Тема урока | РФ – многонациональная страна. |
Тип урока | Комбинированный |
Цели | формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей. |
Задачи урока | познакомить обучающихся с понятием многонациональности; сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире; формировать начальные представления о российских национальных традициях; воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся; способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. |
Образовательные ресурсы | Политико-административная и физическая карта России, атласы, контурные карты, учебники. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.. Формы: индивидуальный, фронтальный. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: понимать, что в России живет более 100 народностей; Получат возможность познакомиться с некоторыми обычаями и традициями народов | Регулятивные: обучающиеся действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; Познавательные: обучающиеся контролируют, оценивают процесс и результат деятельности; Обучающиеся углубляют представления о многонациональном составе РФ. Коммуникативные: обучающиеся работают в сотрудничестве (пары, группы); Договариваются о распределении работы в совместной деятельности. | Обучающиеся проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях; Обучающиеся учатся находить выход из проблемной и спорной ситуации; Обучающиеся учатся уважению, культуре и искусству народов нашей страны и края; Обучающиеся учатся уважительно относиться к мнению товарищей, умению отстаивать свои позиции и соблюдать правила общения. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы взаимодействия | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент | Создает эмоциональный настрой, читает стихотворение. | Слушают стихотворение, настраиваются на работу на уроке | Фронтальная | Личностные: проявляют положительный настрой на работу | |
2.Актуализация знаний | Звучит музыка «Я, ты, он, она…» Читает стихотворение, задает вопросы: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Полное название нашей страны? Что обозначает слово Федерация?( | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Коммуникативные: -строят высказывание; -участвуют в учебном диалоге; -проявляют интерес и уважение к высказываниям ребят; | |
3.Мотивация к учебной деятельности | Создает проблемную ситуацию для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учениками и фиксирует на доске. | Дети пытаются сформулировать тему урока, обсуждают цель. | Фронтальная | Регулятивные: -Самостоятельно формируют цель урока после обсуждения; -умеют организовать рабочее место; Личностные: -Стремятся включиться в работу на уроке, и сориентированы на участие в коллективную деятельность | Устные ответы |
Физкультминутка |
4.Поиск решения проблемы | Беседа на тему «Россия - многонациональная страна»(презентация, стихотворение В.Степановой «Российская семья», Выявление детей разных национальностей среди одноклассников (спросить этих детей о их народности). Работа с учебником. | Отвечают на вопросы, рассказывают о своей национальности, знакомятся с народностями и национальностями по тексту (учебник, заранее заготовленные тексты) | Фронтальная | Познавательные: -перерабатывают полученную информацию и делают вывод на основе полученных знаний; Коммуникативные: -доносят свою позицию до других учащихся, оформляют свои мысли в устной форме с учетом своего жизненного опыта | Устные ответы |
4.Поиск решения проблемы (открытие нового) | 1.Знакомят со слайдами презентации (праздники) Поясняет задания и проводит групповой контроль: «Пазлы» 2.Организует работу по ознакомлению учащихся с костюмами народов России. Поясняет задания и проводит групповой контроль: «Часть-целое». 3. Организует работу по ознакомлению учащихся с народными промыслами. Творческое задание «Народные промыслы». 4.Организует работу по ознакомлению учащихся музыкой народов России и инструментами. | 1.Знакомятся с новой информацией. Обсуждают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы, высказывают свое мнение. Самостоятельное выполнение заданий в группе. Принимают участие в игре Раскрашивают нац. посуду, рассуждают, отвечают на вопросы, делают выводы. Знакомятся с новой информацией о народных праздниках, музыкой народов России. | Фронтальная, групповая. | Личностные: - понимают особые роли культуры в жизни общества, формируют эстетические чувства наблюдательности и фантазии; -определяют и высказывают простые общечеловеческие правила. Регулятивные: - в диалоге учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы других; -формируют умения рационально строить свою деятельность. Познавательные: - ориентируются в своей системе знаний; -обобщают, систематизируют и перерабатывают полученные знания; | Игра (дидактический материал для закрепления знаний). Ответы на вопросы Контроль выполнения упражнений и устные ответы. |
4.Первичное осмысление и закрепление. | Задает вопросы: что объединяет эти народы, нации? Какие отличительные признаки у этих народов, наций? Почему люди должны жить в мире, дружить? | Отвечают на вопросы, делают выводы, обсуждают. Самостоятельное выполнение заданий в группах. | Фронтальная, групповая | Познавательные: -систематизируют полученные знания путем поиска информации (в учебнике, рассказе учителя и воспроизведению в памяти) Регулятивные: -ориентируются в полученной информации. | Правильность выполнения игровых и практических заданий. |
Физкультминутка: музыкальная под музыку народов — выполнение движений. |
5.Итоги урока. Рефлексия | Задает вопрос : почему наше государство называют многонациональным. Включает музыку «Это ты- Родина моя», предлагает детям выйти в круг и передать по кругу сердечко. «Тот у кого в руках сердечко, говорит: -Сегодня я узнал… -Мне было интересно… -Мое настроение… -Мне нравилось выполнять…» | Дети отвечают на вопрос (Предполагаемый ответ: потому что, в нашей стране живут люди разных национальностей и относятся друг к другу как братья, по доброму, с уважением.) Определяют свое эмоциональное состояние, на уроке передавая сердечко по кругу. | Фронтальная Индивидуальная | Личностные: -понимают значение добрых, толерантных отношений в многонациональной стране и принимают его Регулятивные: -прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала | Оценивание работы учащихся на уроке в группах |
6.Домашнее задание | Д/з по теме в рабочей тетради | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |