ГОКУ СКШ г.Бодайбо
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Теоретический семинар
4 декабря 2015 года
МО учителей технологии
Задача
- Рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения
Теория и практика системно-деятельностного подхода требует детального изучения, освоения, а затем и внедрения в практику лицейского образования. Поэтому наш разговор о данном подходе, конечно, не ограничится сегодняшней встречей. Цель встречи сегодня – рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения.
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе базовых учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего
учить?
Как учить?
обновление
средств
обучения
ценности
образования
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
4
формирование базовых учебных действий
4
4
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Меня учат
Я учусь!
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю
Китайская мудрость
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет
Уильям А. Уорд
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.
4
Детские действия могут задаваться при помощи…
- Учебной ситуации –это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
- -Обнаруживают предмет своего действия,
- -Исследуют его,
- -Преобразуют его, переформулируют
- -Частично запоминают
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
- Соревнования – командные и индивидуальные;
- Сюжетные – «поиск сокровищ»,«Строим дом»;
- Ролевые – «пишем инструкцию» , «учитель»…
- театрализация
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:
- Проектируем журнал;
- Готовим праздник;
- Делаем подарки.
Активная познавательная коллективная деятельность обеспечивается
- Связь с жизнью;
- Многообразием форм и методов учебной работы( самостоятельной, диалогической, проектно-исследовательской)
- Привлечением для обсуждения прошлого опыта уч-ся;
- Оцениванием не только отметкой, но и содержательной характеристикой
Основные виды базовые учебных действий для I (I1)-IV класса
учебные действия обеспечивают готовность ребенка к
принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения
Личностные
учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения
Коммуникативные
учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Регулятивные
В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий:
личностные (самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания);
регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность);
коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках).
учебные действия представлены комплексом
начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях.
Познавательные
11
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся в массовой школе
готовность
к разрешению проблем
технологическая
компетентность
готовность к социальному
взаимодействию
коммуникативная
компетентность
готовность к
самообразованию
Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
готовность к использованию
информационных ресурсов
12
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся
осознание себя как
гражданина России;
воспитание эстетических
потребностей,
ценностей и чувств
способность к осмыслению
социального окружения
Восп-е уваж. отношения к иному
мнению, истории и
культуре других народов
владение навыками
коммуникации
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося
развитие этических чувств
овладение социально-
бытовыми навыками
сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях
Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
сформированность
навыков сотрудничества
Овладение
начальными
навыками
проявление готовности
к самостоятельной жизни
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни
Деятельностный подход на уроках
Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность
Участие в проектной
деятельности,
владение приёмами
исследовательской
деятельности
Моделирование
и анализ жизненных ситуаций на занятиях
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- Использование активных и интерактивных методик;
- Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
- Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи
Использование активных и интерактивных методик
Основа АООП:
- В основу разработки ПрАООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены два подхода :
- - дифференцированный ;
- - деятельностный .
Дифференцированный подход
- Предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования
Группы дифференциации:
- Небольшую группу ( 5-20%) составляют ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения.
- 30-35% учащихся также достаточно успешно обучаются в классе, хотя испытывают некоторые трудности.
- 35-40% учащихся с трудом усваивают программный материал, они нуждаются в разнообразных видах помощи, чаще в их сочетании (словесной, наглядной, предметно-практической).
- 10-15% учеников овладевает учебным материалом на самом низком уровне.
Деятельностный подход
- Основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающей основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)
Обоснование.
- Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу.
- СДП ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку и уходит корнями в теорию известного психолога Льва семеновича Выготского.
- Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, и другие известные ученые – в течении полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа
Деятельностный подход
- В образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с у\о школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности ( предметно-практической и учебной )
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- Придание результатам социального и личностно значимого характера
- Прочное усвоение знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения
- Существенное повышение мотивации
- Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий
Механизмом реализации СДП является такие технологии как:
- ИКТ
- Технология создания учебной ситуации
- Технология, основанная на реализации проектной деятельности
- Технология, основанная нам уровневой дифференциации
- Технология деятельностного похода
Система дидактических принципов
Принцип государственной политики
Принцип коррекционно-развивающей
направленности
Принцип деятельности
Принцип практической
направленности
Принцип воспитывающего
обучения
Принцип непрерывности
Принцип онтогенетический
Принцип целостности
Принцип преемственности
Принцип минимакса
Принцип целостности
содержания
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Принцип психологической
комфортности
Принцип учета возрастных
особенностей
Принцип учета особенностей
ПР разных групп
Принцип вариативности
Принцип направленности
на формирование д-ти
Принцип переноса усвоенных ЗН
Принцип творчества
Принцип сотрудничества с семьей
Принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
Принципы:
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
Принципы:
- ― принцип практической направленности , предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической
деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
Принципы:
- ― принцип воспитывающего обучения , направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
Принципы:
- ― онтогенетический принцип;
- ― принцип преемственности , предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
Принципы:
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий
наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными
предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся,определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
Принципы:
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- ― принцип сотрудничества с семьей .
Принципы:
― принцип направленности на формирование деятельности , обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
Принципы:
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире