СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скорость химических реакций

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Сформировать первоначальные представле- ния о понятиях «скорость химической реакции», «катализа- тор», «ингибитор». Рассмотреть условия, влияющие на ско- рость реакции.

Просмотр содержимого документа
«Скорость химических реакций»

- При кипячении воды, ее молекулы движутся со скоростью 650 метров в секунду.
  • - При кипячении воды, ее молекулы движутся со скоростью 650 метров в секунду.
- Ураган может двигаться со скоростью 125 миль в час.
  • - Ураган может двигаться со скоростью 125 миль в час.
- Ночью волосы растут медленно. Днём рост волос ускоряется. Между 10 и 11 часами скорость роста самая большая. Пик роста наступает между 14 и 16 часами.
  • - Ночью волосы растут медленно. Днём рост волос ускоряется. Между 10 и 11 часами скорость роста самая большая. Пик роста наступает между 14 и 16 часами.
- Кровь движется быстро в артериях (500 мм/с), медленнее в венах (150 мм/с), и еще медленнее в капиллярах(1мм/с).
  • - Кровь движется быстро в артериях (500 мм/с), медленнее в венах (150 мм/с), и еще медленнее в капиллярах(1мм/с).
-Самое медлительное млекопитающее в мире — ленивец. Он перемещается со скоростью около двух метров в минуту.
  • -Самое медлительное млекопитающее в мире — ленивец. Он перемещается со скоростью около двух метров в минуту.
-Самые сильные ветра на Земле дуют в Антарктиде, в долине Виктории. Скорость ветра там достигает 215 метров в секунду.
  • -Самые сильные ветра на Земле дуют в Антарктиде, в долине Виктории. Скорость ветра там достигает 215 метров в секунду.
Что объединяет эти научные факты?

Что объединяет эти научные факты?

Что такое скорость химических реакций?  От чего зависит скорость химических реакций?).
  • Что такое скорость химических реакций?
  • От чего зависит скорость химических реакций?).
 υ =(c 1 -c 2 ) / (t 2 -t 1 ),  или ∆с-∆t

υ =(c 1 -c 2 ) / (t 2 -t 1 ),

или ∆с-∆t

С=n/v;  [С]=[моль/л].

С=n/v;

[С]=[моль/л].

 Скорость химической реакции зависит от условий ее протекания, важнейшими из которых являются:

Скорость химической реакции зависит от условий ее протекания, важнейшими из которых являются:

а) природа реагирующих веществ; б) концентрация реагирующих веществ; в) площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ; г) температура; д) наличие катализатора.

а) природа реагирующих веществ;

б) концентрация реагирующих веществ;

в) площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ;

г) температура;

д) наличие катализатора.

(табл.11, с. 40).

(табл.11, с. 40).

А) Природа реагирующих веществ H 2 SO 4 + Zn = ZnSO 4 + H 2 ↑   2CH 3 COOH + Zn = (CH 3 COO) 2 Zn + H 2 ↑

А) Природа реагирующих веществ

H 2 SO 4 + Zn = ZnSO 4 + H 2

2CH 3 COOH + Zn = (CH 3 COO) 2 Zn + H 2

Б) Концентрация реагирующих веществ.

Б) Концентрация реагирующих веществ.

В) Площадь соприкосновения реагирующих веществ.

В) Площадь соприкосновения реагирующих веществ.

Г) Температура.   при увеличении температуры на каждые 10 0 , скорость реакции увеличивается в 2-4 раза. Это правило можно отобразить с помощью формулы:  ʋ t2 = ʋ t1 γ t2-t1/10 где, γ – температурный коэффициент, который зависит от природы реагирующих веществ и от катализатора.

Г) Температура.

при увеличении температуры на каждые 10 0 , скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.

Это правило можно отобразить с помощью формулы:

ʋ t2 = ʋ t1 γ t2-t1/10

где, γ – температурный коэффициент, который зависит от природы реагирующих веществ и от катализатора.

Д) Катализаторы .

Д) Катализаторы .

2. Работа с учебником(с.39-40). Итак, ответьте на вопросы: 1) Что такое скорость химической реакции? 2) В каких единицах измеряется скорость химической реакции? 3) Почему скорость реакции горения веществ в кислороде больше, чем в воздухе?

2. Работа с учебником(с.39-40).

Итак, ответьте на вопросы:

1) Что такое скорость химической реакции?

2) В каких единицах измеряется скорость химической реакции?

3) Почему скорость реакции горения веществ в кислороде больше, чем в воздухе?

4) От чего зависит скорость реакции? 5) На каком принципе основано тушение костра разбрасыванием горящих дров? 6) Железо окисляется и на воздухе, и в кислороде. Почему оно горит в кислороде и не горит на воздухе?

4) От чего зависит скорость реакции?

5) На каком принципе основано тушение костра разбрасыванием горящих дров?

6) Железо окисляется и на воздухе, и в кислороде. Почему оно горит в кислороде и не горит на воздухе?

3. Работа с учебником(с.41-42). 1) Какие реакции называются обратимыми и необратимыми? 2) Познакомьтесь с понятием «химическое равновесие» и условиями его смещения.

3. Работа с учебником(с.41-42).

1) Какие реакции называются обратимыми и необратимыми?

2) Познакомьтесь с понятием «химическое равновесие» и условиями его смещения.

3) Дайте характеристику реакции  2SO 2 +O 2 ↔2SO 3 +Q а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции б) по тепловому эффекту в) по изменению степеней окисления г) по использованию катализатора д) по направлению

3) Дайте характеристику реакции

2SO 2 +O 2 ↔2SO 3 +Q

а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

б) по тепловому эффекту

в) по изменению степеней окисления

г) по использованию катализатора

д) по направлению

принцип Ле Шателье Если на систему, находящуюся в равновесии, производится внешнее воздействие (t, p, c), то равновесие смещается в сторону той реакции, которая ослабляет это воздействие.

принцип Ле Шателье

Если на систему, находящуюся в равновесии, производится внешнее воздействие (t, p, c), то равновесие смещается в сторону той реакции, которая ослабляет это воздействие.

для смещения равновесия в сторону образования SO 3 необходимо: 1) понизить t (т.к. прямая реакция экзотермическая); 2) повысить Р (т.к. прямая реакция протекает с уменьшением V); 3) увеличить С реагентов (SO 2 и O 2 ) или из зоны реакции отводить SO 3 .

для смещения равновесия в сторону образования SO 3 необходимо:

1) понизить t (т.к. прямая реакция экзотермическая);

2) повысить Р (т.к. прямая реакция протекает с уменьшением V);

3) увеличить С реагентов (SO 2 и O 2 ) или из зоны реакции отводить SO 3 .

  1.Скорость химической реакции зависит: А) от природы реагирующих веществ; Б) от температуры реакции; В) от присутствия катализатора; Г) от каждого из перечисленных факторов.

  1.Скорость химической реакции зависит:

А) от природы реагирующих веществ;

Б) от температуры реакции;

В) от присутствия катализатора;

Г) от каждого из перечисленных факторов.

2.  Скорость взаимодействия раствора соляной кислоты максимальна с кусочком: 1)железа                                      3) цинка 2)магния                                      4) меди

2.  Скорость взаимодействия раствора соляной кислоты максимальна с кусочком:

1)железа                                      3) цинка

2)магния                                      4) меди

 3 . Скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с цинком будет наибольшей, если цинк находится в виде:  1) гранул,                                       3) стружки,  2) пластинки,                                4) порошка.

3 . Скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с цинком будет наибольшей, если цинк находится в виде:

1) гранул,                                       3) стружки,

2) пластинки,                                4) порошка.

4.  Скорость взаимодействия гранулы цинка максимальна с раствором кислоты 1) угольной,                                  3) соляной, 2) уксусной,                                  4) сернистой.

4.  Скорость взаимодействия гранулы цинка максимальна с раствором кислоты

1) угольной,                                  3) соляной,

2) уксусной,                                  4) сернистой.

6. Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике?  а) сохраняется влага,  б) уменьшается скорость химических реакций,  в) улучшаются вкусовые качества,  г) нет правильного ответа.

6. Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике?

а) сохраняется влага,

б) уменьшается скорость химических реакций,

в) улучшаются вкусовые качества,

г) нет правильного ответа.

Сегодня я узнал… Я удивился… Теперь я умею… Я хотел бы… Наибольшее затруднение вызвало… Своей работой на уроке я … (доволен /не доволен)
  • Сегодня я узнал…
  • Я удивился…
  • Теперь я умею…
  • Я хотел бы…
  • Наибольшее затруднение вызвало…
  • Своей работой на уроке я … (доволен /не доволен)
VI. Домашнее задание
  • VI. Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!