Организационный момент. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Андреевна. - Сегодня на внеурочном занятии нас ждёт необычная экскурсия, к которой мы готовились вместе. Куда предстоит наш путь? (в храм). Сядьте по группам и подготовьте свои выступления. (Звучит песня «Благовест») Среди дубравы блестит крестами xрам пятиглавый с колоколами". Актуализация знаний. Фронтальная работа - Как вы думаете куда зовёт звон колоколов в этой песне?( она нас ведёт к храму) А что такое православный храм? (У храма есть купол, венчает его крест.) (Купол – символ устремленности к миру небесному - соединение земного и небесного) Москва – как дорог нам этот величественный город. Раскройте чувства, скажите чем. (Москва – столица России. Здесь мы родились, учимся. А ещё здесь есть храмы.) Да, Москва издавна считалась столицей русского православия. Покажите изображения храмов, которые вы сегодня принесли. Сегодня мы узнаем о двух храмах Жулебино. Как вы думаете о каких храмах я говорю? (которые рядом с нами) Настало время открыть нам дверь в храм Божий. Давайте подойдём к окнам. У нас есть один храм, а другой строится. Верно. Почему их два. Кому они посвящены? Сегодня мы приоткроем эту тайну и узнает об этом. Видите, двери храма всегда открыты. Вы хотите увидеть то, о чём мы говорили c вами на прошлом уроке «Храм». (Да. Мы помним, как устроен храм) Какая цель сегодня у нас на занятии? Какая тема занятия? (Побывать на экскурсию в храме и узнать, для чего строили люди храм? Как дают храму название? Кому храм посвящается? Хотим, что мы изучали - увидеть на экскурсии) Мы не должны огорчать верующих и поэтому каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “Как вести себя в храме”. Вы по группам дома подобрали правила как себя вести в храме. Давайте подготовимся к экскурсии. Ответы детей: 1гр. Входя в храм, надо остановиться, покреститься и покланяться. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест. Заходить надо спокойно. В храме говорить тихо, 2гр. Мужчины заходят в храм без головного убора, Женщины обязательно надевают платочек или головной убор. В брюках женщинам и девочкам нельзя. 3 гр. Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой, И тихонько в храме стой. Изучение нового материала. Экскурсия в Храм - Переходим дорогу по пешеходному переходу (повторяем правила дорожного движения, поведение на улицах) Около ворот на территория храма нас встречают дети из воскресной школы. Проводят в свой класс. А сейчас дети давайте расскажем, что мы знаем о храме. Ответьте на вопросы ребят из школы «Вифания». Что такое храм? Для чего строили люди храм?(дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения) - Вот как говорил митрополит Антоний Сурожский о храме: «Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия. Вступая в него, мы говорим: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем…Это место, где Живой Бог пребывает – и ты вступаешь в Его область.» - Каждый храм посвящён какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Смотрим презентацию о храмах Жулебино. После просмотра презентации вопросы детям задаёт вопросы директор воскресной школы. В честь кого принято наименование храма? (в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского) Правильно в храме находится икона. Когда было освящено место и водружен Крест на месте строительства храма?(4 июня 1997 года освящено место и водружен Крест на месте строительства храма. ) Когда был установлен первый в Москве памятник Всероссийскому пастырю.(14 июня 2015 года.) А ещё я добавлю, что окончательно строительство храма закончено 12 декабря 2006 года, С 20 марта 2006 года обязанности настоятеля храма исполняет священник Димитрий Арзуманов. А теперь мы вам расскажем о строящемся храме Сретения Господня. Как понимаете название? Как это отражено в архитектуре? В чем особенность его архитектуры? Форма кровельного покрытия – восьмигранный шатер, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Перед входом в храм прослушайте песню - Памятка Игумена Виссариона Остапенко. «Прежде чем зайти в собор…» в исполнении детского хора школы. Экскурсию по храму проводит - иерей Сергий Сиротин - директор детской воскресной школы "Вифания» А теперь давайте войдём в Храм.(дети достают схему храма, заполненную на прошлом уроке.) Перед тем как войти мы попадаем на паперть. Паперть — место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм. Сегодня мы на экскурсии в храме и поэтому креститься и класть поклоны нам не обязательно. Внутреннее убранство Храма. На какие три части разделяется православный храм? (притвор, среднюю часть, алтарь) Что находится в центре средней части?( В центре стоит аналой (греч. «подставка под книгу») – На всех стенах в храме висят иконы. Перед ними горят лампадки и свечи. Лампада — светильник, употребляемый в христианском богослужении. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду. Свечи - Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому. В свече есть Благодать Святого Духа, Напоминанье - свет идет от Бога, И все дороги, нас приводят в храм. Свеча горит, как символ нашей веры, А вера в сердце — это Божий дар. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Что отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря (иконостас) . Иконостас - самая объемная и заметная часть храма, это алтарная перегородка, составленную из икон. Посмотрим теперь на иконы. Традиционно иконостас украшается иконами в несколько рядов. В нашем храме их пять. Посмотрите на изображения нижнего ряда. Здесь всегда находятся самые большие иконы. Давайте обратимся к крайнему образу справа. Это так называемая "храмовая икона". Она всегда подскажет, в честь какого праздника или святого освящена церковь, в которой вы находитесь. (Икона Святого Праведного Иоанна Кронштадтского). В центре местного ряда мы видим Царские врата. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. Подойдя к Царским вратам, мы увидим на них небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Над Царскими вратами находится "Тайная вечеря" — символ таинства Евхаристии. Куда ведут двери в иконостасе? ( Эти двери ведут в алтарь) Что означает Алтарь? (Алтарь означает небо, рай где обитает Бог, а храм — землю.) Через Царские врата проходить имеют право только священнослужители. Кто такие священники? (Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Особенная одежда священников показывает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест). Как называется ступенчатое возвышение перед иконостасом? (солея). Давайте посмотрим, что находится по краям солеи у стен храма?(клиросы - места для певцов и чтецов). Алтарь является самой главной священной частью храма «возвышенное место». В алтаре священнослужителями совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме. Какое? (Святой престол) А сейчас, я покажу вам святыни нашего храма: Частица пояса служебного облачения преподобномученика Филумена Святогробского (Хасаписа). Частица мощей святителя Димитрия Ростовского. Частицы мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары, Частица мощей младенцев в Вифлееме убиенных. Частица мощей великомученика Пателеимона. Частица мощей блаженной Матроны Московской. А теперь мы выйдем на улицу и посмотрим памятник Иоанну Кронштадтскому и увидим строительство нового храма. Величественный Храм Сретения Господня возводится в память о порушенных святынях. Это первый и единственный храм в Москве, посвященный празднику Сретения Господня. Все работы осуществляются исключительно на пожертвования. Это народная стройка. Как вы это понимаете? (ответы детей) Храм создан в классическом стиле. Форма кровельного покрытия ― восьмигранный шатер. 49-метровый храм венчают 13 куполов: главный символизирует Христа Спасителя, а 12 ― Его учеников, Апостолов. Вот и подошла к концу наша экскурсия. Посмотрите на купола. Они провожают нас, чтобы вернуться. А колокольный звон всегда будет манить нас в Божий храм, где царит любовь и благодать. Ведь Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Закрепеление нового материала. Давайте вспомним, какому святому или знаменательному событию в истории нашей страны посвящены наши Храмы. (ответы) Уже совсем скоро будет открытие Храма Сретения Господня. Это будет великий праздник. | Дети осознанно включаются в деятельность. Внимательно слушают. Слушают аудиозапись «Благовест» Отвечают на вопросы учителя, делясь своими впечатлениями и знаниями, предположениями. Слушают рассказ учителя о том как устроен храм. Учащиеся принимают проблемную ситуацию. Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, объясняют свою точку зрения. Формулируют цели и темы занятия. По группам объясняют церковный этикет «Поведение в храме» Дети повторяют правила дорожного движения, поведение на улицах ; в сопровождении учителя и одного родителя переходят дорогу, идут в Храм. Дети отвечают на вопросы ребят из школы «Вифания». Помогают дети из воскресной школы. Учащиеся смотрят презентацию о храмах Жулебино; после просмотра презентации отвечают на вопросы директора воскресной школы Слушают рассказ о строящемся храме, отвечают на вопросы, обсуждают в группе. Перед входом в храм слушают песню «Прежде чем зайти в собор…» в исполнении детского хора школы. Дети группами тихо обсуждают вопросы и дают ответы. Сопоставляют знания из учебника с увиденным в храме. Самопроверка по образцу. Дети слушают рассказ иерея Сергия Сиротина об убранстве храма, отвечают на вопросы. Знакомятся со святынями храм Выходят на улицу, рассматривают памятник Иоанну Кронштадтскому, наблюдают за строительством нового храма. Слушают рассказ о Величественном Храме Сретения Господня, отвечают на вопросы. Беседа с учителем о путешествии в Храм. Ответы уч-ся. |