СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что необходимо современному ребёнку для успешного освоения знаний? Минимум затрат, максимум результат. И в этом нам поможет скрайбинг.  Это новое иностранное слово совсем недавно появилось в сфере образования.

Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком. Речь выступающего иллюстрируется с помощью фломастера «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги).

Просмотр содержимого документа
«Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании»

Подготовила: Е.В. Дьякова

Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании

XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования.

Что необходимо современному ребёнку для успешного освоения знаний? Минимум затрат, максимум результат. И в этом нам поможет скрайбинг. Это новое иностранное слово совсем недавно появилось в сфере образования.

Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком. Речь выступающего иллюстрируется с помощью фломастера «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах. Именно он позволяет делать сложные идеи и процессы понятными всем, усваивать информацию более эффективно и успешно заменяет собой скучные и многословные объяснения. Ученые давным-давно доказали, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. При этом через три дня после проведения занятий люди в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % - от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами.

Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Как объяснить материал ребёнку? Задействуя одновременно слух, зрение и воображение ребёнок не только лучше понимает, но и запоминает. А еще скрайбинг поможет детям приобрести качества, которые в будущем станут их опорой - это логическое, образное, креативное мышление, способность эффективно работать в команде, принимать быстрые, практические решения.

Как показывает практика, изучение нового материала не всегда проходит легко и просто. Однообразные, рутинные занятия не вызывают интереса у детей и порой не способствуют быстрому запоминанию учебного материала. Такое отношение к занятиям можно легко изменить если использовать технологию «скрайбинг». В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. Что произошло, когда мы выросли? У большинства из нас закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Но простые рисунки может нарисовать каждый из нас. Да и мыслим мы не текстом, а именно образами. Когда вы думаете о лесе, что вы представляете: слово «лес» или картинку с лесом? Скрайбинг можно использовать любому человеку каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобно.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

1.  Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Человека рисует параллельно с текстом. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.

2. Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются)  готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

 3. Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

4.  Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

Основные этапы скрайбинга

Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до детей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок можно потерять суть вашего рассказа.

Поэтому выстраиваем подготовку следующим образом:

1. Придумать идею. Она должна быть понятной для аудитории.

2. Подготовить сценарий. Заранее продумайте и запишите, о чем у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.

3. Отрисовать рисунки-скетчи. Их количество и скорость, с который вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чем рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.

Технология «Скрайбинг»

Применяя данную технологию, выделила основные этапы работы.

Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который хочу донести до детей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок можно потерять суть вашего рассказа.

Поэтому выстраиваю подготовку следующим образом:

1. Придумать идею. Она должна быть понятной для данной аудитории.

2. Подготовить сценарий. Заранее продумываю и записываю, о чем будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.

3. Отрисовать рисунки-скетчи. Монтируя сюжет их количество и скорость, должны совпадать со временем на озвучивание.

В своей работе используем несколько видов скрайбинга:

Скрайбинг "рисовательный"

Классический вариант скрайбинга. Рука ребенка рисует на листе картинки, текст записывается отдельно. В программе монтирую, соединяя сюжет и текст.

Скрайбинг "аппликационный"

На лист бумаги или любой другой фон дети выкладывают (наклеивают) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Используя данную технологию в совместной деятельности с детьми, стараюсь, не загружать их большим объемом текста, а набрасываю им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запоминает, но и заинтересовывается самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину.

Отличительная особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, зрение и воображение ребёнка. А когда фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, дошкольники их не только лучше понимают, но и запоминают. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах.

Считаю целесообразным и эффективным использование данной технологии в воспитательно-образовательном процессе, так как она позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает речь, логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
















МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ:

«СКРАЙБИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ»


Цель мастер-класса

  • Расширение знаний в области скрайб-презентации;

  • познакомить с основными видами скрайбинга;

Задачи

  • Научить использовать скрайб-презентации;

  • объяснить и отработать на практике технологию скрайбинга.

Тип мастер-класса

Комбинированный

Вид мастер-класса

Диалог, практическая работа

Методы обучения

Побуждающий диалог

Выполнение практической работы

Средства

Проектор, демонстрационная презентации, компьютер, скрайб-презентация.


Ход мастер-класса




1. Орг. момент (1 мин).

2. Презентация технологии скрайбинга. (8 мин).

3. Закрепление нового материала педагогами в группах (4-5 мин).

4. Рефлексия (2 мин).


Ход мастер-класса.

  1. Орг. момент. (скрайб-презентация)

Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Как объяснить материал ребёнку?

Новые требования заставляют ориентироваться на будущее. Что нужно современному ребенку? Минимум затрат, максимум результат. Идей по оптимизации образовательного процесса множество. Причем, не забываем о современных средствах ИКТ. Визуализация образовательного процесса в ДОУ дает огромные перспективы развития. Воспитанник приобретает качества, которые в будущем будут его опорой. Это и логическое, образное, креативное мышление; способность эффективно работать в команде, принимать быстрые практические решения.

Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Устный рассказ "с картинками" запоминается намного лучше, чем обычная лекция. Поэтому сегодня используются разнообразные презентации в формате Power Point. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами.

Уважаемые коллеги, вы, наверное, обратили уже внимание, мастер-класс я начала с одной и той же технологии. Эта технология называется – технология скрайбинга.

Поэтому тема моего мастер-класса «Скрайбинг как инструмент визуализации мышления».

Так что же такое скрайбинг?

Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний. Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается, как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

Скрайбинг – это графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить её дополнительной информацией.

 Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.

Успех скрайбинга объясняется тем, что мозг человека мыслит образами, а язык рисунка — универсальный язык.

Виды скрайбинга

  1. Видеоролики — создание и использование готового видеоролика в скрайбинге.

  2. Скрайбинг на мероприятиях, таких как конференции, семинары, презентации, обучение. Скрайбер производит отрисовку основного смысла прямо в процессе мероприятия.

  3. 3D-скрайбинг — использование 3D-ручек для создания образов в объёме. В итоге получается красивая история, которую можно потрогать и оставить на память 3d-ручка – это революционный инструмент для творческих личностей. С помощью 3d-ручки можно рисовать мгновенно застывающим пластиком прямо в воздухе и создавать изумительные объемные рисунки и объекты.

Более упрощенное название видов скрайбинга, которые используются сегодня в ДОУ, это:

Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.

Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.

Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Наряду с классическими видами стали выделять онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Преимущество видеоскрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность.Эту технологию можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Подойдет она для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использована как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как «мозговой штурм» и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.

Рассмотрим 4 основных шага построения скрайба.


  1. Придумать идею. Она должна быть понятной и «цеплять» аудиторию.

  2. Подготовить сценарий, текст. Заранее продумайте и запишите, что у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл, заранее раздать детям для пересказа текста.

  3. Отрисовать скетчи, нарисовать рисунок. Количество и скорость, с который вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.

  4. Смонтировать видеоролик или провести скрайбинг-сессию.


-Коллеги, а какой вид скрайбинга я использовала на мастер классе?

(выслушать все варианты, мнения могут разойтись).

- А почему ваши мнения разошлись?

-Тогда что вы можете сказать об этом виде скрайб-презентации?

- Чему вы хотите сегодня научиться?

- Я долго думала над идеей, которую вам предложить и которая будет вам интересной, никого не оставит равнодушным. Тема нашего скрайбинга созвучна с временем года - «Осень».

-Мы будем работать над самым простым видом скрайбинга – рисованным. Я вам предлагаю возможные условные обозначения, которые могут быть использованы в скрайбинге по данной теме, но вы можете придумать свои. Вам понадобится всего лишь лист бумаги, ручка и ваша фантазия.

-По окончании работы каждый из вас сможет представить свои впечатления с помощью новой технологии, которую я представляю.

-Я для вас приготовила условные обозначения, алгоритм выполнения работы. На выполнение работы вам отводится 4-5 мин, и на представление ваших скрайб –презентаций по 1 минуте. Желаю вам творческого полета!

Практическая часть с включением в деятельность педагогов.

Выступление группы.

Рефлексия.

-Уверена, что овладение этой технологией поможет вам решить многие педагогические задачи.