СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 5 класса при повторении  темы "Лексика".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Лексика"»

Технологическая карта урока.

Предмет: Русский язык

Тема: Повторение изученного в разделе «Лексика»

Класс: 5 класс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика»

Цель: сформировать представление у учащихся о богатстве лексического состава языка, о разных группах лексики (по значению, по употреблению в речи).

Планируемые результаты:

личностные: учить проверять себя, давать оценку своим действиям, работать в группе;

метапредметные: учить анализировать, выделять общее, вести самостоятельный поиск информации при выполнении домашнего задания,

действовать по алгоритму и самостоятельно составлять алгоритм своей деятельности при решении проблемы;

предметные: учить соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, проводить элементарный анализ текста.

Оборудование: презентация, распечатанные задания для работы в группах, доска, проектор, компьютер, толковый словарь.





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, оформление доски

Оформление записи в тетради

2.Актуализация знаний по теме «Лексика» (работа с презентацией)

Задание (Слайд 4)

Вставьте пропущенные буквы.

Зап..вать песню - зап..вать водой

Скр..пить листочки - скр..петь от ветра

Пос…деть на скамейке- пос…деть от старости

Зап…вать песню - зап…вать лекарство

Зал…зать рану- зал…зать на дерево

Сп..ши домой - сп.ши с доски


-Докажите, что одинаково звучащие корни пишутся по-разному? Как вы это будете делать?












-Что вы учитывали при выборе пропущенных букв?


 -Какой раздел науки о языке помогает нам правильно написать эти слова?


Учащиеся предлагают алгоритм решения поставленной задачи:

1.определить, в какой морфеме пропущена буква.

2.предположить, что это за орфограмма (правописание проверяемой безударной гласной в корне)

3.подобрать однокоренное слово, которое будет проверочным для данного слова.

4.сравнить пары слов, сделать вывод.


Один ученик у доски вставляет пропущенные буквы, объясняет правописание, пользуясь алгоритмом.

(Слайд 5)







-Лексическое значение слов.



-Лексика

3.Формулирование темы и постановка целей урока

-Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке?

Запись темы урока на доске. (Обобщение и систематизация знаний по теме « Лексика»)

Продолжите фразу:

Лексика - это…

Лексикология- это





-А теперь попробуйте сформулировать цели урока.

-закреплять свои знания по теме «Лексика»


Один ученик пишет на доске, остальные в тетради, проверяют (Лексика- это все слова языка.

Лексикология - раздел лингвистики, изучающий лексику.)




Учащиеся формулируют цели урока, учитель показывает их на слайде.

(Слайд 3,6)

4.Применение полученных знаний.

«Синонимы» ( Слайд 7,8)



Задание:

Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.

Отважный, гигант, бояться, неустрашимый, храбрый, великан, титан, трепетать, робеть, смелый.


-Для чего нужны синонимы в нашей речи?



«Омонимы» ( Слайд10,11)

А теперь прослушайте шуточное стихотворение и отгадайте, о чем речь?

-Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной – то лапкой?

-Нет, еще со шляпкой.


Задание:

Отгадайте загадки, запишите словосочетания с этими словами, чтобы было понятно , о чем речь

Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.


Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.


Меня девочки заплетают, а взрослые орудием труда называют.


-Для чего нужны в речи омонимы?



- Слова какой лексической группы очень похожи на омонимы? А в чем их главное отличие?



«Многозначные и однозначные слова» (Слайд12,13)

Задание:

Прочитайте стихотворение.

В каких значениях использован глагол «несет»? Выпишите это слово вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова.

Семен портфель несет в руке.

Павлуша – двойку в дневнике.

Сережа сел на пароход-

Морскую вахту он несет.

Андрюша ходит в силачах-

Рюкзак несет он на плечах.

Задиру Мишу Петр побил-

Несет потери Михаил.

Степан не закрывает рот-

Он чепуху весь день несет. (М. Яснов)


-Для чего нужны многозначные слова?



«Антонимы» (Слайд14,15)

Задание:

Закончите пословицы, подчеркните антонимы.

  • Дело веди…

  • Человек от лени болеет...

  • Легко сказать…

  • Вещь лучше новая…

  • Ученье-свет….




-Для чего используются антонимы в речи?




« Слова в переносном и прямом значении»

(Слайд16-17) Задание:

Прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина, найдите слова в переносном значении, выпишите их. Определите вид тропов. Для чего автор использовал эти тропы в своем стихотворении?

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.






Итоговое задание - тест.(17-18слайды)


1.Какое словосочетание употреблено в прямом значении?

А) золотые руки Б) золотая пшеница В) золотые серьги.


2. Найдите однозначное слово:

А) айсберг, Б) земля, В) кисть. 


3.Слово « тушить» в словосочетаниях «тушить свет– тушить овощи» являются:

А) синонимами;  Б) омонимами;  В) антонимами.


4. Найдите лишнее слово.

А) говорить, Б) беседовать, В) молчать, Г)болтать


5. Найдите лишнее слово:

А) гора Б) горный В) горе Г) пригорок


6. Какое слово является антонимом к слову « трусливый»?

а) испуганный б) трусливый в) храбрый г)робкий


 7.Слова « красный - краснеть» являются

А) синонимами Б) омонимами, в) антонимами

г) однокоренными словами



1 группа учащихся рассказывает о синонимах, демонстрируя их употребление в речи


Учащиеся выполняют задание в парах.

1.найти слова близкие по значению.

2.определить у выбранных слов часть речи.

3.расположить синонимы в порядке усиления признака.


-Чтобы речь была богаче, выразительнее, точнее, образнее. Синонимы позволяют избежать повторов.

2 группа учащихся рассказывает об омонимах, демонстрируя их употребление в речи









Учащиеся составляют словосочетания со словами – омонимами:

набирать очки - купить новые очки;




горный ключ - запирать на ключ- скрипичный ключ


длинная коса – острая коса



-Служат средством создания выразительности


-Многозначные слова

-У этих слов есть общее в лексическом значении, а у омонимов нет.


3 группа учащихся рассказывает о многозначных словах, демонстрируя их употребление в речи




Учащиеся выполняют задание самостоятельно, самопроверка.











-Для точности выражения мысли, для правильного словоупотребления в речи.


4 группа учащихся рассказывает об антонимах, демонстрируя их употребление в речи

1.Прочитать внимательно запись.

2.Подобрать слова-антонимы

3.Обратить внимание, что антонимы должны принадлежать к одной части речи.

4.Сделать вывод о роли антонимов в речи.


- Антонимы противопоставляют признаки, предметы, действия




5группа учащихся рассказывает о тропах, демонстрируя их употребление в речи, иллюстрируя рисунками.





Учащиеся выполняют задание самостоятельно, проверяется коллективно.


-Автор показывает красоту природы. Олицетворения, эпитеты служат для создания яркого, образного описания.



Учащиеся самостоятельно проверяют свою работу и оценивают

6.Рефлексия. Подведение итогов.

На уроке я…(слайд 20)

Урок мне показался…

Материал урока был….



Учащиеся продолжают предложение, выражая свое отношение к уроку, к своей работе или составляют синквейн.

УРОК

ИНТЕРЕСНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
УЧИТ, РАЗВИВАЕТ, ПОМОГАЕТ

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО НА УРОКЕ

ЗНАНИЯ


Домашнее задание.


-Для чего нужно изучать лексику?


На доске записано домашнее задание: Дать развернутый ответ на вопрос: «Для чего нужно изучать лексику?» (5-6 предложений)