МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка
в 3 классе
по теме:
«Будущее время глагола»
Подготовила
учитель начальных классов:
Куликова Валентина Николаевна
Цели: ознакомление учащихся с понятием «будущее сложное время глагола»; развитие умения изменять глаголы по временам.
Задачи: содействовать формированию УУД:
Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
Регулятивных: дать возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательных: формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку.
Коммуникативных: учить формулировать собственное мнение договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Вспомните правила работы на уроке: внимательно слушать учителя, отвечать полными предложениями, работать активно, быстро, не стесняться задавать вопросы, если возникли трудности, стараться запомнить все, что изучили на уроке.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Бва бвя пвы пвэ нви нву вве ввю
выборы - избрание путем голосования (словарное слово)
- Запишите слово «выборы», поставьте ударение, подчеркните опасное место.
- Какое мероприятие скоро состоится у нас в стране?
- Когда будут выборы?
- А ваши родители пойдут на выборы?
- Как вы думаете, на выборы нужно ходить обязательно?
- Составьте и запишите предложение со словом «выборы».
Мы с родителями пойдем на выборы президента России.
- Подчеркните члены предложения.
- Определите части речи.
- В каком времени употребляется глагол «пойдем»?
III. Повторение пройденного и постановка цели урока
З а п и с ь н а д о с к е:
Поб..гут, п..таки, з..леный, ..кно, зак..чает, кр..сивая, буду с..деть.
– Какое задание можно предложить к этим словам?
(Вставить пропущенные буквы, разделить на группы.)
– Объясните написание слов.
– На какую орфограмму эти слова?
(Безударная гласная, проверяемая ударением.)
– На какие группы можно разделить эти слова?
(1-я гр. – имена существительные, 2-я гр. – имена прилагательные, 3-я гр. – глаголы.) Запишите слова по группам.
– Что вы знаете об именах существительных?
– В каком роде могут употребляться существительные?
(В женском, мужском роде и среднем.)
– Что можете сказать о прилагательных?
- Задайте друг другу вопросы по теме «Глагол».
– Что можете сказать о глаголах?
(Они стоят в будущем времени.)
– На какой вопрос отвечает слово побегут?
(Что сделают?)
– На какой вопрос отвечает слово: буду сидеть?
(Что буду делать?)
– Чем похожи слова?
(Глаголы будущего времени.)
– Чем глаголы отличаются?
(Отвечают на разные вопросы.)
– А еще чем отличаются?
(«Побегут» – состоит из одного слова; «буду сидеть» – из двух слов.)
– У какого глагола даже без помощи вопроса можно определить, что оно будущего времени?
(У глагола «буду сидеть».)
– Что вам в этом помогло?
(Слово «буду)
Вывод: Такие слова в русском языке образуют глаголы в будущем сложном времени.
– Как вы думаете, почему?
– Назовите цели нашего урока (учиться находить глаголы будущего времени, знать вопросы глаголов будущего времени)
IV. Открытие нового знания
1. Прочитайте правило в учебнике с. 69
– Чем глаголы простого будущего времени отличаются от глаголов будущего сложного времени?
(С глаголами будущего сложного времени употребляются слова «буду», «будет», «будем» и др.)
Коллективная работа: Упр. № 124, с.69
– Из чего состоят глаголы будущего (сложного) времени?
(Из форм будущего простого времени от глагола «быть» и инфинитива (глагола в неопределенной форме).)
Динамическая пауза
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
- В форме какого времени употреблены глаголы?
V. Первичное закрепление
– Прочитайте стихи.
- Глаголы какого времени употребляются в первом, во втором, третьем стихотворениях?
Снег теперь уже не тот, Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. (С. Маршак) | Пройдёт зима холодная, Наступят дни весенние, Теплом растопит солнышко, Как воск, снега пушистые. (С. Дрожжин) | Солнце ласково смеётся, Светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей. (Я. Колас) |
– Докажите, что в первом столбике глаголы прошедшего времени.
- Назовите вопросы, на которые они отвечают.
– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?
- Есть здесь глаголы в будущем сложном времени?
– Что можно сказать о глаголах в будущем сложном времени?
- В каком времени употребляются глаголы в третьем столбике?
VI. Включение в систему знаний
Тест
Определите сколько здесь глаголов.
Свет, светлеют, светлый, бегут, бег, быстрый, засвищут, свет, таял, зелень, зеленеет, зелёный, повеяло, весна, весеннее, расцвела, цвет, зазвенел, звонкий, звон.
а) 8
б) 6
в) 9
2. Найдите в группе слов «лишнее». Докажите.
а) дружил
б) замолчит
в) поглядит
г) будет темнеть
3. В предложении глагол может быть любым членом предложения. Чаще всего он является:
а) подлежащим
б) сказуемым
в) второстепенным членом
4. Найдите в предложении глагол и определите время.
В марте щука хвостом лёд разобьёт.
а) настоящее время
б) прошедшее время
в) будущее время
5. В какой строчке не правильно определили время глаголов?
а) наст. в.: спешит, идёт, расцветает
б) пр. в.: спешил, пришла, расцвёл
в) буд. в.: будут спешить, придёт, цветёт
(Взаимопроверка)
3. Упр. № 126, с. 70 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
VII. Итог урока. Рефлексия.
– О чем узнали сегодня на уроке?
– Что нового узнали о глаголах в будущем времени?
- Каждый из вас должен оценить свою работу на уроке, выберите фразы и закончите их.
Сегодня я узнала...
Было интересно...
Было трудно...
Я поняла, что...
Теперь я могу...
Я научилась...
У меня получилось ...
Я смогла...
Мне захотелось...
VIII. Домашнее задание: упражнение 128, с. 70