Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Цели урока.
Образовательная.
Развивающая.
Совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, определять средства связи между главным и придаточным предложением, выделять предикативные основы.
Вооружать девятиклассников приёмами самостоятельной работы с учебным текстом и новой информацией.
Развивать коммуникативную компетентность (письменная и устная речь).
Воспитательная:
Тип урока: урок-исследование
Методы обучения:
1. По источнику полученных знаний: словесные, практические, исследовательские.
2. По уровню активности познавательной деятельности:
репродуктивные (комплексный анализ текста, что включает в себя анализ языковых единиц, их функционирования в речи, построение схем предложений, подбор синонимичных придаточных предложений и придаточных определительных),
эвристические (задания творческого характера: сочинение-рассуждение, сочинение-эссе).
3. По функциям:
методы устного изложения знаний учениками,
метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и применению знаний на практике.
Формы организации учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, учителя-предметника.
Ход урока
Организационный момент.
Беседа в парах о СПП.
Объявление темы урока
- Сравните предложения.
Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.
Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.
От каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.)
Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзного слова который…) как называются такие предложения?
Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.
А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:
глагол усиливает значение действия;
причастный оборот подчеркивает признак предмета.
Тема урока - СПП с придаточным определительным.
Цели:
Чтобы сформулировать цели, нужно ответить на вопрос чему мы должны научиться
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4 правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными
А что нужно сделать для того, чтобы всему этому научиться?
Гипотеза: «В СПП с придаточными определительными придаточная часть всегда стоит после главной части».
Закрепление. Работа над текстом.
Задание 1. Анализируем предложения устно
а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)
б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.)
в) Даже возле логова, где спят слепые детеныши, волк не кинется защищать потомство. (В.Песков.)
г) трудно перечислить те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам. (В.Арсеньев.)
д) Тот лед на реке, по которому тогда ходила лисица, стал казаться узкой полоской на широкой свободной голубой реке. (М. Пришвин.)
Начертите схемы предложений. И ответьте на вопросы.
Какие союзные слова могут присоединять придаточное определительное к главному?
На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?
Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?
Мотивируйте ответы. Давайте откроем учебник на странице 69 для того, чтобы сравнить наш вывод с материалом учебника.
Задание 2. Поиграем! Соедините половинки сложных предложений
1. И нищий наездник таится в ущелье,
1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута,
2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу,
3. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Известно,
4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться,
5. когда я почувствовал страшную усталость.
. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее? (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4). 5-4 (ССП)
Для чего мы это делаем? Чему научились?
Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
Карточка для 1 группы:
1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)
Карточка для 2 группы:
1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
Карточка для 3 группы:
1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
Карточка для 4 группы:
1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
Физкультминутка. ССП – приседания, СПП – на носочки, рук вверх.
1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.
2.Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.
3.Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились на прогулку.
4. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.
5.Регулярные свидания и объяснения в любви.
6.Неужели опять впереди болото и путь к отступлению отрезан?
7.Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад.
8. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
9.Нужно собираться и необходимо предупредить отца о нашем отъезде.
3. Замените придаточную часть причастным оборотом.
После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче.
Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком.
Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
Что вы сейчас сделали? (синонимичные предложения)
4. Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».
Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
Чему вы научились выполняя это задание?
Проверка
Для проверки изученного материала проведем тест
Тест
1. СПП состоят:
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
2. Придаточное может стоять:
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
Найдите предложение с определительным придаточным.
(З6)Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу.
(37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, весёлого, доброго
появилось холодное, гадкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него
— и зеркало убило красавицу.
(39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе
8. Итог урока
Давайте вернемся к гипотезе. Доказали или опровергли?
И проговорим. Всему ли мы научились
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4 правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными
- А сейчас, ребята, оцените свою работу и полученные на уроке знания сами:
если вы все поняли тему, справились со всеми заданиями индивидуальной карточки и тестом, то поставьте себе 5
Если поняли новую тему, но не совсем уверены в своих знаниях, однако справились с тестом и большинством заданий, то поставьте себе 4 ,
Если тема вам непонятна и задания индивидуальной карточки вызвали у вас затруднения – то поставьте себе 3
В заключении мне хочется подарить Вам стихотворение:
Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тищи.
Только бы, ребята, шли ошибки эти
Не от бедности, от щедрости души.
Не беда, коль тянетесь ко многому,
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься – не сворачивай
И на помощь маму не зови.
Я хочу, чтоб чистыми, удачливыми
Были вы в учебе, в жизни и любви.
Домашнее задание: параграф учебника 22
на выбор: упражнение из учебника 109 или миниатюра из 5 СПП с придаточным определительным на тему: «Зима».