Просмотр содержимого документа
«Способы формирования мышления у обучающихся со статусом ОВЗ младшего школьного возраста»
Способы формирования мышления у обучающихся со статусом ОВЗ младшего школьного возраста
У обучающихся с ОВЗ снижен уровень развития ВПФ по сравнению с возрастной нормой. Мышление таких детей обладает рядом особенностей:
наглядно-действенное мышление отстает в темпе развития;
характеризуется прямотой, конкретностью;
затруднены операции анализа, обобщения.
Соответственно, это вызывает затруднения при формировании у детей с ОВЗ младшего школьного возраста критического мышления.
Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов.
Дети с ОВЗ младшего школьного возраста:
затрудняются в выстраивании логических цепочек;
испытывают сложности при переносе полученного опыта на новую ситуацию;
некритически подходят к результатам собственной деятельности.
Работа коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом направлена на развитие ВПФ, формирование коммуникативных навыков, личностное развитие. В рамках занятий можно применять следующие техники и приёмы, направленные на развитие критического мышления:
1. Рефлексия. В конце занятия можно задать ребенку вопросы:
Какое задание было для тебя самым интересным?
Какое самым сложным? В чем именно была сложность? Как ты с ней справился?
Какое задание, по-твоему, ты выполнил успешнее всего?
Чему ты сегодня научился? Где еще тебе пригодятся полученные навыки/знания?
2. Разбор ситуаций. Навыки социального взаимодействия и личностные ценности можно формировать через анализ ситуаций на примере поучительных рассказов, сказок (Н.Н. Носова, С.Я. Маршака, А. Барто и др.). после прочтения разобрать с обучающимся:
О чем был рассказ?
Кто из персонажей тебе понравился больше и почему?
Какую главную идею ты понял?
Бывал ли ты в таких ситуациях? Как бы поступил, если бы был? И т.д.
Также один из способов – работа через метафорические карты (набор «Всё в твоих руках»). Можно предложить ребенку описать происходящее на картинке, попросить придумать, что могло предшествовать, и что будет после.
3. Развитие операций мышления через упражнения: «Логические цепочки»/«Продолжи ряд» - поиск закономерностей; «Лишнее слово», «Найди общее» - анализ и обобщение; «Что не так на картинке» - анализ.