Мир вокруг нас беспределен, а наше сознание такое маленькое…
- Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а всё остальное отсеивать.
- Фильтрация происходит на самых разных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать “ненужных” людей, и, заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимания на запах книг, находящихся у вас в руках.
- Мы не можем видеть и слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться.
- Всю информацию из мира человек получает по 3 каналам: он видит, слышит, чувствует.
- Каналы восприятия: зрение, слух и чувства - одни из наиболее важных фильтров, при помощи которых человек просеивает, поступающую к нему извне, информацию.
- Визуальный – то, что мы видим. Это – образы, картинки, кино.
- Аудиальный – то, что мы слышим. Это может быть как речь, так и свист ветра или звук капающей воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
- Кинестетический (от греческого “кинес” - движение) – то, что мы чувствуем (кожная чувствительность, внутренние (мышечные, ощущение в желудке), эмоции, запах, вкус).
- Каждая система имеет свои тонкости и особенности. Например, самая скоростная – визуальная. А кинестетическая самая медленная.
- Внутри себя человек информацию воспроизводит уже при помощи 4 репрезентативных систем: визуальной (образы), аудиальной (звуки, мелодии), кинестетической (ощущения) и дигитальной (внутренний диалог).
- Репрезентативная система – “повторное восприятие”. Репрезентативная система – это та система, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту.
Канал восприятия
Репрезентативная система
Визуальный (зрение)
Визуальная
Аудиальный (слух)
Аудиальная или аудиально-тональная
Кинестетический (чувства)
Кинестетическая
Дигитальная или аудиально-дигитальная (появилась благодаря языку)
- На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и технологии).
- От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
- Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
- Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
- Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него гораздо более важен, чем остальные.
- НО это не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает, что зрение для него более важно .
- Люди каждого типа, естественно, в большей степени пользуются словами, относящимися к каждому конкретному каналу.
- Такие слова называются предикаты . Вот только у дигиталов таких специальных слов нет. Они пользуются преимущественно неопределенными (т.е. не относящимися ни к одной системе) и аудиальными.
- Предикаты – слова, чаще глаголы и прилагательные, относящиеся к конкретной репрезентативной системе.
Предикаты
Ярко, ясно, наглядно, четко, синий, цветной, радужный, искристый, смотреть, приглядываться, осмотреться, белесый.
ПОСМОТРИТЕ
Громко, тихо, ритмично, мелодия, слушать, разговор, беседовать, хрипло, бас, рычать, визжать, стон.
ПОСЛУШАЙТЕ
Чувствоватьдвигаться, тепло, мокро, ощущение, боль, ныть, подрагивать прохладно, резь, действоватьнапряжение.
ПОЧУВСТВУЙТЕ
Аудиальные + неопределенные (уют, важно, определенность
посредственно, возможность, приятно, странность, вероятно, осознание, понять, удивиться, настроение)
Каждый из представленных типов обладает своей индивидуальной характеристикой. (Краткое представление характеристики представленных типов).
Характеристика
- Важно, чтобы было красиво (на парте порядок). Внешний вид важнее удобств. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображения приличия, а по требованию эстетики.
- Хорошие рассказчики. Хорошо развито чувство организованности. И планируют они хорошо.
- Зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то, как бы и не слышат.
- Имеет большой зрительный запас, т.е. может узнать много слов по памяти.
- Обладают хорошей зрительно-тактильной координацией.
- Хорошо развита мелкая моторика (глаз - рука).
- Предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят головоломки, раскраски.
- Не любят прикосновений.
- Легко адаптируются. Любят говорить. Для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
- Дети раньше начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.
- Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят.
- Рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя.
- На столе невообразимый беспорядок. Для него важнее сам процесс работы, а не обстановка, в которой он происходит.
- Уверен в себе, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми. Эти дети главные участники всех игр, чаще занимают лидирующие роли.
- Микромоторика на возрастном уровне. Привыкли открыто выражать свои мысли, однако часто получают замечание за болтовню и за стремление говорить от имени всех одноклассников.
- Ценят удобство, комфорт, внимательно относится к собственному телу.
- В одежде главное удобство, а не внешний вид.
- Любят, чтобы до него дотрагивались во время разговора.
- Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать – это их способ восприятия мира, они по-другому просто не понимают (это не означает, что они подвижные люди). Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
- В фильмах, книгах – главное сюжет.
- Слабо планируют.
- «Разговоров много, дела мало» - их главный аргумент.
- Тяжело переносят стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются.
- Им тяжело сказать «нет».
- Более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как бы оторваны от реального опыта – они думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Не сочувствуют, а понимают. (Я понимаю, что вы чувствуете.) Для других – слова это доступ к опыту, для них весь опыт состоит из слов.
- Способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте.
Внешний облик
Речь
Дистанция
Часто достаточно худощавы и поджары; тонкие губы .
Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания.
Голос , чаще всего, высокий.
Сидят обычно прямо и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция – чтобы лучше разглядеть собеседника (садятся в отдалении, чтобы увеличить поле зрения – например, напротив)
Поза – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» - голова наклонена немного вбок.
Когда жестикулируют, руками показывают картинки, на каком расстоянии, и в каком направлении.
Особо характерных признаков тела нет.
Тело достаточно плотное.
Губы – широкие, полно-кровные. Обычно, сидят, наклонившись вперед, довольно часто сутулятся.
Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.
Дистанция - любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать.
Голос обычно очень выразительный, глубокий, мелодичный, часто хороший музыкальный слух.
Жестов мало, на среднем уровне.
Эмоционально неустойчивы. Черты – раздражительность и ранимость. Речь – неправильно произносят некоторые слова, его короткие фразы отличаются непоследовательностью.
Поза зажатая и прямая.
Тело плотное, губы широкие, поджатые.
Практически не жестикулируют .
Говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом.
Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собесед-нику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят.
Не эмоциональны.
Сейчас я предлагаю обратиться к нашей таблице, с которой мы сегодня с вами будем работать.
И первое задание, с которым вам необходимо будет справиться: впишите в 3 строку (Восприятие информации) те органы чувств, через которые получает информацию аудиал, визуал, кинестет, дигитал.
А сейчас, опираясь на полученную информацию, давайте вместе порассуждаем, каковы же особенности внимания каждого из типа (фронтальная работа).
Внимание!
Особое внимание – развитию языковых навыков, коммуникабельности, и общей физической координации.
Трудно подолгу слушать объяснения учителя, однако, если он отвлекается, его поведение все равно остается безупречным.
Желательно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Или, в крайнем случае, показать руками, какого это размера и где расположено.
Могут отставать в развитии навыков, связанных со зрением и моторным восприятием.
Легко выполняют даже сложные указания учителя, но быстро надоедают занятия, требующие усидчивости и работа над индивидуальным заданием.
Легко отвлекаются на любой шум или разговор, не могут сосредоточиться на зрительных заданиях больше, чем на несколько минут.
Не способны на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать свое внимание на одном предмете.
Раздражает долго пребывание в замкнутом пространстве. Требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями.
Плохо развита мелкая моторика.
В классе д/б 2 места – где он не слишком отвлекал от занятий других учеников, где он мог бы успокоиться.
Нужно постоянно подбадривать, похлопать по плечу, обнять или пожать руку.
Мы с вами познакомились, с особенностями характеристик и внимания. А теперь давайте поработаем переводчиками (работа со строкой “Перевод слов” – заполнить пропущенные слова)
Вспомните героев советского мультфильма “Вини Пух”. Вспомните их поведение и речь и попытайтесь определить ведущую репрезентативную систему у них.
Запишите во второй строке имя героев мультфильма в зависимости от их системы восприятия и обоснуйте ваш выбор.
Изучив внешний облик, речь, дистанцию представленных типов, изобразите карикатурно или схематично внешние признаки аудиала, визуала и кинестета (на каждую группу 1 тип).
На что обязательно обращают внимание?
Словарь общения.
- Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).
- Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
- Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Направление взгляда.
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
А сколько возможностей у учителя понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах!
Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Специалисты говорят:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач; - от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала; - от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; - аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Очень важно общаться с ребенком на "его языке":
- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; - аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш"; - кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
ВАШ СПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ (тест)
Отвечая на эти вопросы, выбирайте первое, что придет вам на ум. Не тратьте время на обдумывание.
1. Каким образом вы предпочли бы узнать, как работает компьютер? а. посмотрев учебный фильм; б. прослушав объяснения; в. разобрав компьютер и самостоятельно попытавшись понять, что там к чему? 2. Что бы вы предпочли почитать для развлечения? а. книгу о путешествиях со множеством иллюстраций; б. детектив со множеством диалогов; в. книгу с задачами, загадками и головоломками. 3. Если вы не уверены, как пишется слово, что вы скорее всего сделаете? а. напишете, чтобы посмотреть, так ли оно выглядит, как надо? б. произнесете его; в. напишете, обращая внимание на свои ощущения, те ли они?
4. Если вы были на вечеринке, что вы скорее всего будете вспоминать на следующий день? а. лица тех, кто там был, но не их имена; б. имена, но не лица; в. то, что вы там сами говорили и делали. 5. Как вы скорее всего будете готовиться к контрольной работе? а. читать свои конспекты, заголовки книг, рассматривать схемы и иллюстрации; б. попросите кого-нибудь задавать вам вопросы или сами будете повторять все про себя; в. записывать то, что надо знать, на карточках и рисовать схемы. 6. Когда вы видите слово с-о-б-а-к-а, что вы делаете первым делом: а. представляете себе собаку; б. мысленно произносите слово «собака»; в. представляете, что можно делать с собакой — гладить ее, играть с ней и т. д. 7. Что вам больше всего мешает, когда вы пытаетесь сосредоточиться? а. зрительные отвлекающие моменты; б. шум; в. другие ощущения вроде голода, тесной обуви или тревоги.
8. Как вы предпочитаете справляться с трудностями? а. составить список, определить этапы и вычеркивать то, что сделано; б. сделать несколько звонков по телефону, чтобы посоветоваться со специалистами и друзьями; в. представить проблему в уме и пройти по всем возможным этапам ее решения.
9. Что вы скорее всего будете делать, стоя в очереди за билетами в кино? а. рассматривать плакаты и объявления; б. беседовать с теми, кто стоит поблизости; в. притоптывать ногой или ходить туда-сюда. 10. Вы пришли в музей. Что вы сделаете для начала? а. осмотритесь, чтобы найти схему выставок; б. спросите у служащего, где какие выставки; в. начнете с первой выставки, какая приглянется, а дальше — как получится. 11. Если вы разозлитесь, что скорее всего станете делать? а. мимикой покажете свое недовольство; б. кричать; в. топать ногами и хлопать дверьми.
12. Если вы обрадуетесь, что скорее всего сделаете? а. сделаете обрадованное лицо; б. закричите от радости; в. запрыгаете от радости. 13. Какой кружок вы предпочтете? а. художественный; б. музыкальный; в. спортивный. 14. Что вы делаете, когда слушаете музыку? а. мечтаете (представляете себе разные картины); б. подпеваете себе под нос; в. двигаетесь под музыку, притоптываете ногой и т. п. 15. Как бы вы поведали историю о каком-нибудь случае? а. написали; б. рассказали; в. разыграли. 16. В какой ресторан вы бы не пошли? а. где слишком яркое освещение; б. где слишком громкая музыка; в. где слишком неудобные стулья.
Результат:
Подсчитайте число «а», «б» и «в»:
• Если у вас больше всего «а», вы больше полагаетесь на зрительное восприятие. Вы учитесь глазами.
• Если у вас больше всего «б», вы больше полагаетесь на слуховое восприятие. Вы учитесь ушами.
• Если у вас больше всего «в», вы больше всего полагаетесь на кинестетическое восприятие. Вы учитесь в движении и руками.
• Если вы обвели все буквы примерно одинаковое число раз, вы зависите от нескольких способов восприятия.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Наша с вами задача, помочь ребенку в освоении знаний с помощью ведущей репрезентативной системы; развивать через уроки у детей все репрезентативные системы, позволяя ему максимально насыщать себя полезной информацией.