«Современный урок – проблемы, подходы решения»
Современный учитель, ежедневно входящий в школьный класс, твердо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому.
Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться, учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленным на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Поэтому современный урок ценен сегодня не только получением информации, но, прежде всего, обучением в ходе него способам деятельности для получения информации. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Современный урок рассматривается с позиций различных парадигм, нашедших свою реализацию в современной школе: развивающей, личностно-ориентированной, деятельностной. Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Именно такие, альтернативные уроки, представляющие свободный нравственный выбор, составляющий основу гуманистической деятельности, рожденные творчеством талантливых педагогов, мы представляем в этом сборнике.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основания для будущего.
Современная ситуация в системе образования показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, для формирования базовых компетентностей современного человека необходима иная организация образовательного процесса, в том числе урока с позиций деятельностного, личностно-ориентированного подходов. Актуальными являются разработки В.В. Давыдова, А.Б. Воронцова, И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, Н.С. Степанова и др.
В системе развивающего обучения в основе построения урока лежит деятельностный подход, разработанный В.В. Давыдовым, Д.В. Элькониным, А.Б. Воронцовым и др., в основе которого лежит организация учебной деятельности учащихся.
При формировании учебной деятельности ребенок должен осознавать цели своей деятельности, не в аспекте изучаемого материала, а в личностном плане. Поэтому при формулировании целей урока в личностно-ориентированной парадигме образования исходят от позиции ребенка, цель рассматривается в аспекте решения личностных задач. Важным условием достижения целей урока является создание положительного мотива к учебной деятельности, благоприятного эмоционального настроя к работе на уроке. На первом этапе урока, который условно обозначается как вводно-мотивационный, создается проблемная ситуация, когда ребенок должен поставить и принять так называемую «учебную задачу». Это психический процесс «отделения знания от незнания», когда тупиковая ситуация позволяет ребятам осознать и сформулировать учебную задачу, которую должны решить в течение урока или нескольких уроков. На данном этапе важно педагогу определить насколько учебная задача стала личностно значимой для учеников.
Операционально-содержательный этап урока посвящен решению поставленной детьми учебной задачи через овладение общим способом действий. Рефлексивно-оценочный этап урока включает не только оценку работы детей, но и рефлексию, когда каждый ребенок анализирует собственную деятельность по достижению учебной задачи. Таким образом, с позиции деятельностного подхода в результате учебной деятельности личность формируется как субъект (активная личность, которая может самостоятельно, осознанно выстраивать свои действия).
С позиции личностно-ориентированного подхода в образовании ребенок уже выступает как субъект, поэтому выделяют несколько условий организации личностно-ориентированного урока:
признание уникальности ребенка – принятие таким, какой он есть (Е.В. Бондаревская);
признание субъектности ребенка (И.С. Якиманская) – принятие активности ребенка, того, что он может узнать сам, сделать;
возможность проявления ребенком личностных функций (В.В. Сериков) таких как, избирательная, опосредующая, критическая, волевой саморегуляции, рефлексивная, смыслотворческая, ориентирующая, ответственности и др. Для проявления личностных функций ребенка учитель создает положительный психологический фон, чтобы он мог проявит себя, поступить так, как хочет и может.
Соблюдение данных условий достаточно сложная задача для учителя, требует изменения его мышления, педагогической парадигмы. Необходимо, чтобы учитель сам проявлял субъектность, т.е. сам желал бы изменений, например, дает открытый урок не потому, что назначили, а сам пожелал научиться и т.д. Для проектирования и проведения личностно-ориентированного урока необходимо, чтобы учитель хорошо знал индивидуальные, личностные особенности ребенка, поэтому учителю недостаточно быть хорошим предметником, важно в первую очередь стать психологом, педагогом, диагностом, аналитиком.