СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и, прежде всего, родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произнесение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Если это не так – не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к специалисту.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквер, к пруду привлекайте внимание ребенка к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают дошкольников к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Скороговорки и трудноговорки для дифференциации звуков Р - Р'
Баран-буян залез в бурьян.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
Бобёр побрёл в бар.
По бревну бредут бобры.
Бобриха бобра побранила и побрила.
У резвого леопарда
Прыжок – три ярда.
Вместо рубахи не носите брюк вы,
Вместо арбуза не просите брюквы.
Редька редко росла на грядке,
А грядка редко была в порядке.
У Егора огород,
Там есть редька и горох,
Рядом огород Федоры –
Там на грядке помидоры.
Съест Валерик вареник,
А Варюшка – ватрушку.
Печёт для Варюшки подружка ватрушки.
Кашевар кашу варил.
Переваривал.
Доваривал, да не доварил.
Варвара варенье доваривает,
Ворчит да приговаривает:
«Варись, варенье, варись».
Врали про Варю, всё переврали.
Все скороговорки в мире
По три раза повторили.
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговорки.
Повторяйте, детвора:
«Посреди двора дрова».
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
У Тамары-тараторки
Тридцать три скороговорки.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Вставай, Архип, петух охрип.
Осип орёт, Архип не отстаёт –
Кто кого переорёт?
Повтори без запинки:
На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром.
Всех чистоговорок не перечистоговоришь,
Не перечистовыговоришь.
Всех скороговорок не переговоришь,
Не перевыскороговоришь.
Тридцать три трубача трубят тревогу.
Повар варит, варит
И приговаривает:
«Варю Вере,
Варю Варе,
Варю Валере
И Варваре».
Гришка грыз коржик,
Орешки грыз Жоржик,
А Гарик – сухарик.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в речке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
На реке поймали рака.
Из-за рака вышла драка.
Собирает Маргарита маргаритки на горе,
Потеряет Маргарита Маргаритки во дворе.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Из-за леса, из-за гор
Едет к ним ещё Егор.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
(пересчитать всех Егорок– на одном выдохе).
На горе, на горке
Горько ревёт Егорка.
У Ренаты и Арины
В огороде растут герани и георгины.
Борис рассыпал Ларисин бисер.
Три мартышки бежали вприпрыжку,
Держа под мышкой Маришкины книжки.
У крошки матрёшки пропали серёжки,
Серёжки Серёжка нашел на дорожке.
У старика и у старухи
Был котёнок черноухий,
Черноухий и белощёкий,
Белобрюхий и чернобокий.
Проверяли, проверяли – недопроверили,
Перепроверять пробовали – просчитались.
Приценялся, торговался,
Прикупил,
Да втридорога.
Шли три попа, три Прокопия.
Говорили про попа, про Прокопиевича.
Говорили про Прокопиевича.
Про какого про Прокопиевича?
Да про твоего Прокопиевича.
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №27» гр.№1 Комлева Ю.П.