СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Супервизия как ресурс профессионального развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой супервизии является проблемный вопрос из практики воспитателя. Целью становится совместная выработка личного уникального знания в конкретной педагогической ситуации, что подразумевает личностный рост обеих сторон.

Просмотр содержимого документа
«Супервизия как ресурс профессионального развития»

Супервизия как ресурс профессионального развития.

Работа педагога относится к системе «человек — человек»: она требует высокой вовлеченности и самоотдачи. В определённый момент внутренний ресурс педагога исчерпывается: его не хватает не только на работу, но и для нормальной личной жизни. Происходит профессиональное выгорание -  реакция организма на непрерывный стресс. Этим обусловлено внимание к консультативной практике в педагогическом образовании. За последние 30 лет наблюдается огромный рост использования методов консультирования, поддержки и сопровождения во многих областях. Рассмотрим один из них.

Супервизия – это метод профессиональной подготовки, который помогает росту в дальнейшей карьере. Данный метод чаще используется среди психологов, а также в группах юристов, педагогов, социальных работников и других специалистов, работающих с людьми.

Основой супервизии является проблемный вопрос из практики воспитателя. Целью становится совместная выработка личного уникального знания в конкретной педагогической ситуации, что подразумевает личностный рост обеих сторон. Результатом супервизии должно стать целостное видение своей работы, причин возникающих трудностей, а также усвоение необходимых компетенций, нового опыта и приобретение новых потенциалов в педагогической деятельности.

Сегодня мы проведем групповую супервизию и поможем супервизируемому педагогу увидеть, осознать, понять и проанализировать свои действия и собственное профессиональное поведение, а так же выработать дальнейшую стратегию действий. Помимо разбора ситуации данная форма супервизии направлена на взаимообогащение членов группы техниками педагогической помощи и опытом работы, а также помогает саморазвитию и самообразованию участников.

Внимание на экран. (Отрывок «Дальний родственник»)

Супервизируемый обращается с запросом к педагогическому сообществу. У него в работе трудный ребенок, с которым ему необходимо выстроить гармоничные отношения.

Маша представляет собой модель гиперактивного ребенка с явным дефицитом внимания. Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Она постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний – ей что-то интересно, её что-то удивляет, забавляет, и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому. Не может выстроить успешных межличностных взаимоотношений ни со взрослым, ни со сверстником.

Пожалуйста, как откликнулась вам данная ситуация. Какие у Вас возникли мысли, чувства, чем вы бы хотели поделиться, как помочь супервизируемому в данной ситуаци

Зачастую это обмен воззрениями специалистов касательно определённого случая из практики.

Супервизия является методом работы с будущими, начинающими, опытными педагогами, благодаря которому возможно развитие профессиональной компетенции специалистов. Супервизия - это также эффективный способ профилактики эмоционального выгорания специалистов, интенсивно работающих с людьми, который связан с активацией и выработкой их личных ресурсов.
Супервизия может проводиться индивидуально или быть групповой.

Он отмечает, что педагогов это касается в первую очередь.

Однако, следует обратить внимание на то, что в настоящее время в практике профессиональной подготовки супервизорство не используется достаточно широко. На это указывает следующий факт: отсутствие института супервизии и, следовательно, таких специалистов в области образования.

В свою очередь, этическая сторона вопроса остается немаловажной. Для продуктивного и успешного взаимодействия субъектов супервизорского процесса супервизор должен обладать не только профессиональной компетентностью, но и владеть методикой и методологией обучения, иметь способность к воодушевлению и побуждению к активности, усилению эмпатии.

Таким образом, главный фактор совершенства супервизора -установление рабочего альянса, соблюдение баланса между критикой и поддержкой.



Супервизия (лат. supervidere — обозревать сверху) — один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования, в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов консультирования.

Его можно считать ценностно-смысловым костяком любого специализированного психотерапевтического обучения. Итак, супервизия в психологии это раздел психотерапевтического образования, наряду с тренинговым анализом и теоретической подготовкой.

Что это такое

В сфере психотерапии рассматриваемый термин является способом подготовки, а также повышения квалификации молодых специалистов и терапевтов с багажом опыта.

Супервизия представляет собой разновидность консультирования практикующего психотерапевта (психолога) более сведущим коллегой в ходе профессиональной деятельности. Данный метод позволяет супервизируемому психотерапевту увидеть, осознать, понять и проанализировать свои действия и собственное профессиональное поведение. Направлен он на процесс психотерапии. Цель её в развитии навыков, умений, знаний, что способствует совершенствованию профессиональной деятельности врача.

Супервизия даёт возможность психотерапевту рефлексировать и объединять собственные реакции, определённые психотерапевтические ситуации, личный опыт, объективные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности. В процессе такого наставничества малоопытный специалист осознаёт специфику собственной практики, пребывая в этой психотерапевтической ситуации, одновременно являясь конкретным человеком, личный опыт,  приобретённые профессиональные навыки, знания.

Описываемый метод реализуется специально обученным психотерапевтом (супервизором), в обязанность которого входит наблюдение за психотерапевтическими сеансами и последующее обсуждение с супервизируемым коллегой определённых аспектов процесса психотерапии. При этом терапевт-супервизор обычно использует для разбора с последующим обсуждением запись сеанса либо располагается за специальной перегородкой или экраном, но иногда может присутствовать на терапии.

Не следует считать супервизию обучающим процессом в его прямом значении. Данный метод заключается в анализе работы психотерапевта, в результате чего специалист получает от коллег обратную связь. Результатом становится более объёмная и полная картина профессиональной практики, осознаются детерминанты возникших сложностей, освещаются сильные и негативные моменты своей работы, а также обозначаются дальнейшие направления терапевтической работы.

Супервизия может проводиться индивидуально или быть групповой.

Индивидуальная супервизия являет собой разбор супервизором и психотерапевтом эпизода из практики последнего. Предметом анализа, а также последующего обсуждения служат личные доводы и профессиональное обоснование предпочтения определённой терапевтической стратегии, оценка эффективности такой стратегии.

Групповая супервизия являет собой длительный и в большей мере организованный процесс. Участниками его становятся наставник-супервизор и группа психотерапевтов. В ходе описываемого процесса анализируется опыт каждого участника. В основном за сеанс разбирается один случай, после чего участники и супервизор переходят к дискуссии. Помимо разбора ситуации данная форма супервизии направлена на взаимообогащение членов группы техниками психологической помощи и опытом работы, а также помогает саморазвитию и самообразованию участников.

Впервые наставничество было применено Фрейдом. Поэтому именно в психоанализе супервизия стала довольно востребована и получила широкое распространение.