Конспект занятия по тайм – менеджменту
Этап | Деятельность педагога | Деятельность учащегося |
1. Организационный момент. | Вступительное слово психолога. Озвучивание темы. Напоминание правил работы в режиме тренинга. Снятие ожиданий. | |
2. Упражнение “Ассоциации” | Цель: введение в тему, активизация группы. Студентам предлагается назвать свои ассоциации со словом “Время” Выполняется по кругу. Далее предлагается вспомнить пословицы, поговорки, афоризмы о времени | |
3. Работа с метафорическими картами “Огонь, мерцающий в сосуде” | Цель: осознание проблем в организации своего времени. Время: 15 минут На столе раскладываются карточки с изображениями сосудов. 1 этап. Инструкция: слышали ли вы выражение “сосуд времени”? Представьте себе свою жизнь, свое время в виде сосуда. Подойдите к столу и выберите такой сосуд, который вам покажется ближе всего, про который вы можете сказать “Это я”. Обсуждение по кругу: - какие эмоции испытывали, когда выбирали сосуд? - чем он похож на вас? 2 этап. Инструкция: а теперь снова подойдите к столу. На нем разложено множество карточек с картинками. Молча посмотрите на них. Выберите одну или несколько карточек, которые могли бы заполнить сосуд вашего времени. Поместите выбранную картинку (или несколько картинок) под карточку с сосудом. Таким образом, ваш сосуд времени оказался заполненным. Обсуждение: - чем заполнено твое время? - как такое наполнение сосуда проявляется в твоей жизни? - расскажи, как ты себя чувствуешь с таким наполнением твоего сосуда времени? - гармонично ли наполнение сосуда твоего времени? - чего не хватает для гармонии? 3 этап. Снова подойдите к столу и найдите такую карточку, которая могла бы внести гармонию в ваш сосуд? Как это может проявиться в распределении твоих дел в течение дня, недели, года? Что для этого нужно сделать? Какие эмоции испытываешь теперь? | |
4. Упражнение “Купец и время” | Студентам предлагается послушать сказку: “Было это давным-давно... Жил-был один купец. Он очень много работал, у него не было ни минуты свободного времени. Ездил купец по разным городам, в которых вел торговлю, но не было у него времени ни посмотреть на красивые здания в этих городах, ни поговорить с горожанами. Была у купца семья, но, озабоченный важными делами, не играл купец с маленькими сыновьями, не воспитывал их, когда те подросли. Были у купца друзья, но с годами все куда-то растерялись, а остались лишь деловые партнеры. Зато накопил купец огромное многомиллионное состояние. И вот, решил он, наконец, что может позволить себе взять отпуск на год и прожить этот год в роскоши со своей семьей. Только он об этом подумал, как к нему спустился ангел смерти. Купец был очень хорошим торговцем, поэтому решил выторговать у ангела немного времени, решил купить его за любую цену: - Я дам тебе третью часть моего состояния, если ты позволишь прожить мне еще хотя бы три дня. Однако ангел стоял на своем. - Хорошо, я дам тебе целых три миллиона всего за один день моей жизни. Мне нужен этот день, чтобы я мог навестить свою семью, которую постоянно не вижу из-за вечной занятости. А еще я хочу насладиться в последний раз красотой Земли. Однако ангел не соглашался. Тогда купец стал умолять дать ему одну минутку, он хотел написать своему сыну прощальные слова...” (а теперь за две минуты каждый должен придумать окончание этой сказки). Далее участники по очереди рассказывают свои варианты. Тренер делает записи. Проводится обсуждение участниками. Тренер даёт обратную связь об индивидуальных стратегиях участников, выступая в качестве эксперта. На самом деле сказка заканчивается так: “...Это желание купца ангел решил удовлетворить. Предприниматель написал своему сыну: Дорожи своим бесценным временем, я не смог купить даже час за все свои заработанные миллионы.” | |
5. Упражнение “Распределение времени” | Цель: анализ затрат времени. Время: 7 минут Следующая диаграмма представляет собой отрезок времени, равный одним суткам. Закрась цветными карандашами сектора диаграммы в соответствии с затратами своего времени. Циферблат отражает время суток. Что ты обычно делаешь в течение одного дня? Советую для примера взять не учебный, а выходной день. А теперь посчитай и запиши, сколько времени ты посвящаешь различным сферам жизни. Сколько часов в день, т.е. из 24 часов ты обычно посвящаешь каждой из областей деятельности? В каждом случае проставь в конце примерное количество часов: отношения и семья___________ часов здоровье и спорт___________ часов деньги___________ часов учеба, карьера___________ часов личностный рост___________ часов друзья и окружение___________ часов яркость жизни___________ часов духовный рост и творчество___________ часов Итого = 24 часа Теперь спокойно посмотри на получившуюся диаграмму. Доволен ли ты тем, как ты распределяешь собственное время? Для чего бы ты хотел иметь больше времени? На что ты хотел бы тратить меньше времени? Что ты можешь реально предпринять, чтобы достичь соответствующих перемен? | |
6. Упражнение “Хронофаги”. | Цель: поиск личных хронофагов. Время: 4 минуты. Но есть такие дела, которые не приносят никакой пользы человеку, а только зря “пожирают” его время. Это так называемые хронофаги. Например: неумение вовремя закончить телефонный разговор, сидение “просто так” в “Контакте”, откладывание дел на потом и др. Используется мягкая игрушка. Она передается по кругу, каждый студент при получении игрушки называет “свой хронофаг”. | |
7. Завершающее упражнение. Рефлексия | Цель: рефлексия Время: 5 минут. Что сейчас чувствуете? Что удивило? Что запомнилось? Что понравилось? Какие были трудности? Что будете применять в жизни? | |
Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»
Ничто в действительности не принадлежит нам,
кроме времени, которым мы владеем даже тогда,
когда больше ничего не имеем
Бальтасар Грасиан
Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.
Место проведения – просторный кабинет.
Возраст учащихся – 14-16 лет.
Необходимый материал: столы, стулья, бланки к упражнениям, ручки, свисток/ колокольчик, цветные карандаши
Цель занятия: Научить старшеклассников практичным инструментам тайм-менеджмента
Задачи:
обучить эффективным инструментам планирования и распределения времени;
отработать на практике базовые навыки тайм-менеджмента.
Ход занятия.
Введение.
Знакомство.
Упражнение «Ежедневник».
Цель: знакомство участников группы друг с другом, введение в тему, осознание своих личных ресурсов.
Необходимый материал: листы бумаги, ручки.
Источник: Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков.
Упражнение «Чувство времени».
Цель: Участники тестируют себя — насколько точно они ощущают течение времени.
Необходимый материал: колокольчик или свисток, секундомер, листы бумаги, ручки.
Инструкция участникам: Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.
А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?
Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).
А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках (участники получают их вначале занятия) сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.
И вот реальный результат (ведущий озвучивает показания секундомера)
Обсуждение: какое значение имеет чувство времени для человека.
Основная часть
Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра
Цель: научить расставлять дела по приоритету.
Необходимый материал: бланки с «матрицей Эйзенхауэра», ручки, список дел.
Процедура проведения:
Ведущий рассказывает участникам о 4-х категориях дел по Д. Эйзенхауэру и принципы расстановки приоритетов.
Участникам предлагается самостоятельно распределить дела из списка по 4 категориям. Работа в группах 5 минут.
Упражнение « Жесткие и гибкие».
Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.
Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.
Инструкция для участников: Для того чтобы эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.
Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)
Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».
У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг.
Упражнение «Запланируй субботу»
Цель: Отработать технологию жестко-гибкого планирования.
Необходимый материал: бланки с текстом, листы бумаги, ручки
Инструкция для участников: Прочитайте размышления старшеклассника о предстоящей субботе и составьте план дня. Для этого подчеркните все дела, которые необходимо сделать и определите, какие из них жесткие, а какие гибкие. Затем разделите чистый лист пополам по-вертикали. Слева проставьте сетку часов и запишите жесткие дела. Справа запишите гибкие дела, начиная с самых важных. Подсчитайте время, которое потребуется на выполнение объемных дел и прикиньте, в какое время дня их лучше сделать.
Работа в группах 10 минут. Обсуждение.
Заключительная часть
Вариант проведения анализа «Часы моих достижений».
Цель: проанализировать, насколько полезным для каждого участника было время, проведенное на тренинге.
Необходимый материал: бланки с часами, ручки.
Инструкция участникам: Наше занятие по времени составило 1 час. Предлагаю вам оценить, насколько полезным было время, проведенное на тренинге. Для этого на бланке «Часы моих достижений», укажите время, которое вы затратили на тот или иной вид деятельности, в течении занятия. Если у вас есть свой вариант, отметьте его в свободном окошке.
Источник: Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы.
Программы:
Рабочая программа по курсу "Тайм-менеджмент для школьников" https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-kursu-tajm-menedzhment-dlya-shkolnikov-6704123.html?ysclid=lndj1ykehq451998306
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы тайм менеджмента». Возраст обучающихся:12-15 лет. Срок реализации программы 1 год https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-osnovy-taim-menedzhmenta.html?ysclid=lndj037w6r982024331