2.Актуализация знаний по теме «Лексика» (работа с презентацией) | Задание (Слайд 4) Вставьте пропущенные буквы. Зап..вать песню - зап..вать водой Скр..пить листочки - скр..петь от ветра Пос…деть на скамейке- пос…деть от старости Зап…вать песню - зап…вать лекарство Зал…зать рану- зал…зать на дерево Сп..ши домой - сп.ши с доски -Докажите, что одинаково звучащие корни пишутся по-разному? Как вы это будете делать? -Что вы учитывали при выборе пропущенных букв? -Какой раздел науки о языке помогает нам правильно написать эти слова? | Учащиеся предлагают алгоритм решения поставленной задачи: 1.определить, в какой морфеме пропущена буква. 2.предположить, что это за орфограмма (правописание проверяемой безударной гласной в корне) 3.подобрать однокоренное слово, которое будет проверочным для данного слова. 4.сравнить пары слов, сделать вывод. Один ученик у доски вставляет пропущенные буквы, объясняет правописание, пользуясь алгоритмом. (Слайд 5) -Лексическое значение слов. -Лексика |
4.Применение полученных знаний. | «Синонимы» ( Слайд 7,8) Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака. Отважный, гигант, бояться, неустрашимый, храбрый, великан, титан, трепетать, робеть, смелый. -Для чего нужны синонимы в нашей речи? «Омонимы» ( Слайд10,11) А теперь прослушайте шуточное стихотворение и отгадайте, о чем речь? -Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же? - Мы лисички тоже. - Как, с одной – то лапкой? -Нет, еще со шляпкой. Задание: Отгадайте загадки, запишите словосочетания с этими словами, чтобы было понятно , о чем речь Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу. Меня девочки заплетают, а взрослые орудием труда называют. -Для чего нужны в речи омонимы? - Слова какой лексической группы очень похожи на омонимы? А в чем их главное отличие? «Многозначные и однозначные слова» (Слайд12,13) Задание: Прочитайте стихотворение. В каких значениях использован глагол «несет»? Выпишите это слово вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова. Семен портфель несет в руке. Павлуша – двойку в дневнике. Сережа сел на пароход- Морскую вахту он несет. Андрюша ходит в силачах- Рюкзак несет он на плечах. Задиру Мишу Петр побил- Несет потери Михаил. Степан не закрывает рот- Он чепуху весь день несет. (М. Яснов) -Для чего нужны многозначные слова? «Антонимы» (Слайд14,15) Задание: Закончите пословицы, подчеркните антонимы. -Для чего используются антонимы в речи? « Слова в переносном и прямом значении» (Слайд16-17) Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина, найдите слова в переносном значении, выпишите их. Определите вид тропов. Для чего автор использовал эти тропы в своем стихотворении? И весел звучный лес, и ветер меж берез Уж веет ласково, а белые березы Роняют тихий дождь своих алмазных слез И улыбаются сквозь слезы. Итоговое задание - тест.(17-18слайды) 1.Какое словосочетание употреблено в прямом значении? А) золотые руки Б) золотая пшеница В) золотые серьги. 2. Найдите однозначное слово: А) айсберг, Б) земля, В) кисть. 3.Слово « тушить» в словосочетаниях «тушить свет– тушить овощи» являются: А) синонимами; Б) омонимами; В) антонимами. 4. Найдите лишнее слово. А) говорить, Б) беседовать, В) молчать, Г)болтать 5. Найдите лишнее слово: А) гора Б) горный В) горе Г) пригорок 6. Какое слово является антонимом к слову « трусливый»? а) испуганный б) трусливый в) храбрый г)робкий 7.Слова « красный - краснеть» являются А) синонимами Б) омонимами, в) антонимами г) однокоренными словами | 1 группа учащихся рассказывает о синонимах, демонстрируя их употребление в речи Учащиеся выполняют задание в парах. 1.найти слова близкие по значению. 2.определить у выбранных слов часть речи. 3.расположить синонимы в порядке усиления признака. -Чтобы речь была богаче, выразительнее, точнее, образнее. Синонимы позволяют избежать повторов. 2 группа учащихся рассказывает об омонимах, демонстрируя их употребление в речи Учащиеся составляют словосочетания со словами – омонимами: набирать очки - купить новые очки; горный ключ - запирать на ключ- скрипичный ключ длинная коса – острая коса -Служат средством создания выразительности -Многозначные слова -У этих слов есть общее в лексическом значении, а у омонимов нет. 3 группа учащихся рассказывает о многозначных словах, демонстрируя их употребление в речи Учащиеся выполняют задание самостоятельно, самопроверка. -Для точности выражения мысли, для правильного словоупотребления в речи. 4 группа учащихся рассказывает об антонимах, демонстрируя их употребление в речи 1.Прочитать внимательно запись. 2.Подобрать слова-антонимы 3.Обратить внимание, что антонимы должны принадлежать к одной части речи. 4.Сделать вывод о роли антонимов в речи. - Антонимы противопоставляют признаки, предметы, действия 5группа учащихся рассказывает о тропах, демонстрируя их употребление в речи, иллюстрируя рисунками. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, проверяется коллективно. -Автор показывает красоту природы. Олицетворения, эпитеты служат для создания яркого, образного описания. Учащиеся самостоятельно проверяют свою работу и оценивают |