


ПОДГОТОВИЛА:
ЛЕВАНОВА Н.Ю. И 6 «Г» КЛАСС
Цель:
Познакомить учащихся с основными документами: «Всеобщей Декларацией прав человека» и Конвенцией «О правах ребенка», отражающими права ребёнка в обществе
Задачи:
Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Ход мероприятия
_________________Я право имел родиться,
Жить в семье и этим гордиться.
И с пеленок получил я имя –
Имею право. Стал я гражданином.
Я – гражданин! Я – Человек! Я – личность!
Хочу подняться в неба безграничность
И в вышине как туча распластаться,
Пролить на Землю теплый дождик счастья!
________________Пусть дети поднимают вверх ладошки –
Я подарю всем счастья понемножку.
Берите, несите и не расплещите,
Друг другу улыбки и радость дарите!
Я – Человек! И это навсегда.
В моих руках лежит страны судьба.
Я – человек, я – личность, гражданин!
Уверен – на Земле я не один!
Статья № 7.
__________________ Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пеленок человек получает имя. (картинка)
________________ Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.
Статья № 2
__________________ Сколько бы не было в мире детишек
Черных и белых, девчонок, мальчишек
Все их права и ценны и равны
Взрослые, Вы уважать их должны. (картинка)
Учитель. .
Ребята, сегодня, 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка». Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. А 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребенка (на экране слайд с изображением этих документов). В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить право другого.
____________________ Права есть у взрослого и у ребенка:
Играть и учиться, мечтать и трудиться
Помочь старику и погладить котенка,
И чистой водой на рассвете умыться
Статья № 1
__________________ В конвенции каждый найдет,
На важный вопрос ответ
Помни, ребенком считается тот,
Кто не достиг восемнадцати лет (картинка)
________________Я горда тем, что живу в Узбекистане,
Что прав моих детских никто не обманет.
Есть право мечтать и чего-то хотеть:
К вершинам всходить, к солнцу лететь!
Припасть к роднику и водицы напиться,
В травы упасть, тишиной насладиться,
В мирное небо смотреть по утрам.
Нет, прав моих детских я не отдам!
Статья № 4
___________________Богатство твоей страны – это ты
Должен любой президент понимать
Лишь там превращаются в правду мечты
Где детям готовы все лучшее дать (картинка)
________________Хоть и мала, но я в силах понять,
Что должен Закон меня защищать.
Он право дает мне учиться, трудиться,
Природу любить, от души веселиться.
Я много предметов в школе учу,
И очень полезной быть миру хочу.
Дяди и тети! Доверьте детям
Остановить войну на планете!
Песня милые взрослые + танец
_______________Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
________________Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь;
_________________Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
Статья № 12
________________ Высказать правду ты можешь везде
Дома, и в школе, и даже в суде
Но уважай убежденья других
Право на мнение есть и у них (картинка)
_________________А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу - час,
А школе - все внимание.
Использую я право
На образование.
Статья № 28-29
___________________ Человек на свет не может, без помощи родиться
Суп малыш себе не сварит, не сможет учиться
Потому-то чтоб ребенка защитить и воспитать
Самых лучших специалистов надо назначать (картинка)
______________________ Заходите в первый класс, Не шагайте мимо
Мы всему научим вас, Что необходимо
Галерея.
Учитель: На экране вы видите изображение картины художника
Василия Перова «Тройка».
-Какое право ребёнка нарушено? (____________________Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).
- Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Иллюстрацией к какому праву может служить эта картина? (___________________Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством) .
- Константина Маковского «Игра в бабки» (___________________________Право ребёнка на отдых и досуг)
Музыкальный вопрос.
Учитель: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни:
- «Пусть всегда будет солнце». О каком праве в ней поётся? (_____________________________________Право на жизнь и свободу)
- «Песня бременских музыкантов» (______________________Право на свободу передвижения)
- «Чему учат в школе» (________________________________Право на образование)
«Литературно-правовая викторина»
1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»
(_________________________Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(_______________________Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным
(___________________________Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)
4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?
(______________________Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16,
__________________________ Знайте, что бить , обижать и неволить
Ребенка закон никому не позволит
Дети – не куклы, любой Карабас
Будет серьезно наказан у нас (картинка)
Разбор ситуаций «Права и обязанности».
Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Сценка
Серёжа. ____________________В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама. ________________________ Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. _________________________Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. ________________________Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. _______________________Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. _________________________ Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. _______________________Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама. _______________________Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка. _________________________ Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама. _______________________Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка. _____________________ Но только должен ты узнать-
Права у всех равны.
_________________Права ребенка надо знать,
Не только знать, Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить. (картинка)
ТАНЕЦ БИБИКА
5. «ОБЯЗАННОСТИ»
Учитель. Статьи в Конвенции гласят, что человек имеет не только права, но и обязанности.
Что такое обязанность? Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.
Какая самая главная обязанность у тебя?
А какие обязанности у учеников?
А откуда вы это знаете?
_____________________ Устав школы.
___________Школа- твой родной дом. Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональные умения и навыки, эти заповеди Твои:
_____________Учеба- твой главный труд, приложи все усилия, чтобы учиться по способностям. Неукоснительно соблюдай дисциплину на уроках.
_____________В своем доме ты можешь участвовать в управлении жизнью ученического коллектива через совет самоуправления.
______________Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь, выражаешь несогласие- возражай, возражаешь - предлагай, предлагая - выполняй.
_______________Ты имеешь право на уважение человеческого достоинства и защиту от унижения, оскорбления, но помни, что это право имеет каждый, не только ты.
_______________Выбирай профиль обучения согласно своим интересам, возможностям, состоянию здоровья, с учетом желания и учись.
_______________В твоем доме все работники школы- твои друзья. К друзьям относятся с уважением, добротой и искренностью
_______________Ты имеешь право на доверительное, товарищеское, партнерское общение со сверстниками и учителями и их поддержку в добрых поступках и делах.
_______________В твоем доме не Принято курить, сквернословить, Обижать Других, Не сдерживать Собственное слово.
__________________В твоем доме стараниями администрации и учителей- все новое. Это для того, чтобы тебе было комфортно. А сберечь школьное имущество- твоя обязанность.
_______________В школу ты пришел трудиться. Будь собран, опрятен, приходи в школу за 15 минут до начала первого урока, а в кабинет- за 5 минут до звонка, не пропускай занятий без уважительной причины.
________________Береги труд технических работников и своих товарищей дежурных- соблюдай чистоту и порядок в школе.
________________Дежурные отвечают за порядок в школе- выполняй их требования
_________________Отдыхая на перемене, не мешай другим.
_________________Учись отстаивать собственное мнение, делая это корректно, тактично, не ущемляя достоинство других.
________________Отвечай за свои дела и поступки, ведь ты- Человек разумный.
6. Подведение итогов
Итак, ребята, давайте подведём итог нашего мероприятия.
О чём вы узнали из нашего сегодняшнего разговора?
Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?