СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание лекции в кружке «Юных медиаторов» по теме «Конфликт»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый из нас сталкивается с конфликтами. Это могут быть конфликты с другими людьми или с самим собой, незначительные или приводящие к глобальному разрыву отношений. Избегая и преодолевая конфликты – необходимое умение для человека. Данная тема нацелена на изучение путей выхода из конфликта.

Просмотр содержимого документа
«Содержание лекции в кружке «Юных медиаторов» по теме «Конфликт»»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Что такое конфликт…………………………………………………………………3

Виды конфликтов…………………………………………………………………….4

Как «строится» конфликт?…………………………………………………………..6

Разрешение конфликта………………………………………………………………6

Условия избегания конфликта………………………………………………………7

Пути выхода из конфликта…………………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………………………..8

Введение

Каждый из нас сталкивается с конфликтами. Это могут быть конфликты с другими людьми или с самим собой, незначительные или приводящие к глобальному разрыву отношений. Избегая и преодолевая конфликты – необходимое умение для человека. Данная тема нацелена на изучение путей выхода из конфликта.

Что такое конфликт?

Вы когда-нибудь ссорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, несомненно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство, а нередко муки доставляют ссоры. В психологии ссоры называют конфликтом (лат. – столкновение). Итак, конфликт – это столкновение разных желаний. Практически нет ни одной сферы жизни, где не могло бы возникнуть конфликтной ситуации. Различны причины, предметы конфликтов и намерения людей, идущих на конфликт, но пагубные последствия есть всегда. Любой конфликт окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Он «давит» на психику и нервную систему человека с небывалой силой и часто имеет «эффект последствия», который выражается в том, что и по окончании конфликтной ситуации человек продолжает ее переживать настолько сильно. Что практически подчиняется этому уже прошедшему уже прошедшему эпизоду своей сегодняшней жизни. Проще говоря, его нервная система еще долго заводится с пол-оборота. Эмоциональные переживания конфликта могут быть настолько сильны, что и через много лет, вспоминая те события, человек испытывает отрицательные эмоции такого же накала. Какими они были в момент конфликта. Основу конфликтной ситуации всегда составляют противоречия между целями, интересами, способами поведения разных личностей. Каждый человек воспринимает мир по-своему. Когда позиции двух и более взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия, возникает конфликтная ситуация.

В психологическом аспекте конфликтная ситуация представляет собой возникающее в сфере общения резкое несоответствие ожиданий и действий, мотивов и установок людей, которое нарушает нормальное взаимодействие и согласованность поведения.

Конфликтная ситуация обязательно насыщена морально-этическими моментами. Очень часто ее содержание составляют моральные ценности.

Именно по этому в ситуации конфликта мы нередко чувствуем себя «униженными», «личностно оскорбленными», переживаем «угрозы совести» и т. п. В развитии и протекании конфликта существует ряд закономерностей. Их выявил крупный специалист по конфликтам, американский исследователь М. Дойч. Первая закономерность заключается в том, что каждый участник конфликта смотрит на ситуацию со соей точки зрения и отвечает другому исходя из своих восприятий окружающей среды, хотя они и не всегда соответствует действительности.

Вторая закономерность говорит о том, что, возникая на основе расхождения определенных мотивов, конфликт сам не может порождать новые мотивы, изменять старые и, в конечном счете, становится самостоятельной формой взаимоотношений, существуя фактически «сам ради себя – конфликт ради конфликта».

Третья закономерность указывает на широкий социальный аспект конфликтов. Даже если конфликт происходит между двумя людьми, по их узкому вопросу, он не имеет тенденцию «втягивать» в свою обиду третьих лиц, требуя экспертов или миротворцев и таким образом «одаривая» отрицательными эмоциями множество людей. Ситуация переноса конфликтных отношений с одних участников на других довольно типична в случаях, когда конфликт затрагивает отношения «руководитель – подчиненный». Если конфликтная ситуация не преодолена, то в организации могут начаться интриги – это намеренное запутывание людей с помощью искаженной информации и с целью спровоцировать их на определенные действия, несущие ущерб. Интриганом может стать человек, преследующий свои выгоды.

Очень часто причиной конфликтов становится недостаток информации. Люди не понимают друг друга, так как не пытаются передать партнеру свои чувства, свое понимание ситуации. Вместе с тем склонны использовать информация, часто неверную, из других источников. Это достаточно благодатная почва для возникновения конфликтов.

Виды конфликтов

Если ссорятся двое, и больше людей мы называем конфликт межличностным, т. е. в противоречия вступают личности. Это ситуация, когда мотивы, интересы или способы действия различных личностей не совмещаются, противопоставляются друг другу. В межличностных отношениях все, что задевает чувство собственного достоинства, пробуждает огромную энергию, направленную на конфликт.

Однако в противоречия могут входить мотивы одного и того же человека. С одной стороны, он имеет желание что-то делать, а с другой – по каким-то личным причинам не может позволить себе осуществить это. Такая ситуация вызывает внутреннее напряжение, беспокойство, что может закончится конфликтом с самим собой – внутриличностным. Если такое состояние продолжается достаточно долго, то может закончиться неврозом. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда человеку приходится играть две роли. Внутриличностных ролевых конфликтов избежать мало, кому удается.

Конфликты могут возникать в различных сферах и по разным причинам. По своему основанию различают конфликтные ситуации в рамках делового и личностного общения. Решение делового конфликта не затрагивает собственно личности участников.

Конфликты могут быть явными (открытыми) и скрытыми («подспудными»). Явный конфликт, как правило, начинается с разногласия в деловой сфере и может касаться разного способа решения какой-либо проблемы. Он предусматривает открытую дискуссию, которая приведет к общему решению.

Скрытый конфликт касается обычно межличностных отношений. В этом случае противоречия касаются личности участников. Найти компромисс в таком положении значительно тяжелее. Такие конфликты часто возникают в семье потому, что люди стремятся «сохранить покой». Аналогичная ситуация нередко возникает между руководителем и подчиненным. Распознать такие конфликты очень важно, так как они значительно более разрушительны для личности и опасны возникновением стресса.

Скрытые конфликты связаны с изменением поведения личности и имеют характерные признаки.

  • Резко снижается общение человека с тем, с кем развивается конфликт.

  • Заметно снижается активность и заинтересованность личности в совместной деятельности.

  • Человек становится критически настроенным по отношению ко всему и ко всем. Ничто не может его удовлетворить.

  • Человек становится невнимательным, рассеянным.

  • Нередко он становится погруженным в себя, замыкается.

  • Стремиться расслабится.

  • Появляется повышенная агрессивность.

  • Повышается количество ошибок в работе, вероятность несчастных случаев.

Конфликты могут быть сглаженными и острыми. Сглаженные конфликты чаще касаются не самых важных для участников проблем, при решении которых они могут легко уступить друг другу, хотя чувство неудовлетворенности присутствует. Если проблема касается очень значимого вопроса или задает личности противоположных сторон, то сглаженная форма конфликта достигается путем рационализации. В этом случае чувства «загоняются» в сферу познания, пересиливает разумная оценка ситуации с целью предотвратить переход конфликта в острую форму.

Острый конфликт возникает тогда, когда спорный вопрос приобретает для участников определяющее личностное значение, отношения переводятся в область чувств и эмоций, а ситуация приобретает характер «театра военных действий». В этом случае конфликт нередко разворачивается на глазах у третьих лиц, втягивая их в свою орбиту. Участники «переходят на личности», стремятся скомпрометировать друг друга. Часто при остром конфликте теряется объективность. Однако такой конфликт может иметь и позитивный характер. Когда решается принципиальный вопрос, вызывающий согласие участников, а время решения ограничено, то нередко мы тоже наблюдаем форму острого конфликта. Правда, в этом случае приход к общему решению более вероятен.

Как «строится» конфликт?

Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. Исследования выявили, что, несмотря на многообразие и уникальность конфликтов, все они имеют общие этапы развития. Различают три стадии конфликтов.

Первая стадия – псевдоконфликтная. Она характеризуется возникновением разногласия по какому-либо вопросу между двумя и более личностями. Как правило, это разногласие изначально воспринимается как формально деловое. Если, однако, стороны не могут договорится, в силу вступает психологический фактор. Люди начинают смотреть друг на друга с точки зрения взаимного раздражения, а нередко и неприязни. Отношения между участниками разногласия приобретают повышенную напряженность.

Вторая стадия - собственно конфликт. Развитие стадии конфликта обостряет противостояние и вместе с ним ощущение того, что на личность оказывается несправедливое давление.

Третья стадия – разрешение конфликта. Под влиянием осознания ситуации участниками, усталости или просто времени конфликт, так или иначе, заканчивается. У любого конфликта мы видим подобный процесс последовательности стадий.

Разрешение конфликта

Выделяют несколько способов разрешения конфликта.

Уход от конфликта. В зависимости от конкретных условий решение проблемы может быть отложено или вообще снято. Иногда это решение предлагается другими лицами, исполняющими роль «третейского судьи».

Сглаживание спорных вопросов. Тактично и уместно можно снять конфликт силой внушения, убеждения и объяснения.

Компромисс. При таком способе в силу возможности конкретной ситуации принимается решение, отчасти удовлетворяющее обе стороны.

Использование принуждения. Это не лучший способ разрешения конфликтов, но иногда его приходится использовать. Особенно для разрешения «предметных» конфликтов, т. е. частных и четких по содержанию, не затрагивающих личностно принципиальных сторон.

Кроме перечисленных есть и не конструктивные способы решения конфликтов.

Соревнование (конкуренция). Выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление. Принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Избегание. В этом случае отсутствует, как стремление добиться собственных целей, так и уступить противоположной стороне.

Условия избегания конфликта

Существует ряд правил, следование которым позволяет существенно снизить накал межличностных отношений и уменьшить количество конфликтов.

Правило первое. Имейте собственные и незыблемые принципы отношения к жизни. По любому вопросу всегда принимайте строго принципиальное решение и постоянно следуйте этим принципам. ВЫ этом случае окружающие будут всегда знать, что от вас можно ждать, в чем с вами можно договорится и как.

Правило второе. Никогда не торопитесь осуждать окружающих ни как деятелей, ни, тем паче, как личностей. Особенно опасная глобальная общая оценка человека.

Третье правило. Всегда стремиться понять другого человека и признать ценность его действий и самой личности.

Правило четвертое. В общении с людьми нужно поставить себя на место другого человека и увидеть ситуацию под его углом зрения так же хорошо, как и под своим собственным.

Пятое правило. При взаимодействии нескольких личностей необходимо учитывать и уважать позицию каждого.

Пути выхода из конфликта

Если благодаря недоразумению, «злым козням» или собственной неумелости вы все же попали в конфликтную ситуацию, что делать? Психологи предлагают выходить из конфликтной ситуации в следующей последовательности.

  • Устранить противоречие.

  • Узнать, как воспринимает и оценивает происходящее противоположная сторона.

  • Найти слова примирения или извинения, если это необходимо.

  • Обязательно дать противоположной стороне шанс доказать свою правоту.

Если конфликт очень глубокий и имеет мощные корни в ваших отношениях, необходимо серьезно и откровенно обсудить как ситуацию конфликта, так и его причины.

Конфликтность может в определенной степени встраиваться в структуру личности, вызывая болезненное восприятие жизни и приводя к стрессу.

Заключение

Итак, мы закончили с вами рассмотрение конфликтов, условий их возникновения и возможностей избегания. Повторим: успех, и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией с окружающими и самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.

Список литературы
  1. Субботин Л. Ю. Стресс. Ярославль, Академия, 2001.

  2. Субботин Л. Ю. Психологические защиты. Ярославль, Академия, 2001.

  3. Шевандрин Н. И. Социальная психология. М., Владос, 1995.

Картография

Конфликт между хочу и надо.

  1. По составу участников – Внутриличностный.

  2. По содержанию – социально-психологический.

  3. По длительности – слабовыраженный вялотекущий.

1. Определение проблемы: хочу идти гулять, но надо писать диплом.

2. Распознания участников: внутренние подструктуры – хочу, надо.

3.

Хочу


Надо


потребности

опасения

потребности

опасения

1. Хочу идти гулять.

2. Хочу отдохнуть.

3. Хочу пообщаться с друзьями.

4. Хочу узнать много интересного.

5. Там будет весело.


1. А если не успею закончить диплом.

2. Мне надо его сдавать.

3. Надо еще выучить.

4. Надо еще писать защитное слово.

6. Не смогу вовремя сдать.

7. Не получу диплом.

8. Не закончу образование.

1. Надо писать диплом.

2. Диплом надо сдать.

3. Это нужно для того, чтобы закончить образование.

4. Возможно, работая над этой темой, я узнаю что-то интересное.

5. Если я буду качественно работать, мне поставят хорошую оценку.

1. А если я не пойду гулять, то не отдохну.

2. Если не пойду. Не пообщаюсь с друзьями.

3. Не смогу повеселится.

4. Не узнаю что-то новое.

5. Не пообщаюсь с близкими людьми. 6. Если не пойду, на меня обидятся.

7. Не составлю компанию.

4. Встать на позицию оппонента: хочу – требует развлечений; надо – выявляет позиции долженствования и проявляет социально значимые качества.

5. Выделить общие потребности и интересы: Опасения хочу совпадают с потребностями надо.

6. Учесть трудные участки, требующие неотложного внимания: Социально значимый контекст – писать диплом социально приемлемое качество, но в тоже время на меня обидятся, если не пойти гулять.

7. Искать взаимный выигрыш: время делить на равные части половину оставляя на диплом, половину на прогулку.