СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статья на тему "Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего образования"  рассматривается вопрос о повышение качества образования. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"»

Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего образования

Е.В. Пальчикова

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж».


Повышение качества образования является одной из актуальных проблем общества. В системе отечественного образования за последние годы произошли огромные качественные перемены, в том числе и теория личностно-развивающего обучения.

Внедрение в образовательный процесс личностно-развивающего обучения предполагает осуществление ряда инновационных преобразований в процессе обучения. Они касаются, прежде всего создания предметных условий для развития самоценных форм активности учащихся, то есть составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и к созданию коммуникативных условий для поддержки самоценной активности учащихся.

Основной ценностью личностно-развивающегося образования, является потребность учащегося быть личностью. Реализации этой потребности способствует создание условий для проявления личностных функций учащихся: избирательности, мотивации, рефлексии, самореализации, смыслотворчества и других универсальных личностных способностей. Она обеспечивает становление индивидуально-неповторимого опыта, выработку своего личностного знания, собственного мнения, собственного стиля поведения, собственной структуры деятельности.

В основе теории развивающего образования лежат философского - логические и психологические понятия деятельности, идеального сознания, типов мышления человека и его развития.

Целью обучения в данной системе является развитие не только психических функций и свойств личности, но и развитие ученика как субъекта учения, самодействующего индивида. Это достигается путем формирования основ теоретического мышления.

Личностно-ориентированный подход не снижает, а, напротив, еще больше подчеркивает значимость и необходимость развития познавательной сферы человека (ощущений, восприятия, памяти, мышления). Процесс освоения ребенком тех или иных форм существования объективного мира должен задаваться обучающими программами, специфическими способами и методами конструирования процесса обучения, а также расширением у учащихся представлений о том, как протекают психические процессы, которые обеспечивают процесс познания, каким закономерностям они подчиняются.

Этот подход имеет в своей основе ряд принципов: вариативности; синтеза интеллекта, аффекта, действия; приоритетного старта.

Принцип вариативности характеризуется использованием в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных особенностей детей, их опыта, сформировавшихся в ходе приобретения опыта моделей обучения.

Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия предполагает использование таких технологий обучения, которые вовлекали бы учащихся в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира. Данный принцип синтеза требует такой организации процесса обучения, который порождал бы гармонию трех способов освоения действительности: познавательного, эмоционально-волевого и действенного.

Принцип приоритетного старта предполагает вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им приятнее, ближе, предпочтительнее. Этот принцип позволяет учитывать, что является самоценным для самого ребенка, что ему нравится, что ему уже удалось освоить. Выше указанные принципы, можно реализовать в рамках элективных курсах.

Элективных курсов (курсы по выбору) играют важную роль в современном подходе к личностно- развивающему обучению. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором обучающегося содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

При разработке содержания, выборе форм и методов работы с учащимися различных профилей на занятиях элективного курса должны быть учтены психолого-педагогические особенности, типы мышления, склонности и способности школьников. Особенностями элективных курсов, являются нестандартизированность, вариативность и краткосрочность.

Вариативность элективных курсов предполагает, что в рамках предпрофильной подготовки ученик, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными.

Должны формироваться ключевые компетентности учащихся, рассматриваемые как показатель достижения нового качества образования:

  1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

  3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

  4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

  5. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

  6. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;

  7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;

  8. Ориентироваться в частой смене технологий в профессиональной деятельности.

Основными положениями парадигмы личностно-развивающего образования являются:

1. Положение о ценностях образования, где главными ценностями является сам ребенок, культура и творчество.

2. Положение о цели образования - воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности.. Образовательные процессы должны включать в себя поддержку и развитие природных свойств ребенка, особенно его здоровья и индивидуальных способностей, оказание помощи в становлении его субъектности, социальности, культурной идентификации, творческой самореализации личности.

3. Немаловажное значение имеют критерии оценки качества образования, которые должны не только выявлять качество знаний, умений, навыков, но и помогать диагностике развития, культурности, воспитанности ребенка.

Современные методы обучения являются средством реализации конкретных моделей обучения в педагогической практике. Наиболее эффективным методы обучения считается нетрадиционные методы в основе которых лежит «Золотое правило наглядности» Яна Коменского согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

Нетрадиционные методы - дидактические и творческие игры, сензитивный и социально-психологический тренинги, групповая дикуссия, разбор казусов и анализ ситуаций, игровая психотерапия и психодраматическая коррекция. В процессе обучения наблюдается интенсивный рост личности и профессиональное развитие учителей.

В основе развивающего обучения лежит концепция развития психики. В центре этой концепции находится утверждение о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Одна из основных целей развивающего обучения — умственное развитие ученика. Современная педагогическая наука располагает разными концепциями развивающего обучения. Развивающее обучение может быть организовано в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий.

Личностно-ориентированный подход не снижает, а напротив ещё больше подчеркивает значимость и необходимость развития познавательной сферы учащегося и развивает следующие общие компетенции (ОК):

1. Ценностная компетенция – способность оценивать человеческие отношения и действия с точки зрения общепринятых моральных норм;

2. Социальная компетенция – способность реализовать себя, действовать в качестве сознательного и ответственного гражданина, поддерживая демократическое развитие общества; знать и соблюдать действующие в обществе ценности и нормы, а также правила, существующие в различных средах;

3. Компетенция самоопределения – способность понимать и оценивать самого себя, свои слабые и сильные стороны;

4. Учебная компетенция – способность организовать учебную среду и получать необходимую для учебы информацию, планировать учебу и соблюдать план, использовать изученный материал, в том числе учебные умения и стратегии в разных контекстах и при решении проблем, анализировать свои знания и умения, сильные и слабые стороны, а также, на основании этого, необходимость дальнейшего обучения;

5. Компетенция общения – способность ясно и уместно выражать свои мысли, учитывая ситуацию и партнеров по общению, представлять и обосновывать свои точки зрения;

6. Компетенция предприимчивости – способность порождать идеи и реализовать их, используя приобретенные знания и умения в разных сферах жизни и деятельности.

Личностно-развивающее обучение это важный фактор повышения качества образования, который реализует личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает более глубокое изучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки каждого ученика

.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!