СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Фольклор- душа народная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Классный час "Фольклор- душа народная" направлен на воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников.  Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка является ознакомление с традициями русского народа, с его культурой и фольклором. Фольклор выполняет эстетическую, воспитательную, познавательную функцию. Для детей важно личное участие в мероприятиях. Фольклорные праздники - это и есть та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Фольклор- душа народная"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«мамлейская основная школа»










Методическая разработка классного часа

«Фольклор-душа народная»



Выполнила:

классный руководитель 1,3 класса

Костюшова С.Ю








Мамлейка

2022


Пояснительная записка:

Данная методическая разработка направлена на воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка является ознакомление с традициями русского народа, с его культурой и фольклором. Фольклор выполняет эстетическую, воспитательную, познавательную функцию. Для детей важно личное участие в мероприятиях. Фольклорные праздники - это и есть та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим.

Целевая аудитория: обучающиеся 1,3 класса

Форма проведения: классный час

Цель: Приобщение детей к основам русской народной культуры и быта, через фольклор.

Задачи:

Образовательные задачи:

- расширить кругозор обучащихся о малых жанрах русского фольклора

- показать самобытность народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, потешках, загадках, пословицах, поговорках

- обогатить речь учащихся с помощью различных жанров фольклора

-учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения

- учить выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений устного народного творчества.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к традициям русского народа

- развивать выразительную речь, внимание, память, положительные эмоции

- обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм русского фольклора

- развивать эмоциональную сферу детей, образное мышление, творческое воображение

Воспитательные задачи:

-прививать детям любовь к фольклору

-приобщать к народным традициям русского народа

- воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма

- воспитывать доброжелательные, партнерские отношения в классном коллективе

Педагогические технологии:

- коллективное творческое дело

- игровая технология

-проблемное обучение

-коммуникативное обучение

-здоровьесберегающие

- личностно-ориентированная технология

Методы и приёмы:

- чтение и анализ притч, русских народных сказок, басен, небылиц, русских народных пословиц и поговорок

- отгадывание загадок

- разучивание подвижных сюжетно - ролевых игр

- этические беседы

- наблюдение

- экскурсии

- элементы театрализации

- поисковый метод

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Подготовительный этап

- Определение цели, задач и значимости классного часа

- Определение формы, методов и приёмов классного часа

-Изучение, анализ и подбор необходимого материала.

- Разработка сценария классного часа

- Разучивание русских колыбельных песен, русской народной песни «Как за нашим за двором»

-Повторение с детьми загадок, пословиц, поговорок, разученных ранее

потешек, закличек, небылиц.

-Чтение русских народных сказок.

- Сбор предметов старины для классного часа

- Оформление уголка «Предметов старины»

- Оформление классной комнаты к мероприятию

- Оформление выставки «Мир русского фольклора»


Оборудование:

  • запись песен к празднику

  • русские народные костюмы

  • мультимедийное оборудование

  • компьютер

  • конверты с заданиями

  • корзиночка.



















Ход классного часа:

ВСТУПЛЕНИЕ (2 мин)

Звучит минус песни «Россия»» (1куплет)

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.


Кл. руководитель: Есть у русского народа «живой цветок», ко­торый сказки сказывает, потешает, поёт, развле­кает, веселит и учит.

Приглашаю вас, ребята, в путешествие. В пути вы будете находить лепестки этого волшебного цветка.

Большую корзину с собой мы возьмем,

В нее мы положим песенок связку,

Потешки, былины, загадки, стихи,

Всего понемногу, что знаете вы.

Подарим друг другу частичку добра,

Радости, счастья,

В дорогу, друзья!

Кл. руководитель: А кто из вас догадался, что это за чудесный цветок?

Дети: устное народное творчество.

Кл. руководитель: Правильно. А как ещё можно назвать УНТ?

Дети: фольклор.

Кл. руководитель: Какая же тема нашего классного часа?

Кл. руководитель: Тема нашего классного часа «Фольклор - душа

народная».

Кл. руководитель: Какая цель классного часа?

Дети: Сегодня мы вспомним произведения фольклора.

Кл. руководитель: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о событиях старины, о жизни наших предков, вспомнить обычаи, традиции и культуру русского народа. Помогут нам в этом жанры устного народного творчества.

Кл. руководитель: Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?

Дети: Он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Кл. руководитель: Произведения фольклора есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая из поколения в поколение.


Первый лепесток. Песни. (5 мин)

Кл. руководитель: Чтобы открыть первый лепесток волшебного цветка, вам надо отгадать слово. (Ученики из букв выкладывают слово - Песни)


Много у каждого народа колыбельных, хо­роводных, свадебных и других песен. Эти песни живут в народе мно­го-много лет. В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости; в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе становилось светлей.


Самыми добрыми и ласковыми были колыбельные песни.

(слушают куплет песни «Баю-баюшки баю, не ложися на краю»


Это песни, которыми убаюкивают ребенка, слова в них ласковые, певучие. В них сохранились элементы оберега-заговора, защищавшего малыша от таинственных злых сил. Наши предки верили, что если малышу приснится что-то плохое, то в реальной жизни это событие никогда уже не повторится.

Кл. руководитель: А какие колыбельные песни знаете вы?

1.Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука, за сарай,

Маше спать не мешай!


2. А баю, баю, баю,

Лежит Ваня на краю.

Прибежал волчок,

Схватил Ваню за бочок,

Утащил его в лесок,

Под малиновый кусток.

А малинка упадёт

Прямо Ванечке в роток.


3. Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.


Кл. руководитель: Русский народ славится своими народными песнями. Это песни, которые все поют, но никто не знает автора. Ребята, давайте и мы споем народную песню

«Как за нашим за двором»».

1. Как за нашим за двором,

Как за нашим за двором,

За двором, за двором,

За двором, за двором.

2. Растёт травка шелкова,

Зелёная мурава,

Мурава, мурава.

Мурава, мурава.

3. По той травке Маша шла,

По той травке Маша шла,

Маша шла, Маша шла.

Маша шла, Маша шла.

4. А за нее Ваня шёл,

А за нею Ваня шел
Ваня шёл, Ваня шёл.

Ваня шел, Ваня шел

5. Кричит: “Маша, ты моя!

Кричит: “Маша, ты моя!

Ты моя, ты моя!”

Ты моя, ты моя!”

6. “Нет я, Ваня, не твоя!

Нет я, Ваня, не твоя!

Не твоя, не твоя!

Не твоя, не твоя!


7. Родимого батюшки!

Родной своей матушки,

Матушки, матушки
Матушки, матушки!”


8. За двором, за двором.
За двором, за двором (2 раза)


Кл. руководитель: Вот и первый лепесток появился у нашего цветка.


Второй лепесток. Потешки.

Кл. руководитель: Чтобы отгадать следующий лепесток, надо из слогов КА ТЕШ ПО сложить слово. (Ученики из набора слогов выкладывает слово – ПОТЕШКА)

Кл. руководитель: Что такое потешка?

Дети: Потешка (прибаутка) — маленькое весё­лое произведение фольклора. Потешками потешали, забавляли детей.

Кл. руководитель: Самые первые игры для детей-потешки. Это песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками, ножками малыша. Давайте обыграем одну потешку.

- Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Пили простоквашку.

Попили, поели,

Домой полетели -

На головку сели,

Ладушки запели.


Кл. руководитель: Вспомните, какие потешки знаете вы.

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку.

Выкупала Ваньку

Посадила в уголок.

Дала сладкий пирожок.


Кл. руководитель: В старину собирались люди на посиделки позабавиться да потешиться.

Дети инсценируют потешки:

1. - Фома, что из леса не идешь?

- Да медведя поймал!

- Так веди его сюда!

- Да он не идет!

- Так сам иди!

- Да он не пускает!


2. - Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Да один ворот остался.


3. -Сынок, сходи за водицей на реку.

-Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть.

-Ну, раз мать велит, надо идти.


Кл. руководитель: Родители в разговоре с маленькими детьми используют присказки, потешки. Я вам даю карточку с присказками, вам нужно определить к какой ситуации она подходит

Кл. руководитель: Выберите присказку к ситуации:

1. такая ситуация – у ребенка заболел пальчик.

2. ситуация – ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно поругать.

3. ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова


1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.


2.Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.


3.Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка


Кл. руководитель: От потешек дети становились послушными. Второй лепесток появляется у нашего цветка.


Третий лепесток. Заклички.

Кл. руководитель: Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное.

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ


Кл. руководитель: Каждая закличка содержит просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы.

Кл. руководитель: К кому были обращены заклички?

Дети: Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге.

Кл. руководитель: У наших предков была сильная связь с природой. В непростые времена люди за помощью обращались к силам природы.

Например, в засушливое лето наши предки призывали дождик.

Дождик, лей, лей, лей,

Никого не жалей —

Ни берез, ни тополей!

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы травка зеленей!

Вырастут цветочки

И зеленые листочки!

Сейчас на улице весна. Давайте и мы произнесем весеннюю закличку.

Повторяйте за мной каждую строчку.

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним пришел апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!


Кл. руководитель: А на цветке появляется третий лепесток.


Четвертый лепесток. Приговорки.

Кл. руководитель: - К закличкам примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

Кл. руководитель: Какие вы знаете приговорки?

1.Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной.


2.Улитка, улитка, покажи рога –

Дам тебе за это кусок пирога.


Кл. руководитель: И приговорки оказались на цветке.


Пятый лепесток. Считалки.

Кл. руководитель: Кто угадает, какое произведение из фольклора я прочитаю?

Шла бабка с заморья,

Несла кузовок.

В том кузовочке

Лежали грибочки,

Кому — гриб,

Кому — два,

А тебе, дитятко,

Весь кузовок.

Кл. руководитель: Правильно, это считалка.

Дети: Считалка (счёт, пересчёт) — это маленькое рифмованное стихотворение для игры.

Кл. руководитель: Для чего сочиняли считалки?

Дети: Счетом решали, кому водить.

Кл. руководитель: Кто знает считалки?

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела.

Кто лапти найдет,

Тот водить пойдет.

Кл. руководитель: Давайте встанем в круг и посчитаемся, выберем водящего для игры)

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!


Кл. руководитель: Собирайся детвора, ждет вас русская игра!

Ведущий: Вы ж, детишки, не зевайте, все за мною повторяйте.

Ритмическая игра «Маланья»

У Маланьи у старушки,

Жили в маленькой избушке (Поднимают руки над головой, соединяют кончики пальцев – «домик».)

Семь сыновей, (Разводят руки в стороны.)

Все без бровей. (Пожимают плечами.)

С такими ушами, (Приставляют растопыренные ладони к ушам – «уши».)

С такими глазами, (Соединяют большие и указательные пальцы рук, приставляют к глазам –«глаза».)

С такой головой, (Поднимают руки над головой, соединяют кончики пальцев – «голова».)

Эх! (Машут рукой.)

Ничего они не ели, (Складывают руки перед грудью.)

Друг на друга все глядели, (Кладут подбородок на кулаки.)

Делали вот так, (Машут правой рукой.)

Эдак и вот так. (Машут левой рукой.)


Давайте этот лепесток добавим к цветку.

Шестой лепесток. Пословицы.

Кл. руководитель: Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …

Дети: час

Кл. руководитель: говорит русская (что?)

Дети: пословица.

Кл. руководитель: Что такое пословица?

Дети: Пословица — произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость.

Кл. руководитель: Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. В народе говорят: “Речь без пословицы –

всё равно, что еда без соли”, «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

А сейчас поиграем в игру - «Доскажи пословицу».

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

«Без труда не вынешь……»

«Человек без друзей, что….»

«Сам погибай, а……..»

«Нет друга ищи, а………»

«Семь раз отмерь …»

«Поспешишь ...»

«Ум хорошо …»

«Дело мастера …»

«Друзья познаются …»

Кл. руководитель: Молодцы! Заработали лепесток.


Седьмой лепесток. Загадки.

Кл. руководитель: Ребята, отгадайте следующий лепесток.

Опишу я вам предмет,

Угадайте, дав ответ.

Я сама же жду разгадки,

Потому что я...(загадка)

Загадки - любимый жанр фольклора у детей и взрослых. В старину люди часто не называли предмет, а описывали его. Так родилась загадка. Это одна из особенностей русской речи. Загадка развлекает, учит сообразительности, испытывает ум.

Кл. руководитель: Сяду рядышком на лавку

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый погляжу

Отгадаешь, приз получишь, а не отгадаешь – штраф плати.

Дети отгадывают загадки

Штраф

1.В другой раз лучше кумекай, а сейчас кукарекай…

2.Не сказал отгадку, теперь пляши вприсядку.

3.Отгадку скажешь потом, а сейчас помяукай котом.

4.А ты, дорогой, нам что-нибудь спой.

5.В другой раз загадку отгадай, а сейчас собачкою полай.

6.Не печалься, что загадку забыл, мы хотим, чтобы ты зайкой был.

7.Чтоб в другой раз глазами не хлопал, нужно громко потопать.


1. Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском. (Хлеб).


2. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).


3. В белом сарафане стала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы. (Береза)


4. Сама не ест, а всех кормит (ложка)


5. То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).


6. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).


7. Рядом разные подружки.

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)


Матрешка -это символ материнства и семьи. В этом году матрешке исполняется 100 лет.

Кл. руководитель: Молодцы! Добавляем еще лепесток.


Восьмой лепесток. Сказки.

Кл. руководитель: А у меня еще одна загадка для вас:

Что такое «ложь с намёком»

и для всех людей «с уроком»?

Кл. руководитель: Конечно, это сказки!

- А. С. Пушкин заметил:

«Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок»

Кл. руководитель: Ребята, кто знает какие бывают сказки?

Дети: Волшебные, бытовые, о животных.

Кл. руководитель: Назовите о какой сказке идет речь?

1. В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня! («Гуси-лебеди»)


2. А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок («Маша и медведь»)


3. Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться.

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца («Сестрица Алёнушка…»)


4. По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра! («По щучьему велению»)


5.Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)


6.Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался («Сивка-бурка»)

Кл. руководитель: Молодцы, ребята, это был последний лепесток.


Заключение (5 мин)

Классный руководитель: Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня?

Как называются одним словом все эти произведения? (фольклор)

Игра «Знаю-не знаю»

Классный руководитель: Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ.

(Учитель зачитывает отрывок, ученики называют жанр фольклора)

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно вёдрышко.

закличка

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

сказка

Семь раз отмерь, один отрежь.

пословица

Во поле берёзка стояла,

Во поле кудрявая стояла.
Ой, люли, стояла,
Ой, люли, стояла!

песня

Золотое коромысло
Над рекою повисло.

загадка

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка-на кошке,

По кривой дорожке.

потешка

Катилось яблоко
Мимо сада, мимо сада,

Мимо града.
Кто поднимет,

Тот и выйдет.

считалка

Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

"Ах, какая наша пчелка работящая!"

приговорка


Кл. руководитель: Сегодня мы побывали в удивительном мире народной мудрости – мире фольклора. Нам еще многое предстоит узнать о фольклоре, рамки классного часа не позволили нам поговорить о былинах, небылицах, дразнилках, скороговорках.

Фольклор создается народом, поэтому можно смело сказать, что фольклор – это душа народа! Мы должны помнить и чтить традиции наши и передавать будущим поколениям!

Изучайте русский фольклор, ваша речь станет богаче, фольклор учит человека мудрости, пронесите любовь к устному народному творчеству через всю свою жизнь.

Звучит минус песни «Россия»» (1куплет)

Я так люблю великую Россию,

И то, что по наследству перешло.

Мы славимся не только русской силой,

Но и традицией народа своего…


Забавы русские, они и нынче в моде

Фольклор, частушка и конечно хоровод,

Пока живёт традиция в народе,

Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт!

Музыкальный экспромт (с ложками)

Наше путешествие подходит к концу. А вот какое у вас настроение, после нашего классного часа, я сейчас сама узнаю!

Букет «Настроения»

- Если у вас весёлое настроение прикрепите на доску красный цветок, если грустное – жёлтый цветок. (Звучит минус русской народной песни)

Спасибо, ребята за вашу активность, за ваши улыбки и отличное настроение. За хорошую работу, подарю вам леденец на палочке. Вот такие петушки можно было встретить в старину на ярмарках.

Благодарю всех. До новых встреч!

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!