Тема | Особенности природы Антарктиды |
Цели | Образовательные: создать условия для -формирования у учащихся знаний об особенностях природы Антарктиды (географическое положение, подледный рельеф, климат, органический мир, экология) -усвоения понятий: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник. Воспитывать: трудолюбие, чувство ответственности, развивать интерес к предмету, воспитание уверенности в своих творческих способностях; Формировать УУД: - Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. - Регулятивные УУД: развивать -способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; -умения управлять своей познавательной деятельностью; -умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; -выбирать средства и применять их на практике; -оценивать достигнутые результаты. - Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; развивать монологическую и диалогическую формы речи; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, в парах. - Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; |
Планируемый результат | Предметные: Вспомнить историю открытия Антарктиды, особенности природы материка. Знакомство с научными станциями и исследованиями на территории Антарктиды. Определить значение современных исследований Антарктиды. Уметь решать географические задачи. Личностные: Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Научная исследовательская станция, ледниковый покров Антарктиды. |
Межпредметные связи | Физика, биология |
Ресурсы: | Учебник: География. Страны и континенты. 7 класс: учеб. Для бщеобразоват. учреждений/ А.И.Алексеев, В.В.Николина, С.И.Болысов и др.; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд –во «Просвещение». – 3 – е изд. - М.: Просвещение, 2010. , атлас, Интернет. |
Организация пространства | Групповая работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения | Учащиеся проверяют наличие учебников и школьных принадлежностей. | Приветствие учителя: - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков и океанов. Проверьте, все ли подготовлено у вас к уроку? | Подготовка учебного материала к уроку | | Настрой на работу |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (10 мин) Цели: актуализировать личностный опыт учащихся. | Дополняют предложения. Трудно постичь новое Ученье Отвечают: нет Определяют тему урока «Природа Антарктиды». Получают маршрутный лист, повторяют цели и задачи урока. Формируют группы: геологи, климатологи, биологи, экологи. | На прошлом уроке мы изучили географическое положение и историю открытия Антарктиды. Наш девиз: « Не закрепив полученное... Повторенье Мать… Повторим материал прошлого урока. Постановка проблемы: А все ли вам уже известно об Антарктиде? Ставит познавательные задачи урока: Мы вместе учимся работать по плану, отбирать главное, сравнивать и анализировать, делать соответствующие записи в маршрутном листе. Используя различные источники информации, определить особенности, рельефа, климата, растительного и животного мира, экологии материка. Учитель знакомит с маршрутным листом. | На столах у учащихся лежат листы с заданиями на повторение д/з Текст с ошибками по географическому положению и истории открытия Антарктиды: Антарктида расположена во всех полушариях. Этот материк пересекается южным полярным кругом и южным тропиком. Антарктида пересекается нулевым меридианом, но большая часть расположена к востоку от него. Крайняя южная точка материка – это мыс Росса. Антарктида расположена к югу от экватора. Ближе всего расположена к Южной Америке и Австралии. Антарктида была открыта первой из материков Земли. В 1772-75 Васко да Гамма во второй экспедиции, посвященной поискам южного материка, первым из мореплавателей пересек Южный полярный круг, однако материка он не обнаружил и заявил, что его вообще найти невозможно из-за льдов, делающих землю недоступной. Открытие Антарктиды как материка осуществлено 15 января 1818 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая на двух судах ("Восток", под командованием Беллинсгаузена, и "Мирный" - М. П. Лазарева). | Особенности географического положения и история открытия материка | (Познавательные УУД). Выделение информации из текста. (Коммуникативные УУД). Парная работа. Взаимодействуют с учителем. Высказывание своего мнения. (Регулятивные УУД). Контроль правильности ответов. Выполнение заданий. |
III. Изучение нового (10 мин) Цели: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность | Группы работают с различными источниками (учебник: стр. 135-137, атлас, Интернет) информации и заполняют маршрутный лист. | Следит за ходом работы, правильностью выполнения работы. | Задания для группы «геологи»: 1.Расскажите о ледяном покрове Антарктиды. 2.Что же в Антарктиде подо льдом? 3.Назовите самую высокую точку Антарктиды. 4. Почему на самом холодном материке есть действующий вулкан – Эребус? 5.Какие полезные ископаемые есть в Антарктиде? Задания для группы «климатологи»: 1.В каких климатических поясах расположена Антарктида? 2.Назовите температуру воздуха в Антарктиде. 3.Что такое стоковые ветры? 4.Почему в центре Антарктиды холоднее? 5. Несмотря на то, что в Антарктиде холодно, необходимо с собой брать солнцезащитные очки, почему? Задания для группы «биологи»: 1.Какие животные обитают в Антарктиде? 2.Подготовьте рассказ о пингвинах, касатках. 3. Почему пингвины не летают, а плавают, хотя это птицы? Задания для группы «экологи»: 1.Определите и запишите общие правила поведения туристов и ученых на материке Антарктида. 2. Почему в Антарктиде зоны усиленной охраны и первоочередной защиты природы находятся в районах повышенного научного интереса? 3.Какое значение природа материка имеет в мире и жизни человека? | Особенности природы Антарктиды, значимости изучения Антарктиды, подтверждение их текстом учебника, картами атласа, материалами с Интернет. | (Познавательные УУД) Работают с учебником, и картой, Интернет. Выбор главных особенностей природы. Строят логически обоснованные ответы (Коммуникативные УУД). Совместное обсуждение вопросов. Учитывают мнение других, ведут диалог. (Регулятивные УУД). Оценка и способ достижения цели. |
IV. Физкультминутка (2 мин) | Выполняют упражнения под музыку | Вы хорошо потрудились. А теперь немного отдохнём. | Упражнение под музыку «Три пингвина» https://www.youtube.com/watch?v=NFBxr6-c40E | | |
. Закрепление нового (10 мин) Цель: Отработка полученных умений и знаний | Выступают участники научной экспедиции. | Подводит итог: . | | Выступают с отчётом об особенностях природы Антарктиды | (Познавательные УУД). Понимание значимости исследования Антарктиды, её влияние на жизнь планеты. Использование знаний о материке для практической жизни людей. (Коммуникативные УУД). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других |
V. Контролирующее задание (8 мин) Цель: Создание проблемной ситуации | Работают группами. Составляют синквейн. Записывают в маршрутном листе. | Учащимся предлагается составить синквейн по теме урока. | Дидактический синквейн (традиционный): строка-тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное) строка- два слова (прилагательные или причастия) строка- три глагола или деепричастия строка - личное отношение или обобщающая фраза строка-синоним | | (Познавательные УУД) Выделение главного. (Коммуникативные УУД). Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий (Регулятивные УУД). Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. | Анкета. Продолжите фразу на листочке 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5 | | (Коммуникативные УУД). Работают по формированию письменной речи (Регулятивные УУД). Рефлексия своих действий (Познавательные УУД). Умение делать выводы. |
VII. Домашнее задание (2 мин.) Цели: Дать целевые установки по выполнению домашнего задания | Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике | Предлагает задания для обязательного выполнения: Работа с текстом учебника (чтение с пометками), по выбору: составить кластер по данной теме или кроссворд | | | (Коммуникативные УУД) Самоконтроль и взаимоконтроль |