СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стендовый урок по функциональной грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать для провенения урока.

Просмотр содержимого документа
«Стендовый урок по функциональной грамотности.»

Стендовый урок  Математика  4 класс  « Решение задач на умножение двухзначных и трехзначных чисел»   Осипенко Н.А учитель начальных классов МАОУ гимназия №49 г.Тюмень 2023 г

Стендовый урок Математика 4 класс « Решение задач на умножение двухзначных и трехзначных чисел»

Осипенко Н.А учитель начальных классов

МАОУ гимназия №49

г.Тюмень

2023 г

Содержание: Тема урока  Тип урока  Форма урока  Цель и задачи урока  Оборудование  Структура урока

Содержание:

  • Тема урока
  • Тип урока
  • Форма урока
  • Цель и задачи урока
  • Оборудование
  • Структура урока
ТЕМА УРОКА: « Решение задач на умножение двухзначных и трехзначных чисел»  Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний . Форма урока: Решения «сюжетных задач».

ТЕМА УРОКА:

« Решение задач на умножение двухзначных и трехзначных чисел» Тип урока:

Урок систематизации и обобщения знаний .

Форма урока:

Решения «сюжетных задач».

 Цель урока : Решая практико-ориентированные сюжетные задачи на умножение двухзначных и трехзначных чисел, повторить ранее изученный материал, практиковаться в решении задач, формировать и развивать основы логического мышления и математической функциональной грамотности младших школьников.

Цель урока :

Решая практико-ориентированные сюжетные задачи на умножение двухзначных и трехзначных чисел, повторить ранее изученный материал, практиковаться в решении задач, формировать и развивать основы логического мышления и математической функциональной грамотности младших школьников.

Задачи урока : развивать систему начальных математических знаний, умений и навыков; формировать и развивать логическое и математическое мышление; развивать умение подтверждать собственную позицию с помощью аргументов; формировать и развивать математическую функциональную грамотность.

Задачи урока :

  • развивать систему начальных математических знаний, умений и навыков;
  • формировать и развивать логическое и математическое мышление;
  • развивать умение подтверждать собственную позицию с помощью аргументов;
  • формировать и развивать математическую функциональную грамотность.
Оборудование: Компьютер , проектор, презентация Power Point .

Оборудование:

Компьютер , проектор, презентация Power Point .

Структура урока: Мотивационно-целевой этап. Актуализация знаний. Основной этап: применение и обобщение Этап подведения итогов и оценивания. Этап рефлекии.

Структура урока:

  • Мотивационно-целевой этап.
  • Актуализация знаний.
  • Основной этап: применение и обобщение
  • Этап подведения итогов и оценивания.
  • Этап рефлекии.
Мотивационно-целевой этап (включая целеполагание) 1.Приветствует учеников. 2.Сообщает о том, что сегодня урок, направленный на повторение ранее изученного материала. Сообщает о том, что урок пройдет в формате решения «сюжетных задач». Вспомним, на прошлом уроке мы изучали … * ученики отвечают *, тогда сегодня у нас урок решения задач по теме… * ученики формулируют *. учитель подводит 3. Предлагает сюжетную тему – например, «Один день из жизни хулигана Димы». Например, «Сегодня мы «проживем» один день из жизни хулигана Димы и посмотрим в каких жизненных делах ему приходится использовать математику.» Подводит к мысли о том, что любому человеку, даже «хулигану Диме» приходится сталкиваться с жизненными делами, «где без математики никак». 4. Осуществляет контроль за подготовкой.

Мотивационно-целевой этап

(включая целеполагание)

1.Приветствует учеников.

2.Сообщает о том, что сегодня урок, направленный на повторение ранее изученного материала.

Сообщает о том, что урок пройдет в формате решения «сюжетных задач».

Вспомним, на прошлом уроке мы изучали … * ученики отвечают *, тогда сегодня у нас урок решения задач по теме… * ученики формулируют *. учитель подводит

3. Предлагает сюжетную тему – например, «Один день из жизни хулигана Димы».

Например, «Сегодня мы «проживем» один день из жизни хулигана Димы и посмотрим в каких жизненных делах ему приходится использовать математику.»

Подводит к мысли о том, что любому человеку, даже «хулигану Диме» приходится сталкиваться с жизненными делами, «где без математики никак».

4. Осуществляет контроль за подготовкой.

Актуализация знаний (включая коррекцию) 1. Актуализирует знания учеников путем демонстрации решения 1-2 простых примеров (числовые задачи). 2. Вызывает желающего продемонстрировать выполнение числовой задачи. 3. Демонстрирует типичные ошибки по содержанию темы урока – например, о забывании учениками переносить десятки и сотни при умножении. 4. В случае возникновения трудностей решает их в индивидуальном порядке с обучающимся.

Актуализация знаний

(включая коррекцию)

1. Актуализирует знания учеников путем демонстрации решения 1-2 простых примеров (числовые задачи).

2. Вызывает желающего продемонстрировать выполнение числовой задачи.

3. Демонстрирует типичные ошибки по содержанию темы урока – например, о забывании учениками переносить десятки и сотни при умножении.

4. В случае возникновения трудностей решает их в индивидуальном порядке с обучающимся.

Основной этап (включая систематизацию знаний и оценивание) 1.Предлагает к решению комплекс из 3-х задач, где «хулиган Дима» решает свои «хулиганские» бытовые вопросы, используя математические знания по делению и умножению чисел. 2.Проводит оценивание первых 5-ти учеников, решивших каждую из задач. Фиксирует «плюсики» для выставления положительной отметки наиболее вовлеченным.

Основной этап

(включая систематизацию знаний и оценивание)

1.Предлагает к решению комплекс из 3-х задач, где «хулиган Дима» решает свои «хулиганские» бытовые вопросы, используя математические знания по делению и умножению чисел.

2.Проводит оценивание первых 5-ти учеников, решивших каждую из задач. Фиксирует «плюсики» для выставления положительной отметки наиболее вовлеченным.

Этап подведения итогов  и оценивания. 1. Выставляет отметки по итогам накопившихся «плюсиков». 2. Отмечает часто встречающиеся ошибки и демонстрирует пути решения.

Этап подведения итогов

и оценивания.

1. Выставляет отметки по итогам накопившихся «плюсиков».

2. Отмечает часто встречающиеся ошибки и демонстрирует пути решения.

Задача № 1 С самого утра в воскресенье Мама отправляет хулигана Диму в магазин за продуктами. Рядом с домом Димы есть магазин, а через две улицы – супермаркет. Дима знает, что цены в супермаркете ниже, чем в магазине у дома. Он знает, что в магазине у дома продается его любимая шоколадка и конфеты, шоколадка стоит 120 рублей, а конфеты – 140 рублей. Зная набор продуктов, который по просьбе мамы Дима должен купить, выясните стоит ли ему идти в супермаркет для того, чтобы сэкономить себе на шоколадку или даже на конфеты, а может, время тратить и не стоит? Мама сказала купить Диме: 1) Яйца куриные (30 шт.), 2) Хлеб (1 шт.), 3) Картофель (2 кг.), 4) Зубную пасту (2 шт.), 5) Салфетки (2 шт.). Товар  Магазин у дома  Супермаркет Картофель (1 кг.)  70  65 Салфетки (1 шт.)  25  20 Хлеб (1 шт.)  65  50 Зубная паста (1 шт.)  140  130 Яйца куриные (10 шт.)  90  70  

Задача № 1

С самого утра в воскресенье Мама отправляет хулигана Диму в магазин за продуктами. Рядом с домом Димы есть магазин, а через две улицы – супермаркет. Дима знает, что цены в супермаркете ниже, чем в магазине у дома. Он знает, что в магазине у дома продается его любимая шоколадка и конфеты, шоколадка стоит 120 рублей, а конфеты – 140 рублей.

Зная набор продуктов, который по просьбе мамы Дима должен купить, выясните стоит ли ему идти в супермаркет для того, чтобы сэкономить себе на шоколадку или даже на конфеты, а может, время тратить и не стоит?

Мама сказала купить Диме: 1) Яйца куриные (30 шт.), 2) Хлеб (1 шт.), 3) Картофель (2 кг.), 4) Зубную пасту (2 шт.), 5) Салфетки (2 шт.).

Товар Магазин у дома Супермаркет

Картофель (1 кг.) 70 65

Салфетки (1 шт.) 25 20

Хлеб (1 шт.) 65 50

Зубная паста (1 шт.) 140 130

Яйца куриные (10 шт.) 90 70

Предполагается, что при индивидуальной работе ребенок может избирать несколько вариантов решений. Например, высчитывать разницу по позициям и складывать, или же рассчитать набор в одном магазине и сравнить с другим. А затем делать вывод о том, хватает ли на шоколадку или конфеты для себя. Набор в магазине у дома: 70*2 + 3*90 + 2*140 + 2*25 + 65*2 = 870 руб. Набор в супермаркете: 65*2 + 3*70 + 2*130 + 2*20 + 50*2 = 740 руб. Разница: 5*2 + 3*20 + 2*10 + 2*5 + 2*15 = 10 + 60 + 20 +10 + 30 = 130 рублей. Таким образом, на шоколадку хватит, а на конфеты – нет. Диме есть смысл идти в супермаркет и сэкономить себе на шоколадку.

Предполагается, что при индивидуальной работе ребенок может избирать несколько вариантов решений. Например, высчитывать разницу по позициям и складывать, или же рассчитать набор в одном магазине и сравнить с другим. А затем делать вывод о том, хватает ли на шоколадку или конфеты для себя.

Набор в магазине у дома: 70*2 + 3*90 + 2*140 + 2*25 + 65*2 = 870 руб.

Набор в супермаркете: 65*2 + 3*70 + 2*130 + 2*20 + 50*2 = 740 руб.

Разница: 5*2 + 3*20 + 2*10 + 2*5 + 2*15 = 10 + 60 + 20 +10 + 30 = 130 рублей.

Таким образом, на шоколадку хватит, а на конфеты – нет. Диме есть смысл идти в супермаркет и сэкономить себе на шоколадку.

 Задача № 2  После похода в магазин Дима задумался о том, как бы ему провести в выходные. Он вспомнил что через две недели у мамы буде День Рождения. А сегодня в кино показывают новый фильм, хотелось бы на него попасть! Билет стоит 350 рублей. Дима накопил 700 рублей, а для подарка маме ему понадобятся материалы для поделки. Выясните, сможет ли Дима и сходить в кино, и сделать подарок маме? А что, если Дима поедет на следующих выходных к бабушке, зная, что бабушка всегда дарить ему не менее 300 рублей на карманные расходы. Для поделки потребуется: пластилин (3 упаковки), конфитюр (8 упаковок), подарочная ленточка (2 метра), декоративные игрушки (3 штуки). Материал  Стоимость за ед.  Количество (заполняется учеником)  Сумма (заполняется учеником) Пластилин (1 уп.)  70  3  210 Конфитюр (1 уп.)  25  8  200 Подарочная ленточка (1 м.)  45  2  90 Декоративные игрушки 1 шт.  50  3  150

Задача № 2

После похода в магазин Дима задумался о том, как бы ему провести в выходные. Он вспомнил что через две недели у мамы буде День Рождения. А сегодня в кино показывают новый фильм, хотелось бы на него попасть! Билет стоит 350 рублей. Дима накопил 700 рублей, а для подарка маме ему понадобятся материалы для поделки.

Выясните, сможет ли Дима и сходить в кино, и сделать подарок маме? А что, если Дима поедет на следующих выходных к бабушке, зная, что бабушка всегда дарить ему не менее 300 рублей на карманные расходы.

Для поделки потребуется: пластилин (3 упаковки), конфитюр (8 упаковок), подарочная ленточка (2 метра), декоративные игрушки (3 штуки).

Материал Стоимость за ед. Количество (заполняется учеником) Сумма (заполняется учеником)

Пластилин (1 уп.) 70 3 210

Конфитюр (1 уп.) 25 8 200

Подарочная ленточка (1 м.) 45 2 90

Декоративные игрушки 1 шт. 50 3 150

Выполняются вычисления, заполняется таблица. Можно решать «в строчку и по действиям». Было 700 рублей. На подарок придется потратить: 70*3 + 8*25 + 45*2 + 50*3 = 650 Значит, останется 50 рублей. Таким образом, на билет в кино не остается. Придется ехать к бабушке за подарком. Правильны ответ: нет, и на то, и на другое не хватит, но после поездки к бабушке будет хватать. Значит, Дима должен сходить в кино, а подарок сделать на следующих выходных после визита к бабушке

Выполняются вычисления, заполняется таблица. Можно решать «в строчку и по действиям».

Было 700 рублей. На подарок придется потратить:

70*3 + 8*25 + 45*2 + 50*3 = 650

Значит, останется 50 рублей. Таким образом, на билет в кино не остается. Придется ехать к бабушке за подарком.

Правильны ответ: нет, и на то, и на другое не хватит, но после поездки к бабушке будет хватать. Значит, Дима должен сходить в кино, а подарок сделать на следующих выходных после визита к бабушке

 Задача № 3  Вечером, после визита в кинотеатр, Дима вернулся домой, а родители проводили домашний совет. На домашнем совете обсуждался вопрос о том, подписку на какие журналы будет оформлять семья на ближайший год. Известно, что мама подписывается на один из журналов «Веселая домохозяйка» по цене 25 рублей за ежемесячное издание или «Домашний очаг» по 60 рублей за ежемесячное издание. Папа подписывается на журнал «Автомобильное колесо» по цене 40 рублей за еженедельное издание, но отказывается от подписки, если мама выбирает для себя журнал «Домашний очаг». В случае, если мама выбирает журнал «Веселая домохозяйка», Диме предлагают подписаться на новый журнал «Юный натуралист» по цене 35 рублей за ежемесячное издание. А если мама выбирает журнал «Домашний очаг», то Диме предлагают оставить текущую подписку на журнал «Юный механик». Рассчитайте, что будет более выгодным для семьи для годовой подписки: если мама выберет журнал «Веселая домохозяйка» или «Домашний очаг»?

Задача № 3

Вечером, после визита в кинотеатр, Дима вернулся домой, а родители проводили домашний совет. На домашнем совете обсуждался вопрос о том, подписку на какие журналы будет оформлять семья на ближайший год.

Известно, что мама подписывается на один из журналов «Веселая домохозяйка» по цене 25 рублей за ежемесячное издание или «Домашний очаг» по 60 рублей за ежемесячное издание.

Папа подписывается на журнал «Автомобильное колесо» по цене 40 рублей за еженедельное издание, но отказывается от подписки, если мама выбирает для себя журнал «Домашний очаг».

В случае, если мама выбирает журнал «Веселая домохозяйка», Диме предлагают подписаться на новый журнал «Юный натуралист» по цене 35 рублей за ежемесячное издание. А если мама выбирает журнал «Домашний очаг», то Диме предлагают оставить текущую подписку на журнал «Юный механик».

Рассчитайте, что будет более выгодным для семьи для годовой подписки: если мама выберет журнал «Веселая домохозяйка» или «Домашний очаг»?

Рассчитайте общую стоимость подписки в каждом из случаев. Считается, что оба варианта равнозначно устраивают семью. Вариант 1. Если мама выбирает журнал «Веселая домохозяйка», а папа – «Автомобильное колесо»: 25*12 + 40*12 + 35*12 = 1200 рублей в год. Вариант 2. Если мама выбирает журнал «Домашний очаг», а папа будет читать его вместе с ней: 60*12 + 40*12 = 1200 рублей в год. Таким образом, оба варианта равнозначны, а значит семья может выбрать любую из подписок.

Рассчитайте общую стоимость подписки в каждом из случаев. Считается, что оба варианта равнозначно устраивают семью.

Вариант 1. Если мама выбирает журнал «Веселая домохозяйка», а папа – «Автомобильное колесо»: 25*12 + 40*12 + 35*12 = 1200 рублей в год.

Вариант 2. Если мама выбирает журнал «Домашний очаг», а папа будет читать его вместе с ней: 60*12 + 40*12 = 1200 рублей в год.

Таким образом, оба варианта равнозначны, а значит семья может выбрать любую из подписок.

Этап рефлексии. 1. Выясняет мнение обучающихся об успешности применения сюжетных задач. 2. Делает выводы о возможности применения такого педагогического приема и его результативности с данными учебным коллективом. * А какие задачи вам больше понравились / какие задачи оказалось интереснее решать? Просто с числами или с «историей» …?

Этап рефлексии.

1. Выясняет мнение обучающихся об успешности применения сюжетных задач.

2. Делает выводы о возможности применения такого педагогического приема и его результативности с данными учебным коллективом.

* А какие задачи вам больше понравились / какие задачи оказалось интереснее решать? Просто с числами или с «историей» …?

 Домашнее задание. Карточка с задачами.

Домашнее задание.

Карточка с задачами.

Список литературы 1. Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - № 12 2. Карась Л. Что такое функциональная грамотность и как ее развивать. «Теории и практики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/19594-chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-i-kak-ee-razvivat.

Список литературы

1. Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - № 12

2. Карась Л. Что такое функциональная грамотность и как ее развивать. «Теории и практики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/19594-chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-i-kak-ee-razvivat.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!