Захарова Надежда Викторовна
Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1 им.К.И.Щелкина» г.Белогорска
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Обсуждение проблем компетентностного подхода в образовании невозможно без ответов на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования.
Компетентностный подход в образовании – новая парадигма результата образования.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании. Цель школы – формирование компетенций, одной из которых является нравственно-эмоциональная компетенция.[8]
В настоящее время наблюдается приоритетное отношение к формированию у младших школьников духовно-нравственных ценностей.
Нравственность в этом контексте представляется системой норм, санкций, оценок, образов поведения, социального контроля и регулирования отношений в различных социальных группах общества, совокупностью потребностью установок поступать в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
Особым нравственным качеством является толерантность, которая отражает активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения. Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются – как и любое социальное качество – врожденным. Они способны формироваться под воздействием социума и требуют педагогической поддержки.
ЦЕЛЬ СТАТЬИ
Осветить понятийность терминов «компетентность», «нравственность», «толерантность», их взаимодействие, применение аксиологического подхода в формировании нравственно-эмоциональной компетентности, возможностей воздействия учебно-воспитательного процесса на становление нравственно-эмоциональной личности.
Вопрос нравственно-эмоциональной компетентности школьников и развития толерантного сознания рассматривался в научных разработках ведущих социологов, психологов, педагогов.[7]
По мнению Л.И.Божович, первая система, которая определяет нравственное поведение ребёнка, появляется в возрасте, когда возникают внутренние моральные инстанции. Причина в стремлении ребёнка соответствовать требованиям и ожиданиям взрослого. Такие инстанции не есть формальные знания о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Они с необходимостью включают собственное эмоционально-оценочное отношение ребёнка и стремление к хорошим поступкам. Эти представления становятся тем фундаментом, на котором строится всё здание личности человека – его отношение к себе, к миру в целом и, конечно же, отношение к другим людям. Изменить или перестроить эти глубинные моральные инстанции в более поздних возрастах чрезвычайно трудно. В этой связи особенно важно понять, как складываются первые этические представления детей, которые становятся основой их моральной саморегуляции.[10]
Два типа нормативной регуляции – односторонней и взаимной – фиксируют тот факт, что ребёнок занимает разное положение в отношениях со взрослыми и сверстниками. Ж. Пиаже вывел из этих различий особенности описанных им стадий моральных суждений у детей.[10]
Модернизация отечественного образования с нашей точки зрения должна быть рассмотрена и в аспекте аксиологического подхода.
Сегодня на официальном уровне разрабатывается общенациональная идея государства, и мы считаем необходимым рассмотреть ее стратегию, так как аксиологический подход предполагает решение задач духовного самоопределение народа. Первым направлением гражданской потребности по предварительным исследованиям в области определения основ национальной идеи России является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.
Первые проявления нравственных переживаний можно увидеть уже на втором году жизни. К социальным чувствам и эмоциям, формируемым в детстве и влияющим на всю дальнейшую жизнедеятельность И.А. Сикорский и В.М. Бехтерев относят - чувство добра, собственности, справедливости, правдивость, любовь к ближнему, долг, трудолюбие и др.; к антисоциальным – эгоизм, лживость, лень и прочие. Наиболее сложным В.М. Бехтерев называет воспитание в ребенке чувства добра. В современной педагогике ценностные ориентации определяются как особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социально-значимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт глобального отношения к миру и самому себе, помогающий личности занять позицию активного взаимодействия с обществом. В большинстве аксиологических теорий ценности рассматриваются как то, что человеком переживается как значимое само по себе и как то, что определяет направленность его активности (деятельности). В качестве личностных ценностей можно рассматривать только такое содержание сознания, такую мыслительную форму, которая фиксирует устойчивое стремление человека к форме отношений, переживаемой им как значимая сама по себе, как сущностно необходимая. [10]
Аксиологический подход в самореализации детей в социуме предполагает общение и сотрудничество с каждым ребенком как с наивысшей ценностью жизни. Воспитание духовности, нравственности, человечности является приоритетным направлением деятельности государства и всех коллективных субъектов, ответственных за образование. Реализация данного подхода обеспечивает возрождение нравственного и социокультурного потенциала, физического здоровья учащихся, создание комфортных условий для самореализации, ситуаций успеха в игровой и духовно-творческой деятельности. Опираясь на исследования в области аксиологии, антропологии, педагогической психологии, а также руководствуясь тем, что содержательная сторона духовно-нравственного развития детей должна учитывать возрастную специфику детей младшего школьного возраста, выделим основные этапы приобщения школьников к ценностным ориентирам – это эмоционально-образное принятие ценностей (духовные, культурные, исторические ценности страны и конкретного этноса), личностное переживание их значимости, развитие отношения к различным областям миропонимания, укрепление и развитие воли в поведении.[6]
Аксиологический подход определяет также важность создания условий для зарождения и развития позитивной «Я-концепции», адекватной нравственным нормам конкретного общества. Функции ценностей при этом выполняют: реализация взрослым и ребенком своих сущностных сил, процесс творческой деятельности и её результаты в признании личного духовно-творческого продукта окружающими. То есть, аксиологический подход позволяет выявить условия для самореализации духовно-творческих сил каждого воспитателя и воспитуемого. Стратегия развития нравственности детей как фактор духовно-творческой самореализации отвечает статусу подсистемы национальной идеи, так как всесторонне учитывает потребности людей в духовном раскрепощении и материальном благополучии; нацелена на развитие регионов и отраслей через активное включение в самореализацию; ставит задачу развития наиболее современных и сильных сторон существующих практик развития детей; ориентирована на инновационные механизмы, приводящие к порождению и утверждению сути национальной идеи в развитии детей.[1]
Формированию нравственно-эмоциональной компетенции следует уделять пристальное внимание ввиду её значимости в жизни ребёнка.
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от нравственно-эмоциональной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Психологический комфорт и эмоциональная удовлетворенность ситуацией способствуют формированию нравственного поведения и отношения к окружающим. И напротив, негативный нравственный микроклимат вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, сужает круг друзей и может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, нравственно-эмоциональная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.[4]
Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.
Начиная с дошкольного периода и продолжая в младшем школьном возрасте формируются нравственные ценности и базовые отношения к себе: самопринятие, самоуважение и другим людям, а именно, принятие их, уважение к ним. Это не только облегчает, "разрешает" общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных – нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек также чаще использует манипулятивные способы общения.[5]
Компетентность младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.[3]
Эмоциональный компонент нравственно-эмоциональной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у младшего школьника.
Для формирования нравственно-эмоциональной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе начальной школы. Сегодня существуют лишь отдельные ее положения.
Основные субъекты: завуч, учителя и психолог, работающие во взаимодействии. Завуч организует работу по формированию ключевых компетентностей и обеспечению школьной адаптации.
Развитие нравственно-эмоциональной компетентности младшего школьника должно включать в себя работу с учениками не только формирующую, но и просветительную с родителями и педагогами. Данная компетентность согласованным образом должна осуществляться в процессе учебной, внеучебной деятельности и специально организованных занятий, например, на уроках доброты и милосердия. [2]
Основной метод для специально организованных занятий по развитию нравственно-эмоциональной компетентности учащихся – активное социально-психологическое обучение. Для детей создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, осознают значимость общечеловеческих ценностей, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.
Самостоятельно открытое знание является максимально усвоенным, принятым и действенным. Оно тесно связано с личными переживаниями, поэтому более существенно может влиять на изменение личностных отношений, качеств и поведения. Ребенок не устает, не воспринимает происходящее как скучную, формализованную учебу. Наоборот, предлагаемые действия, как правило, связаны с эмоциями интереса и радости. Но достижение преимуществ требует определенных "затрат" или условий получения нужного результата. К ним относятся, прежде всего, направленность педагога, на соблюдение принципов нравственно-эмоциональной компетентности. [4]
При формировании нравственно-эмоциональной компетентности предполагается развитие позитивного отношения ребенка к самому себе, через развитие понимания себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям через расширение понимания их, принятия и уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное его протекание. Обеспечивает благоприятный психологический климат в классе, облегчает адаптацию в нем.
Сегодняшний уровень развития педагогического знания, позволяет однозначно заявить, что детство – это не только физиологическое, психологическое и педагогическое явление, но и феномен, имеющий происхождение и природу.
Во многих европейских странах в содержании образования осуществлены реальные шаги в направлении того, что основные результаты обучения должны базироваться на достижении учащимися необходимых компетентностей. Поскольку понятие ключевых компетентностей достаточно многогранное, его определение является предметом дискуссий. Международная комиссия Совета Европы рассматривает понятие компетентности как общие или ключевые базовые умения, представления, опоры, опорные знания.
Современный подход к нравственно-эмоциональной компетентности представляется в изменениях предметных программ, прежде всего в содержании, корректировке Государственного стандарта общего среднего образования в России, иных подходах к мониторингу и аттестации и т.д. Все эти идеальные условия для внедрения компетентностного подхода создать не просто и не быстро, но, не используя его, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно. [4]
Таким образом, одним из путей обновления содержания образования и соответствие его современным потребностям является ориентация современных программ на приобретение ключевых компетентностей и создание эффективных механизмов их внедрения.[8]
Определим основные идеи образовательной стратегии формирования нравственно-эмоциональной компетентности:
- согласно общим положениям о правах человека, является необходимостью создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию нравственно-эмоциональных убеждений, взглядов и навыков нравственного поведения в микросреде – в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц;
- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии, национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов;
- образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;
- образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимая, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.
Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами следующих принципов:
- в течение жизни личность развивает в себе нравственные качества, определяющие её принадлежность к мыслящему существу, поэтому ребёнка нужно обучать культуре мира, опираясь на естественную природу ребёнка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;
- ребёнок рождается и воспитывается в определённой культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса – важнейший принцип образовательной стратегии;
- ребёнок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы, предполагающей обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;
- принцип уроков добра и милосердия предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы нравственности.
Подводя итог вышесказанному, можно смело заявить, что смысл деятельности учителя в формировании нравственно-эмоциональной компетентности, содействие повышению компетентности учащихся, т.е. готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Нравственно - эмоциональная компетентность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни быть непонятым, нравственно-эмоционально угнетённым.
Литература
«Познаем мир вместе» Методические рекомендации к программе «Крымский веночек», под.ред. Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А., Симферополь, 2010г.
Агафонова И.Н., канд.психологических наук, доцент кафедры психологии С.-П. академии последипломного педобразования, статья «Развитие коммуникативной компетентности учащихся».
Андреев А.Л., «Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско – методологического анализа»// Педагогика,2005, №4, с.19-27.
Антипова Е.И, доцент кафедры психологии и педагогики КРИППО, статья «Духовно – нравственное воспитании учащихся в условиях светскй школы».
Араджиони М.А., Космынин Ю.В. «Межнациональные и межконфессиональные отношения в Крыму и проблемы фомрирования толерантности», Киев, ПП «Золотые ворота», 2009г.
Емельянова И.Е., канд.педнаук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Челябинского госпединститута, статья «Аксиологический подход как стратегическое направление реформирования образования».
Лебедев О.Е. «Компетентностый подход в образовании»// Школьные технологии, 2004., №5, стр.3-12.
Приказ «Об утверждении критериев оценивания начальных достижений учащихся в системе общего среднего образования», №371, от 05.05.2008г.