковых коммерческих автомобилей, 410 тыс. автобусов. Построить круговую диаграмму распределение автомобильного транспорта в России.
№5. Одна берёза за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 105 г. сернистого газа. Берёза живёт чуть больше 100 лет. Сколько сернистого газа уничтожат 23 берёзы, посаженные вокруг нашей школы, за свою жизнь?
№6. Каждый год на человека приходится 350 кг вредных веществ. Сколько килограммов вредных веществ приходится на 747 жителей села Поташка?
10 - 11 класс
№7. Прочитайте полное имя исследователя британской арктической службы, который является первооткрывателем «озоновой дыры»
| 100 | | | | | | - | -624 | | | - |
Ж | З | Ф | Е | Д | О | Л | З | Ь | Ч | Р | А |
5-2 2. (-5)-4 3. (1
)3 4. 0,01-1 5. 2∙ 8-2
6. 5-2 + 3-1 7. 4-3 8. (-2)-5 9. (-2
)-2
10. 1,125-2 11. 0,2 0 – 0,2-4 12. -38 ∙ 27-4
5. Загрязнение почвы
Почвенный покров – важнейшее природное образование. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой источник продовольствия, обеспечивающий 95-97 % продовольственных ресурсов для населения планеты.
Что такое загрязнение почвы?
С ростом количества зданий и дорог, мы редко видим саму почву. Она имеет много различных названий, таких как чернозем, грязь, земля и прочее.
Растения, которыми мы питаемся, растут в почве и имеют важное значение для поддержания нашей прекрасной планеты. Однако, как и у всех других форм природы, почва так же страдает от загрязнения.
Загрязнение почвы является обычным делом в наши дни, и это происходит из-за наличия искусственных элементов.
Основная причина, почему почва загрязняется из-за присутствия человека, так это отходы. Отходы производства от самой природы, такие как мертвые растения, туши животных и гнилых фруктов, и овощей, только добавляет плодородие почвы. Тем не менее, наши отходы полны химических веществ, которые изначально не встречаются в природе и привели к загрязнению почвы.
Из всех оболочек Земли почвенный покров – самая тонкая оболочка, мощность наиболее плодородного слоя даже в черноземах не превышает, как правило, 80-100 см, а во многих почвах большинства природных зон она составляет всего лишь 15-20 см.
Почвенный покров Земли играет решающую роль в обеспечении человечества продуктами питания и сырьем для жизненно важных отраслей промышленности. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение глобального биохимического значения почвенного покрова.
Задачи
№ 8. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
№ 9. При приготовлении отвара для смягчения кашля берут измельченных корней солодки и листьев подорожника по 3 части, измельченных листьев мать-и-мачехи 4 части , воды 40 ч (по массе).Сколько получится раствора, если измельченных листьев мать-и-мачехи будет израсходовано на 20 г меньше, чем измельченных корней солодки и листьев подорожника вместе взятых ?
№10. Учащиеся школы собрали в 2015 году 335 батареек. А в 2016 году – 427 батареек. Сколько литров воды и квадратных метров они сохранили от загрязнения за два года, если по оценкам ученых одна использованная батарейка загрязняет 400 литров воды и 20 м² почвы?
6. Загрязнение рек, озер и океанов
Одна из наиболее острых проблем - проблема воды, без которой нет жизни. Три четверти нашей планеты покрыты водой, общий объем водных ресурсов земли - 1,4 млрд. кубометров. Из этого объема 92,2% соленая морская вода, 2,2% - горные и полюсные ледники. Пресная вода рек, озер и подземных водоносных горизонтов составляет всего 0,6% имеющихся на земле общих запасов воды.
На одного человека в России приходится в год 520 м3 сточных вод, из которых 370 м3 представляют собой загрязненные воды. В этом объем воды содержится примерно 17 кг. Загрязняющих веществ.
Вода — это самый ценный природный ресурс. Ее роль — участие в процессе обмена всех веществ, которые являются основой любой жизненной формы. Невозможно представить себе деятельность промышленных, сельскохозяйственных предприятий без использования воды, незаменима она в бытовой жизни человека. Вода необходима всем: людям, животным, растениям. Для кого-то она является средой обитания. Бурное развитие жизнедеятельности людей, нерачительное использование ресурсов привело к тому, что экологические проблемы (загрязнение воды в том числе), стали слишком острыми. Их решение стоит у человечества на первом месте. Ученые, экологи всего мира бьют тревогу и пытаются найти решение мировой проблемы дефицита пресной воды.
Сегодня во многих водоемах естественные условия нарушены человеком. Бытовые и промышленные стоки часто превращают реки в мутные, дурно пахнущие, наполненные ядом, болезненные канавы. Крупнейшей «сточной канавой» Земли стали океаны. Чистота вод мирового океана - это общемировая проблема.
Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающиеся качества поверхностных вод, ограничивающих их использование, а также негативное влияние на состояние дна и береговых водных объектов.
Люди сбрасывают в реки и озера нефтепродукты, полуфабрикаты и другую грязь не всегда, задумываясь о том, что потом эту воду им надо пить.
Задачи.
№11. В воду ежегодно сбрасывается 55 км³ сточных вод. Из них 20 км³ загрязнены. Какой процент всех сточных вод остается очищенным? (Ответ округлите до десятых)
№12. Ежегодно используемый объем воды в нашей стране 67 км³. 40% из них не соответствует норме питьевой воды. Сколько кубических километров не соответствует нормам питьевой воды?
№13. В воду ежегодно сбрасывается 55 км³ сточных вод. Из них очищается только 10%. Какой объем воды будет очищен? А какой нет?
№14. Из 55 км³ сбрасываемых сточных вод, очищается только 10%. 37% загрязненных сточных вод сбрасывается в бассейн Волги. Сколько кубических километров загрязненных вод сбрасывается в бассейн реки.
№ 15. Завод выбрасывает отходы в реку Ока. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час? за сутки?
№16. В литре воды «безлесного» ручья (бегущего с водохранилище с выгона) содержится 920 кишечных палочек, а в 1 литре воды «соснового» ручья (бегущего через сосновый бор) таких вредителей в 30 раз меньше. Сколько вредителей в 1 литре «соснового» ручья? (ответ округлите до единиц)?
7. Роль лесов в жизни нашей планеты
Лес - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты.
Очевидный факт: без лесов на планете не сможет выжить даже сегодняшнее 7-миллиардное население Земли, а что будет завтра, когда население в очередной раз удвоится, а лесов станет в два раза меньше? Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть. Большой ущерб лесам наносят пожары, участившиеся в последнее время: ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы гектар деревьев.
Леса содействуют задержанию и очистке воды, производству кислорода;
формируют и защищают почвы;
снижают угрозу глобального потепления климата;
создают условия для обитания диких животных.
Так, 1 гектар средневозрастного леса поглощает ежегодно 4,6-6,5 тонн углекислого газа и выделяет при этом 3,5-5 тонн кислорода.
Лес выделяет фитонциды, которые убивают многие болезнетворные микробы. Благодаря действию фитонцидов 1 метр кубический воздуха в лесу содержит 200-300 бактерий, а в крупных городах — в 200-500 раз больше.
Задачи
№17. Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г. сернистого газа. Вяз живёт 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?
Полезная информация: Одна берёза за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 105 г. сернистого газа. Берёза живёт чуть больше 100 лет. Сколько сернистого газа уничтожат берёзы, посаженные вокруг нашей школы, за свою жизнь?
№ 18. В среднем человек потребляет в сутки 0,8 кг кислорода. При физической нагрузке потребление кислорода может вырасти до 1,3 кг . Среднее же дерево выделяет за сутки 0,2 кг живительного газа. Скольким деревьям необходимо «работать», для того, чтобы человеку дышалось легко?
№19. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год до 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес-в 2 раза больше. Сколько пыли отфильтровывает за год лиственный лес? Какие деревья лучше сажать в городе?
№20. Один гектар соснового леса вырабатывает в год 36 т кислорода. Человек в сутки поглощает 715 г кислорода. На сколько суток хватит этого кислорода учащимся пятого класса (в классе 13 человек)? На сколько лет?
№21. Один гектар зелёных насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га?
№22. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
№23. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90 % птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется из после зимы? Какова основная причина их гибели?
42% ныне заготавливаемой древесины расходуется на производство бумаги;
Выбросы парниковых газов, связанные с производством бумаги, втрое превышают выбросы от всех авиаперевозок;
Всего 10% населения планеты (жители Западной Европы и Северной Америки) потребляют более половины всей бумажной продукции.
Рост численности населения и развитие мирового хозяйства обуславливают растущий глобальный спрос на лесную продукцию.
За последние 300 лет уничтожено 66-68% лесной площади планеты, и лесистость сократилась до 30%.
Учёные мирового сообщества признают исчезновение лесов одной из самых серьёзных экологических проблем.
Примерно 10 тысяч лет назад на земном шаре шумели дремучие леса. Их площадь составляла более 60 миллионов квадратных километров. Человек в это время только начинал осваивать земледелие и животноводство. Вначале незаметная, эта деятельность привела к постепенному уничтожению лесов на огромных территориях. Быстрое разрушение лесных экосистем наблюдалось и в России. Некогда обширные лесные пространства, занимавшие более половины площади европейской части России, заметно поредели. Территория, занятая лесными массивами, на сегодняшний день составляет лишь чуть более 30 процентов. В ряде районов юга России леса вырублены полностью.
Задачи
№24. На Земле вырубается 2 га леса в минуту. Сколько леса человек уничтожает за час? За сутки? За год?
№25. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.
(Запомните ! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара)
№26. 20 кг макулатуры сохраняют 1 крупное дерево. Седьмую часть всех отходов города составляет бумага. Найти, сколько деревьев мы могли бы сохранить, если за год вывозится 49000 тонн мусора.
№27. В лесу 8 тысяч деревьев, каждый день рубят 8 деревьев. За сколько лет лес исчезнет?
№ 28. В разных странах на разовые салфетки, бумажные полотенца ежегодно расходуется 15 млн. т. бумаги. Из одного взрослого дерева производится 60 кг бумаги. Сколько уничтожается деревьев для изготовления салфеток?
№ 29. Сколько леса потребуется на изготовления всего тиража учебника алгебры 11 класса, если размеры одной страницы учебника 15,5 х 21,5 см, в учебнике 460 страниц.
Тираж в 60000 экземпляров. На 1000 м² нужно вырубить 0,4 га.
№30. В прошлом году учащиеся нашей школы сдали 1 т макулатуры . Сколько мы сохранили деревьев, если известно, что собрав 20 кг макулатуры, человек сохраняет одно дерево?
№31.1 га леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько выдыхает 200 человек. Сколько гектаров леса на сутки нужно для жителей Артинского района, если в нем проживает 12937 человек.
Флора и Фауна Артинского района.
Растительность АГО относится к таежной зоне и зоне лесостепи, она формируется при влиянии климата и рельефа. Главный фактор– это соотношение тепла и влаги.
Таежная зона представлена подзоной широколиственно–хвойнотаежных лесов, которые расположены в северо – восточной части округа. Наибольшее участие в древостое принимают из хвойных пород – ель, пихта, сосна, из широколиственных – липа, вяз, илим. Ель сибирская составляет 68%, липа -10%. Леса имеют несколько ярусов. В травостое присутствуют виды как широколиственных, так и хвойных лесов. Это башмачок крупноцветковый, короставник татарский, пион Марьин корень, копытень европейский, воронец черноплодный, фиалка удивительная и др..
Лесостепная зона представлена подзоной северной лесостепи. Западная часть получает на 50-150 мм осадков меньше, чем соседние территории. Наиболее важный фактор – это барьерное влияние Уфимского плато. В зоне лесостепи представлены в большей степени известняк и песчаник трещиноватость, которых усиливает сухость почвы.
Антропогенный фактор еще больше усиливает остепненность территории. Для лесостепи характерны березовые и осиново-березовые разнотравные леса. В таких лесах «колках» встречаются осина, липа, ель, отдельные экземпляры клена. Подлесок состоит из ракитника, ивы козьей, рябины., шиповника, черемухи и боярышника, ольхи. В этих лесах травяной покров представлен земляникой, подмареником, мятликом луговым, тимофеевкой луговой, вейником тростниковидным. В юго – восточной части АГО небольшие участки сильно измененных вырубкой и выпасом дубрав. Дуб черешчатый имеет самое крайнее восточное расположение в нашем округе.
Животный мир
В Артинском городском округе довольно богата фауна. Распространены таежные виды и животные смешанных лесов. Из таежных видов представлены бурый медведь, лось, куница, рысь, норка, барсук.
Они являются ценными промысловыми животными. К промысловым птицам относится боровая дичь – глухарь, тетерев, рябчик, а также водоплавающие птицы - утки.
В лесостепной зоне водятся косуля, кабан, волк, лиса, бобр, белка, заяц беляк, еж.
Из пресмыкающихся встречается прыткая ящерица, уж, жаба.
В реках распространены окунь, щука, налим, линь, голавль, ерш, жерех, уклея, вьюн, пескарь. В прудах водится карась, лещ акклиматизирован карп зеркальный.
Численность промысловых животных за последние 200 лет сильно сократилась. Причины этого – сокращение мест обитания животных и чрезмерная охота. Контроль за численностью животных, подкормку животных выдачу лицензий осуществляет Артинское охотничье хозяйство.
В результате деятельности человека в районе исчезли такие виды как байбак, дрофа, стрепет, олень. На грани исчезновения бобр, косуля.
Особо охраняемые территории АГО
Постановлением Правительства Свердловской области 17.01.2001г. утверждён перечень особо охраняемых территорий, расположенных в Свердловской области. В Артинском городском округе это следующие объекты:
1. Каменный ложок – геоморфологический памятник природы, расположенный на правом берегу реки Уфа, в двух километрах ниже по течению от д. Комарово. Сложение послойное: песчаники и конгломераты. Высота 15 метров, длина 200 метров.
2. Гора Кашкабаш (Романов Увал) – геологический памятник природы федерального значения. Расположен в двух километрах от д. Курки, на правом берегу реки Уфы. Высота над уровнем моря 600-700 метров, площадь – 617 гектаров. Сложен песчаниками, глинистыми сланцами и мергелями, представляющими стереотип Артинского яруса Нижнепермской системы. Здесь обнаружены остатки ископаемых малюсков-аммонитов, раковиныкоторых свёрнуты в спираль.
3. Сабарский ландшафтный заказник – заповедный участок темнохвойных широколиственных лесов, памятник природы федерального значения. Расположен в 25 километрах от п.Арти, на правом берегу р.Уфа, в районе д.Комарово. Средняя высота над уровнем моря 350-400 метров, площадь 5416 га. Это научно-показательный участок крайних северо-восточных елово- широколиственных лесов восточноевропейского типа в России (с липой, клёном и вязом).
4 и 5. Берёзовская дубрава и Поташкинская дубрава – ботанические памятники природы, расположены у населённых пунктов с одноименным названием в пределах АГО. Это научно-показательные участки крайнего распространения дуба черешчатого в России. Дубравы ведут своё происхождение от дубовых лесов,переживших ледниковый период на западных склонах Урала.
6 и 7. Горные ковыльные степи- ботанические памятники природы, расположенные в окрестностях деревень Верхний и Нижний Бардым и села Новый Златоуст. Это небольшие островки степей, имеющие самое северное расположение в Свердловской области и на Урале.
8. Участок елово – пихтовых древостоев- ботанический памятник природы, расположен в окрестностях села Азигулово в пойме реки Уфа. Здесь произрастает пихта с сизой хвоёй.
9. Участок культурной посадки женьшеня- ботанический памятник природы . Расположен в деревне Комарово, культурные посадки женьшеня.
Характеристика особо охраняемых объектов
Артинский городской округ занимает четвёртое место в таблице распределения районов Свердловской области по количеству памятников природы областного и государственного значения , т.к. на его территории находится девять памятников природы, каждый из которых имеет своё уникальное значение и неповторимую красоту.
Задачи
№32. Одна бабочка, в среднем, чтобы быть сытой, должна пробовать нектар семи цветков. Сколько бабочек останутся без обеда, если гуляя по лугу, мы сорвем для букета 56 цветков?
№33. Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
№34. Заповедники занимают 1,2 % территории России, заказники-3%, национальные парки-0,2 %. Какую площадь занимают заповедники, заказники, национальные парки, если национальные парки занимают 3,6 млн га?
№35. Для приготовления черничного киселя, оказывающего на организм антибактериальное свойство, на 500 мл воды необходимо 50 г сушеных ягод. Известно, что при сушке черника теряет 80% веса. Сколько кг свежих ягод черники необходимо заготовить для приготовления киселя в школьной столовой, если в школе обучается 194 ученика, а в стакане содержится 250 мл?
9. Пути решения экологических проблем
Проблема экологии городов – это в первую очередь, проблема уменьшения выбросов в окружающую среду различных загрязнителей. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтра от сигареты – до 100 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бумагу.
Сегодня проблемы экологии важны не только для отдельных территорий и стран – это проблема всего населения Земли. В настоящее время 7 млрд. человек населения Земли оказывают на природу такое же по масштабам воздействие, какое могли бы оказать 50 млрд. людей каменного века, хотя расход пищи на одного человека остался примерно прежним.
Экологическую ситуацию можно улучшить, но это требует знаний и средств, причем часто – очень больших (именно потому самые большие успехи в охране природы у богатых стран). Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни. Чем богаче и экологически грамотнее будет общество, тем скорее излечит природу от экологических болезней.
Изучение проблем экологии помогает людям научиться экологически мыслить, обрести экологическое самосознание, чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки и принимать меры для исправления экологических ошибок, а также тяжелых экологических болезней.
Задачи
№36. Каждый день на Земле производится 1 млн. т опасных отходов, 90 % которых приходится на промышленно развитые страны. Сколько тонн опасных отходов производят эти страны за месяц? За год?
№37. За сутки взрослый человек поглощает 0,012т воздуха. Какая масса(кг) этого воздуха потребуется семье из 5 человек, чтобы прожить неделю?
№38. Норма накопления ТБО 1,4куб. м на 1 человека в год. Найти, сколько отходов должно вывозиться из села Поташка за год, если в 2021 году население составляло 747 человек.
Задачи по классам и темам.
5 класс.
Натуральные числа:
№1. Лес – санитар атмосферы. Один гектар еловых насаждений может задерживать в год до 32 т пыли, сосновых – до 35 т, вяза – до 43 т, дуба – до 54 т, бука – 68 т. Сколько тонн пыли задержит 10 га ельника за 3 года?
3 га дуба за 6 месяцев?
№2. С самой маленькой струйкой из неисправного крана в сутки вытекает 150 л воды.
а) Сколько литров воды может быть потеряно 20 семьями за 10 дней, если в квартире каждой семьи неисправен хотя бы один кран?
б) Одна перловица длиной 5-6 см при температуре 20 градусов очищает до 16 л воды в сутки. Сколько ей придется «работать», чтобы восстановить упущенную воду?
Десятичные дроби:
№3. Какова площадь всех лесов мира, если леса нашей страны занимают площадь 791,6 млн. га, что составляет пятую всех лесов мира?
№4. Наблюдения и подсчёты показали, что слой почвы толщиной 18 см смывается, находясь без использования, за 15 лет, под посевами в 3,5 раза медленнее, чем «под паром», а под лесом – в 150 раз медленнее, чем под посевами. Определите, во сколько раз медленнее смывается слой почвы, находящийся под лесом, чем «под паром»? Что вы можете рассказать о почвозащитной роли леса?
№5. Липа мелколистная живёт в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
№6. Естественный радиоактивный фон воздействует на каждого человека. В результате внутреннего и внешнего облучения человек в течении года в среднем получает дозу в 0,1 бэр. Какое количество облучения за всю жизнь получает человек?
Проценты:
№7. В настоящее время леса на планете занимают около 40 млн км2. Ежегодно эта величина уменьшается на 2 %. Когда планета останется без своих «лёгких», если этот процесс не остановить?
№8. В мире ежегодно добывается 1600 млн м3 древесины, около 20 % всей древесины идёт на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?
№9. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90 % птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то каково количество оставшихся? В чём состоит основная причина их гибели?
№10. В 1928 г. профессором Б.П.Токиным было выявлено ценное свойство многих лесных видов растений: выделять летучие вещества(фитонциды), которые способны убивать ряд болезнетворных микроорганизмов. Если в воздухе промышленных городов в 1 м3 содержится 50 000 бактерий, то в лесу, благодаря действию фитонцидов, всего лишь 200 бактерий. На сколько процентов уменьшается количество бактерий в воздухе лесной зоны?
№11. Из всего забора свежей воды по России (117 037 м3) на долю промышленности приходится 49%, на сельское хозяйство – 34%, на транспорт – 4%. В промышленности большая часть воды расходуется в энергетике (около 60%). Сколько литров воды приходится на долю энергетики?
№12.
Задача 1
Р
К
30% от 40 _____ 50% от 3 _______
Л
Г
5% от 300 ______ 20% от 22,5 _____
Н
Й
120% от 50 _____ 10% от 34 _______
А
Б
9,8 от 500 ______ 25% от 9,6 _______
2.Заполните пропуски:
:0,2
10 ∙ 4
-0,5
3.(0,32 ∙3,5 : 0,25 +0,02) ∙ 3,2 + 321,6 =
4.Заполните пропуски в тексте:
49 | 2,4 | 3,4 | 1,5 | 2 | 15 |
| | | | | |
- самое глубокое озеро в мире. Его называют «жемчужиной» нашей планеты, так как в нём самая чистая вода. Его глубина составляет
В него впадает больших и малых рек, а вытекает лишь одна -
2,4 | 60 | 4,5 | 2,4 | 12 | 2 |
| | | | | |
Задача 2
В тексте «Вода на Земле» замените буквенные обозначения х, у, t и m числами, предварительно решив примеры. Прочитайте текст с учетом найденных значений.
х = (0,22+9,96)∙ 6,7= у = 1,5∙4 – 0,5∙8 =
т =
∙(2,16 + 1,84) = m = 2,3∙3∙( 32 + 0,2∙5) =
Вода на Земле.
х % поверхности Земли покрыто водой. Пресная вода составляет у % от всех
водных запасов. t % всей пресной воды находится в озере Байкал. m % всей
пресной воды содержится в ледниках Арктики и Антарктиды.
13. От промышленных загрязнений страдают озера, реки и леса. Например, Швеция имеет более 100 тыс. озер на своей территории, из них 18 тыс. - «мертвые», лишенные жизни водоемы. Какой процент от всех озер Швеции составляют «мертвые» озера?
6 класс
Пропорции:
№1. Около 10 тыс. лет назад Земля была покрыта бескрайними лесами, площадь которых составляет более 6 млрд га. Расчистка лесов под пашню и пастбища, промышленные лесозаготовки уменьшили площадь лесов на одну треть. На сколько процентов произошло уменьшение площади лесов?
№2. Подсчитано, что для нормальной жизни в промышленном городе на каждого жителя необходимо иметь 25м2 зелёных насаждений. Какова должна быть площадь зелёных насаждений в п. Арти, если в нём проживает 12937 человек? Как вы считаете, достаточно ли зелёных насаждений в нашем районном центре?
Положительные и отрицательные числа:
№3. Проблема экологии городов – это, в первую очередь, проблема уменьшения выбросов в окружающую среду различных загрязнений. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтра от сигареты – до 100 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бутылку. Постройте соответствующую столбчатую диаграмму.
№4. 20 кг макулатуры сохраняют 1 крупное дерево, 1 т – 0,5 га леса среднего возраста. Процент переработки макулатуры: Япония 50%, США 29%, Россия 19%. Школьники летом 2021 года сдали 950 кг макулатуры. Сколько мы спасли деревьев?
8 класс.
Квадратные корни:
№1. На основе статистических данных можно выделить с максимальным сбросом загрязнённых вод: это Краснодарский край и Москва. Сколько процентов общего количества загрязнённых вод дают эти регионы, вы узнаете, решив уравнение:
х2-19x+88=0
№2. Кислотные осадки разрушают сооружения из мрамора и других материалов. Исторические памятники Греции и Рима, простояв тысячелетия, за последние годы разрушаются прямо на глазах. «Мировой рекорд» принадлежит одному шотландскому городку, где 10 апреля 1974 г. выпал дождь, скорее напоминающий столовый уксус, чем воду. Устно решите уравнения и прочитайте название этого «знаменитого» городка.
И | Х | О | И | Р | П | Л | Т |
корней нет | 64 | 16 | ±1 | -2; -8 | ±0,7 | 36 | ±√2 |
х2 = 0,49 2) 4x2-4 = 0 3) 2x2-4 = 0 4)
-6 = 0
5) 2
– 8 = 0 6)
-3 = 5 7) (x+5)2 = 9 8) х2+16 = 0
Ответы.
1). 971 т, 2). 10400 км, 3) 4,
4)
7). Чарльз Джозеф
8). 1) Кожура банана разлагается за 2 года;
2) 2+ 2 = 4 года - окурок
3) 8+4 = 12 лет - пластиковый пакет
4) 12 – 2 = 10 лет – на столько лет кожура от банана разложится раньше, чем пластиковый пакет.
9). Пусть масса одной части х (г), тогда корней солодки будет 3х (г), листьев подорожника 3х (г), листьев мать-и-мачехи 4х (г), воды 40 х (г). По условию известно, что листьев мать-и-мачехи израсходовано на 20 г меньше, чем корней солодки и листьев подорожника вместе взятых, получаем уравнение:
(3х + 3х) – 4х = 20,
6х – 4х = 20
2х =20,
х = 10 (г)- масса одной части,
3 + 3 + 4 +40= 50 (ч) всего частей в сборе,
10 ∙ 50 = 500 (г) – получится раствора.
10). 304800 л воды, 15240 м² почвы
11). 36,4%; 12). 26.8км³; 13). 5.5 км³; 49.5км³; 14). 18.315км³; 15). 144 000 л/сутки;
16). 31. 17). 48 кг; 18). 4- без нагрузки, 6,5 - при нагрузке; 19). 70т; 20). 3873сут. ;10,6 лет. 24). 120 га; 2880 га; 1051200га ; 25). 108; 26). 350000; 27). 2 года и 9 месяцев.
28). 250 000; 30).50. 32). 6; 33) 25000. 34). 54 млн. га; 20,6 млн. га; 35). 24,25 кг
36). 328500000 т; 37). 420 кг;