Муниципальное образовательное учреждение
Лучинская средняя школа
Ярославского муниципального района
Исследовательский проект
Тема Тема: "Школьные проблемы левшей и пути их решения".
Авторы работы:
Иванникова Мария
обучающаяся 3 "А" класса
МОУ Лучинская СШ ЯМР
Ф.И. О. руководителя:
Волкова Наталья Николаевна
с. Лучинское, 2023 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Глава Ι Обзор литературы……………………………………………..…5
1.1. Проблемы левшей в повседневной жизни ………………....................5
1.2. Школьные проблемы левшей.…………..…………………………..…5
1.3. Особенности обучения детей левшей…….………………………..…6
2. Глава ΙΙ Объект и методы исследования. Результаты исследования….7
3. Заключение……………………………………………………………….9
4. Список литературы…………………………………………………..…10
5. Приложение………………………………………………………..……11
Введение
Во втором классе я начала работать над исследовательским проектом на тему: «Почему я пишу левой рукой?». (Приложение 1). Когда я изучала материалы и проводила исследования, я узнала много нового о себе и о ребятах, которые пишут левой рукой. Я узнала, что у левшей больше развито правое полушарие мозга и леворукость не зависит от привычки ученика, а также не зависит от того пишут ли родители правой или левой рукой. Леворукость - это врожденная особенность ребенка. Данная тема оказалась настолько интересной, что я решила продолжить работать и дальше над своим проектом.
Актуальность темы:
В процессе работы над проектом я много общалась с леворукими ребятами, их родителями и учителями школы. Мы вместе выявляли проблемы, которые возникают при работе с леворукими детьми.
Продуктом проекта "Почему я левша?" стали рекомендательные памятки, для педагогов, работающих с леворукими детьми и для родителей леворуких детей. При их разработке я использовала различные источники и личные наблюдения. (Приложение 2).
Я задумалась, а комфортно ли леворуким детям обучаться в тех же условиях, что и праворуким детям? Нужен ли особый подход в их обучении?
Эта тема мне показалась очень актуальной. Ведь правши и левши из-за своих физиологических особенностей имеют разные возможности. Мне захотелось подробнее изучить эту тему.
Гипотеза:
Я предположила, что, если при обучении леворукого ребенка использовать специальные средства (ручки, ножницы, прописи), а учителям и родителям применять индивидуальный подход, ребенок сможет быстрее адаптироваться в школьной среде и будет более успешным в учебе.
Цель:
Обобщить полученные данные и представить их в виде методических
рекомендаций учителям, родителям.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме;
2. Провести анкетирование среди учителей Лучинской СОШ и родителей леворуких детей;
3. Изучить проблемы возникающие в процессе обучения леворуких детей;
4. Провести эксперимент "Создание комфортной среды для леворуких детей";
5. Обобщение собранной информации, выводы.
Методы исследования: анкетирование, сбор информации, наблюдение, опрос, эксперимент, сравнительный анализ.
Ход исследования:
1. Изучение литературы по проблеме леворукости.
2. Анкетирование среди учителей школы и среди родителей леворуких детей.
3. Проведение эксперимента среди учеников Лучинской школы.
4. Обобщение собранной информации, выводы.
Объект исследования: учащиеся МОУ Лучинская СОШ ЯМР.
Предмет исследования: леворукость.
Практическая значимость проекта:
Материалы моего проекта, будут полезными и познавательными:
1. Для учащихся школы – возможность познать себя.
2. Для педагогов школы – возможность учитывать особенности леворуких детей при организации работы на уроке.
3. Для родителей леворуких детей – узнать о физиологических и психологических особенностях своих детей и правильном взаимодействии с ними.
Портфолио проекта станет для меня новым увлечением.
Продукт проекта:
Методика работы с леворукими детьми.
Глава 1. Обзор литературы
Глава 1.1. Проблемы в повседневной жизни левшей.
Леворукие люди часто испытывают неудобства из-за преобладающих в обществе предметов, предназначенных для правшей (использования правой рукой). Многие инструменты и устройства разработаны с расчётом на удобство использования именно правой рукой (Приложение 3). Например, ножницы устроены таким образом, чтобы линия разреза была видна человеку, держащему их в правой руке, хотя в таком случае она окажется скрытой для пользователя-левши. Кроме того, ручки часто штампуются в сторону, обратную для левши, следовательно, ему их неудобно держать, и частое применение таких ножниц может привести к серьёзному дискомфорту (1).
На некоторых рабочих местах, оборудованных компьютером, мышь может быть расположена только с правой стороны, делая неудобным её использование для левшей. В то же время назначение левой и правой кнопок мыши может быть изменено для удобства левшей.
Нехватка инструментов и механизмов, предназначенных для левшей, на множестве рабочих мест не только создаёт неудобства в использовании, но и фактически может привести к опасным последствиям.
Глава 1.2. Школьные проблемы левшей.
Письмо - Широко известно, что особенно трудно леворуким детям дается письмо. При письме у них часто возникает проблема зеркального написания (письмо левой рукой является зеркальным отображением письма правой рукой) это делает ещё более трудным и запутанным процесс обучения письму. В результате большинство левшей во время письма изгибают руку вокруг ручки таким образом, чтобы наклон бумаги имел тот же самый угол, что и у правшей вместо того, чтобы просто наклонить бумагу в противоположную сторону. Как только эта привычка сформирована, её трудно разрушить. Такое выгибание кисти приводит к тому, что руку, располагающуюся позади написанных символов, необходимо поднимать над строкой письма, что приводит к ещё большим неудобствам. Когда левая рука расположена правильно, то она находится ниже строки письма, точно так же, как и у правшей (2).
Темп письма леворуких детей очень медленный, а почерк далек от каллиграфического. Рука постоянно скользит по написанным строкам, буквы размазываются, а на ладони остаются отпечатки. Соответственно написанный текст выглядит неряшливо (Приложение 4).
Сидение за партой - Сидеть за партой с леворуким ребенком неудобно. Если посадить такого ребенка с правшой неправильно, то столкновения локтями во время письма не избежать (Приложение 5).
Ножницы - Левшам неудобно держать в руках ножницы. Особенно эта проблема актуальна для детей, которым на уроках труда в школе бывает трудно справиться с заданием учителя.
Глава 1.3. Особенности обучения детей левшей.
На сегодняшний день в школах не предусмотрено использование специальных средств и методик для обучения письму леворуких детей. Они обучаются выполнять все учебные действия, что и правши, нет индивидуального подхода. Как и на уроках технологии (на занятиях технологии левшам требуются специальные ножницы).
На данный момент существует ряд рекомендаций, которые могут облегчить жизнь леворуким детям, как в быту, так и в процессе обучения.
Раньше существовала практика переучивания леворуких детей. Сегодня физиологи, психологи, педагоги считают, что этого делать нельзя. Насильственное переучивание левшей ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
Глава ΙΙ. Объект и методы исследования. Результаты исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ Лучинская СОШ ЯМР с сентября 2022 года по март 2023 года. В исследовании приняли участие обучающиеся 1-9 классов школы.
Я разделила свое исследование на несколько этапов.
1 этап.
Изучив различные источники, я узнала, что леворукость — это не нарушение, это индивидуальная особенность функционирования мозга. Она не может быть препятствием для развития и обучения ребенка и достижения успеха в жизни. Миру известны люди, выдающиеся профессионалы, которые были левшами: Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Пабло Пикассо, Билл Гейтс, Уинстон Черчилль, Наполеон, Чарли Чаплин, Фридрих Ницше и многие-многие другие.
Однако леворукие дети обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать при обучении. Обучение ребенка-левши требует от окружающих взрослых больше внимания и терпения.
2 этап.
Для начала я решила узнать:
У родителей леворуких детей и у учителей школы, вызывает ли леворукость школьников проблемы в обучении. Для того, чтобы понять, действительно ли леворукие дети испытывают проблемы, связанные с их леворукостью, как в повседневной жизни, так и в обучении.
Мною было проведено анкетирование (Приложение 6) в котором приняли участие: 22 человека, 11 родителей и 11 учителей школы.
а) Проанализировав результаты анкет родителей леворуких детей, я выяснила, что у 5 из 11 детей левшей наследственная леворукость.
На вопрос "Ваш ребенок испытывает дискомфорт из-за леворукости или не замечает этой особенности?" "нет" ответили - 10 человек, "иногда" - 1 человек. В прошлом году я поводила исследование среди леворуких детей (Приложение 1) и вот там на вопрос "Чувствуешь ли ты какую-нибудь разницу с правшами?", леворукие дети ответили "да" – 5 человек, "нет" – 6 человек. Предполагаю, что часть ребят скрывают свой дискомфорт и не всегда открыто говорят, что леворукость доставляет им неудобства.
На вопрос "Должны ли учителя, по Вашему мнению, учитывать особенности вашего ребенка при организации учебного процесса? Если да, то в чем это должно выражаться?" родители леворуких детей ответили "да" – 6 человек, "нет" – 5 человек. Некоторые родители даже написали следующие комментарии: "Не сажать с правшой локтями навстречу! Четвертый год прошу!".
На вопрос " У вашего ребенка были трудности в освоении школьной программы?" ответ был следующий, "да" – 8 человек, "нет" – 3 человека. Это подтверждает полученную мною информацию из различных источников.
б) Проанализировав результаты анкеты учителей, я узнала, что все опрашиваемые учителя работают с леворукими детьми. Большая часть из них 6 человек из 11, считают, что детям, пишущим левой рукой необходимо особое внимание.
На вопрос "Есть ли разница в обучении между праворукими и леворукими детьми?" учителя ответили "да" - 6 человек, "нет" - 5 человек.
3 этап.
Используя памятки разработанные мною ранее (Приложение 2), а также используя специальные средства разработанные для левшей (ручки, ножницы и прописи) я решила провести эксперимент. В котором приняли участие леворукие ученики начальной школы, учителя начальной школы, а также родители леворуких детей. Суть эксперимента понять, помогают ли специальные средства и созданные благоприятные условия, создать комфортную среду в школе для обучения леворуких детей.
Все ребята получили следующие приспособления для леворуких (Приложение 7):
- ножницы;
- ручки;
- прописи.
Учителя школы и родители получили памятки, как работать с леворукими детьми.
Мною было проведено анкетирование школьников, которое проходило в два этапа. Первый этап анкетирования проходил до использования специальных средств, второй этап проходил после использования специальных средств (Приложение 8).
В ходе эксперимента я обнаружила, что всем ребятам очень понравилось учиться используя специальные средства для левшей. Удобно писать ручкой для леворуких, многие ребята сказали, что попросят родителей купить такие ручки! Работать ножницами для левшей, оказалось тоже удобнее. Также леворукие ученики первого и второго класса заметили, что в прописях для левшей писать гораздо проще.
Можно отметить, что применение индивидуального подхода учителями школы и родителями леворуких детей, помогают леворуким детям чувствовать себя увереннее в школе, предполагаю, что в дальнейшем, они будут более успешным в учебе.
Заключение.
Исходя из результатов исследования, я пришла к следующим выводам:
1. Проведя анализ анкет родителей, учителей и леворуких детей, я поняла, что данная проблема волнует всех участников анкетирования.
2. Для успешного обучения леворуких детей необходимо учитывать их физиологические и психологические особенности.
3. При организации учебного процесса леворуких детей необходимо создавать комфортную среду.
Моя гипотеза подтвердилась. Успех леворуких детей зависит не только от их способностей, но и от подхода к обучению с учетом физиологических и психологических особенностей таких детей. Данная тема действительно оказалась очень актуальной и интересной. Поэтому я в дальнейшем я обязательно буду продолжать работать над своим проектом.
Список используемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Левша
2.Айрапетянц В.А. Леворукий ребенок //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003 г. - № 3.
3. Макарьев И.С. Если ваш ребенок — левша. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2003.
4.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/levsha_i_pravsha_otlichiya_v_razvitii_i_vospitanii_detej/
6. https://4youngmama.ru/from_0_to_3/osobennosti-vospitania-rebenka-levsi.html
7. https://www.shkolazhizni.ru/psychology/articles/511/
8. https://naukatehnika.com/pravsha-ili-levsha-aktualno-i-v-mire-zhivotnyix.html
9. https://vk.com/wall-136730708_1685
Приложение 2.
Памятка для педагогов, работающих с леворукими детьми.
1. Отношение к леворукому ребенку должно быть бережное, внимательное и доброе.
2. Необходимо помогать организовать леворукому ребенку свое рабочее место.
3. Ребенка, пишущего левой рукой, необходимо сажать у окна, слева за партой.
4. Сажайте левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа.
5. Нельзя сажать левшу на проходе – они очень чувствительны к постоянному движению.
6. С целью снижения отвлекаемости левшей – нельзя сажать их рядом с непоседливым, подвижным, легко возбудимыми детьми.
7. Леворукий ребенок может сам выбирать удобный для себя вариант написания букв; ребенку противопоказано безотрывное письмо.
8. Не торопите левшу.
9. Писать левой рукой непросто, поэтому помогите ребенку избегать перегрузки и переутомления.
10. Терпеливо относитесь к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям ребенка, помня о том, что письмо ему дается гораздо труднее, чем другим детям.
11. Желательно хвалить левшу за все, что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают!
Приложение 3.
Проблемы в повседневной жизни левшей.
Приложение 4.
Школьные проблемы левшей.
Приложение 5.
Приложение 6.
Анкета для родителей.
Вопросы:
1. Ваш ребенок испытывает дискомфорт из-за леворукости или не замечает этой особенности?
2. Должны ли учителя, по Вашему мнению, учитывать особенности вашего ребенка при организации учебного процесса?
3. У вашего ребенка были трудности в освоении школьной программы?
Анкета для учителей.
1. Работаете ли вы с леворукими детьми?
2.Есть ли разница в обучении между праворукими и леворукими детьми?
3. Нужен ли особый подход к леворуким детям?
Приложение 7.
Приложение 8.
Дорогие ребята!
Мы проводим исследование, ваши ответы очень важны для нас.
Просим вас, ответить на вопросы честно!
В обычных условиях | В условиях эксперимента |
Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ |
Часто ли у тебя возникают проблемы в быту связанные с леворукостью? | Да Нет Иногда (перечислите в чем) | При использовании специальных приспособлений для леворуких, мне комфортнее учиться в школе. | Да Нет Свой ответ |
Мне часто говорят, что я пишу небрежно. | Да Нет Свой ответ | Мне было комфортнее писать на уроках специальной ручкой для леворуких. | Да Нет Свой ответ |
Когда я пишу в тетради у меня часто пачкается рука, а буквы размазываются. | Да Нет Свой ответ | Когда я начал(а) писать специальной ручкой для леворуких, мой почерк стал лучше. | Да Нет Свой ответ |
Удобно ли вам пользоваться обычными ножницами? | Да Нет Свой ответ | Мне было комфортнее работать на уроке технологии, когда я использовал(а) специальные ножницы для леворуких. | Да Нет Свой ответ |
Когда меня сажают с праворукими детьми локтями друг к другу, мне это доставляет неудобство. | Да Нет Свой ответ | Когда мы на уроках не сталкиваемся локтями с праворукими детьми, мне очень удобно работать. | Да Нет Свой ответ |
Перед уроками я часто забываю достать из портфеля все то, что нужно для урока. Мне делают замечания, я чувствую себя не комфортно. | Да Нет Иногда | Когда учитель перед уроком и на уроке помогает мне, я чувствую себя более собранным и я лучше работаю на уроке. | Да Нет Свой ответ |
В обычной прописи мне неудобно писать. | Да Нет Свой ответ | В прописи для леворуких детей мне очень удобно писать, я вижу, что я пишу! | Да Нет Свой ответ |
14