СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс "Вселенная и человек"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спецкурс "Вселенная и человек" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс "Вселенная и человек"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Лицей № 81»





УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея № 81 А.А. Ятайкина

31.08.2016





ПРОВЕРЕНО

Зам. директора по УВР Л.А. Басурматорова

31.08.2016

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по НМР Н.Э. Фролова

31.08.2016











ПРОГРАММА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КУРСА

«ВСЕЛЕННАЯ И ЧЕЛОВЕК»

в 8Г классе

на 2016-2017 учебный год

ОБСУЖДЕНО

на кафедре естественно-научных дисциплин

Протокол № __ от ________2016

Руководитель кафедры И.Л. Грохольская




Учитель Д.В. Фролов




Новосибирск

2016



Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах педагога МБОУ лицея № 81 к оформлению и составлению рабочих программ специализированных, элективных, факультативных курсов.


Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности для учащихся 8Г класса инженерно-технологического направления.


Рабочая программа рассчитана на реализацию в течение одного полугодия учебного года, в количестве 18 учебных часов (1 час в неделю).

Рабочая программа учебного курса «Вселенная и человек» составлена на основе авторской программы Левитана Е.П. «Твоя Вселенная, 2» изданной в сборнике «Вселенная школьника XXI века: Система элективных курсов по астрономии. – М.: 5 за знания, 2007.128 с.- (методическая библиотека).

Концепция школьного астрономического образования предусматривает непрерывное формирование астрономических понятий, начиная с самых младших классов.

Интерес к астрономии любознательных школьников может быть удовлетворен на занятиях по курсу «Вселенная и человек». Актуальность введения этого курса обусловлена необходимостью развития у школьников мотивации к учебе, интерес к которой у подростков заметно снижен. Астрономия привлекает детей решаемыми мировоззренческими вопросами, касающимися природы Солнца, Луны, планет, звезд и Вселенной. Детей интересует не только то, что представляют собой различные небесные светила, но также масштабы Вселенной и место, занимаемое в ней Землей.

Данный учебный курс представляет собой оригинальный элементарный курс астрономии, позволяющий в доступной и увлекательной форме дать школьникам определенную систему знаний о мироздании. На занятиях дети сначала знакомятся с Солнцем и Луной, а затем со звездами, планетами, нашей и другими галактиками. На заключительных занятиях рекомендуется дать детям первоначальные представления об истории Солнечной системы и Вселенной.

В таком построении учебного курса в значительной мере реализуется принцип «от известного к неизвестному». Действительно, днем дети видят Солнце, а по вечерам имеют возможность любоваться Луной и звездами. Из непосредственных наблюдений этих светил прежде всего и возникает множество вопросов, с которыми дети постоянно обращаются к своим родителям и учителям.

Возможны различные формы проведения занятий (которые не являются уроками астрономии) и методы объяснения рассматриваемых на занятиях тем. Это могут быть комментированное чтение книги, дискуссия, обсуждение небольших рефератов, подготавливаемых детьми и т.д. Наибольший эффект будет достигнут, если под руководством учителя или самостоятельно дети смогут проводить простейшие астрономические наблюдения. Некоторые занятия проводятся не в классной комнате, а под открытым небом. Например, занятия, на которых изучается Солнце. На занятиях, проводимых в классной комнате, демонстрируются таблицы по астрономии, карта Луны и карта звездного неба, фрагменты видеофильмов. Кроме того, организуется обращение к детским астрономическим сайтам в Интернете.

Знания, приобретенные учащимися на занятиях спецкурса, окажутся им полезными при изучении географии, физики и химии.


Цель курса:

  • получение целостного представления о современной естественнонаучной картине мира.

Задачи курса:

  • познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;

  • учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;

  • объяснить, как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу, температуру.

  • помочь понять сущность повседневно наблюдаемых редких астрономических явлений и процессов;

  • познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами;

В работе используются следующие методы:

  • лекция;

  • беседа;

  • семинар;

  • практические наблюдения;

  • решение практических задач;

  • подготовка и представление докладов.


Содержание программы


Солнце (3 ч.)

Представление древних о Солнце. Общие сведения о Солнце. Понятие о наблюдаемом движении Солнца по небосводу. Ориентирование по Солнцу на местности. Что такое солнечные пятна. Почему Солнце светит и греет. Солнце и жизнь на Земле.


Луна (2 ч.)

Общие сведения о Луне. Рельеф Луны. Фазы Луны на небе. Движение Луны вокруг Земли и вращение вокруг своей оси. Солнечные и лунные затмения.

Звездное небо (4 ч.)

Звезды - далекие Солнца. Понятия о созвездиях. Большая Медведица и Малая Медведица. Полярная звезда. Ориентирование по ней на местности. Кассиопея - незаходящее у нас созвездие. Самые красивые созвездия зимнего неба (Орион, Телец, Возничий, Близнецы). Самые красивые созвездия весеннего неба (Лев), летнего и осеннего неба (Лира, Лебедь, Орел). Зодиакальные созвездия.


Планеты и малые тела Солнечной системы (5 ч.)


Общее представление о строении Солнечной системы. Планеты. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Спутники планет. Как отличить на небе планеты от звезд. Полеты автоматических межпланетных станций к планетам Солнечной системы. Астероиды- крошечные планеты. Метеоры. Метеориты. «Хвостатые светила» - кометы.


Галактики - звездные острова Вселенной (2 ч.)

Наша Галактика - Млечный Путь. Виды галактик. Представление древних об устройстве Вселенной.


История Вселенной (2 ч.)


Происхождение Вселенной. Происхождение Солнечной системы



Календарно - тематическое планирование


Тема занятия

Дата


Солнце (3 ч.)

1

Представление древних о Солнце


Общие сведения о Солнце

Понятие о наблюдаемом движении Солнца по небосводу

2

Ориентирование по Солнцу на местности


Что такое солнечные пятна

Почему Солнце светит и греет

3

Солнце и жизнь на Земле


Луна (2 ч.)

4

Общие сведения о Луне


Рельеф Луны

5

Фазы Луны на небе


Движение Луны вокруг Земли и вращение вокруг своей оси

Солнечные и лунные затмения

Звездное небо (4 ч.)

6

Звезды - далекие Солнца


Понятия о созвездиях

7

Большая Медведица и Малая Медведица


Полярная звезда. Ориентирование по ней на местности

8

Кассиопея - незаходящее у нас созвездие


Самые красивые созвездия зимнего неба (Орион, Телец, Возничий, Близнецы)

9

Самые красивые созвездия весеннего неба (Лев), летнего и осеннего неба (Лира, Лебедь, Орел)


Зодиакальные созвездия.

Планеты и малые тела Солнечной системы (5 ч.)

10

Общее представление о строении Солнечной системы


Планеты. Планеты земной группы

11

Планеты - гиганты


Спутники планет

12

Как отличить на небе планеты от звезд


Полеты автоматических межпланетных станций к планетам Солнечной системы

13

Астероиды- крошечные планеты


Метеоры. Метеориты

14

«Хвостатые светила» - кометы


Галактики - звездные острова Вселенной(2 ч.)

15

Наша Галактика - Млечный Путь


16

Виды галактик


Представление древних об устройстве Вселенной

История Вселенной (2 ч.)

17

Происхождение Вселенной


18

Происхождение Солнечной системы





Литература.

  • Основная.

Левитан Е.П. Твоя Вселенная.- М.: Просвещение, 2007.

Левитан Е.П. Тематические выпуски журнала «Детская энциклопедия»-«Астрономия от А до Я» (1999); «Космонавтика от А до Я» (2001); «Как открыли Вселенную»92004)- М.: Аргументы и факты.

  • Дополнительная.

Гаврина С.Е. и др. Загадки космоса. Книга из серии «Шевели мозгами» (ребусы, загадки, кроссворды, головоломки).- М.: РОСМЭН-ПРЕСС,2003

Земля и космос. Книга из серии «Современному школьнику». Перевод с английского.- М.: 1997.

Луна. Книга из серии «Неизвестное об известном». Перевод с английского.- М.: Махаон, 1999.

Наша солнечная система (с предисловием НАСА). Перевод с английского.- М.: 1997.

  • Справочная..

Атлас космоса. Перевод с английского. Лондон- Нью-Йорк- Штутгарт- Москва. 1998.

Большие детские энциклопедии по астрономии.- М.: Аванта+, 2002; М.: Русское энциклопедическое общество, 1999.

Коротцев О.Н. Астрономия.- СПб: Азбука- классика, 2003.

Космос. Перевод с английского.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002.

«Школьный астрономический календарь».

Составители Шевченко М.Ю. и Угольников О.С.- М.: Дрофа.

Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.