Сценарий урока
Тема урока: «Кто такие звери?»
Савенкова Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Черемисиновская СОШ»
Черемисиновского района Курской области
п. Черемисиново Курская область
Цели: Формировать у учащихся представление о зверях как животных, тело которых покрыто шерстью;
познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания, учить определять принадлежность животного к определенной группе.
Задачи:
Изучить внешнее строение и отличительные признаки зверей.
Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
Развивать интерес к предмету через использование ИКТ.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Предметные:
Сформировать у детей понятие о зверях, уметь их определять, знать внешнее строение зверей, учить бережному отношению к природе, вспомнить ПДД.
Метапредметные:
Познавательные: Находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Выработать на личностно-значимом уровне ,внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Работать по предложенному учителем плану,
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся,
давать оценку своим действиям.
Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в парах, группе, выслушивать мнение одноклассников
Организационный момент
Учитель: Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Ученик: Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных, и весёлых
Все: Здравствуйте!
(Садитесь. В течение урока следите за правильной посадкой.)
- Каким бы вы хотели видеть урок? (Познавательным, интересным, увлекательным, расширяющим знания…)
Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
Девиз урока: «Никто не знает так много, как все мы вместе!»
Кто говорит – ведущий, а остальные консультанты, слушают внимательно, исправляют, помогают.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
- Дети, самый первый шаг к познанию окружающего мира – наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный человек может сделать открытия. Вот и мы сегодня с вами продолжим делать маленькие открытия. А для этого нам нужны знания, полученные на предыдущих уроках.
Игра « Микрофон».
- Являются ли животные живыми организмами? Почему они живые организмы? (Растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.)
- Какие условия необходимы для жизни животных? (Воздух, вода, солнце, тепло, свет, но не всем, например: крот).
- Назовите виды животных, которых вы знаете? (Насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, звери, паукообразные).
Учитель: Внимание на доску. (Картинки с птицами.)
- Перечислите, кого вы видите? (Кукушка, дятел, утка.)
- Как можно назвать одним словом? (Птицы.)
А сейчас я проверю, какими внимательными были вы на прошлом уроке. Я зачитываю вопрос, если согласны, ставите +, если не согласны -.
1). У всех ли птиц есть перья? (+)
2). Всех ли животных, которые умеют летать, можно назвать птицами? (-) (Бабочка умеет летать, но это насекомое.)
3). Все птицы умеют летать? (-) (Пингвин не летает).
4). Согласны ли, вы,что страусы и пингвины – это птицы, которые не умеют летать? (+)
5). Дятел, сова, воробей – это птицы наших лесов? (+)
(Сдадите листы с работой на перемене)
- Кто такие птицы?
3. Введение в тему урока.
Войдя в лес, мы сразу попадаем на лесную поляну и встречаем муравьишку, который предлагает отгадать кроссворд. Отгадав его мы узнаем с какой группой животных мы будем знакомится сегодня.
Колыбель для деточек
Из травы и веточек. (гнездо)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось. (Перо)
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)
Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока.
Дети: Кто такие звери?
Учитель: Дальше мы путешествуем к озеру. К каким группам принадлежат эти животные, докажите!
Дети: Жук – насекомое, т.к. у него 6 ног, орёл – птица, т.к. его тело покрыто перьями, щука – рыба, т.к. тело покрыто чешуёй. Учитель: У Муравьишки возник вопрос: к какой группе относится мышь?
Учитель: Что мы должны узнать сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?
Дети: 1. Узнать какие животные называются зверями.
2. Приводить примеры зверей.
3.Изучить строение тела зверей.
4.Чем звери выкармливают своих детёнышей.
Работа по теме урока:
Учитель: Начнем наше исследование со знакомства со строением тела зверей.
Работа в группах. Каждая группа складывает пазлы, которые лежат на партах, рассматривает одного животного, используя картинку. и называет части тела. После выступления каждой группы ребята делают вывод, что у каждого животного разный размер, разная форма, но части тела одинаковые.
Учитель: Ребята отгадав загадку, вы узнаете к кому в гости мы отправимся.
Он животных многих выше,
Безопаснее и тише.
Глазки черные, как плошки,
Очень маленькие рожки.
Шея как высокий шкаф,
А зовут его… (жираф)
Назовите части его тела.
Дети: Голова, шея, туловище, хвост, ноги.
Учитель: Муравьишка принес нам вопрос: Чем покрыто тело зверей?
Дети: шерстью.
- Что такое шерсть? (Зачитывается определение из толкового словаря).
Шерсть – волосяной покров животных.
Шерсть – это мех или волосы.
Это первый отличительный признак зверей, который вы сразу можете увидеть.
Работа в парах. Проведём мини – исследование.На столах у детей кусочки шерсти. Дети рассматривают.
Вывод: шерсть у зверей разная, состоит из волосков.
Работа в рабочей тетради стр. 27, № 1. Зарисовать шерсть
Дети, как вы думаете, зачем нужна шерсть зверям? (Шерсть нужна для сохранения тепла, защищает от переохлаждения и перегрева).
Количество шерсти у зверей может быть разным. У медведя, например, её много, а у слона мало.
- Как вы думаете, почему?
Это зависит от того, в какой местности живёт зверь, и какой образ жизни он ведёт. Многие звери покрыты волосками двух видов. Посмотрите на рисунок с изображением бобра. У этого зверя под длинными, жёсткими волосами спрятан плотный слой мягких. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы.
А у дикобраза особые волосы – иглы.
- У какого зверя ещё волосы – иглы?
Вывод: количество и качество шерсти зависит от того, в какой местности живёт зверь, и какой образ жизни он ведёт.
Физкультминутка «Звери»
Учитель: Ребята, как вы думаете чем мама-лосиха кормит лосёнка, мама-лисица кормит лисенка, мама-ежиха кормит ежонка, мама-медведица – медвежонка, мама-зайчиха зайчонка, а волчица – волчонка.
Дети: молоком
Мудрая черепаха: звери выкармливают детенышей молоком.
Поэтому их называют млекопитающие. Млекопитающие –значит «питающиеся молоком матери».
Учитель: Сделайте вывод. Кто такие звери?
Дети: Звери – животные, тело которых покрыто шерстью, выкармливают своих детенышей молоком.
Вернемся к нашему вопросу, который задал нам муравьишка. (К какой группе относится мышь?)
Дети: мышь – зверь, т.к. тело покрыто шерстью.
Учитель: Мы направляемся в лесную чащу. В лесной чаще нам встретились самые разные звери, а какие вы узнаете открыв учебник с.39. С помощью атласа-определителя узнайте этих зверей, назовите их.
Учитель: Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного?
Дети: передние лапы большие.
Учитель: Почему?
Крот роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы, лапы крота превратились в лопатки.
Учитель: Что необычного в строении летучей мыши.
Дети: У нее вместо лап крылья
Мудрая черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела.
Муравьед
Муравьев он кушать любит,
Ест их сотни на обед,
Триста тысяч в день их губит,
Неизвестный муравьед.
Не медведь, и не собака,
В шерсть короткую одет,
Даже пальцы есть на лапах,
С длинной мордой, муравьед.
Верблюд
У верблюда два горба, -
Всё равно красивый.
Гордый, сильный, как всегда,
И неторопливый.
По пустыне он идёт
на высоких ножках,
Груз старается, несёт
и устал немножко.
Кит
Как корабль в океане,
Показался кит в тумане,
Кит фонтанчики пускает,
Себе спинку поливает
Учитель: А сейчас мы отправимся в гости к мудрой сове. Посмотрите, у нее необычная книга. Цвет переплета у этой книги красный.
– Где вы встречаетесь с красным цветом? (Красный цвет светофора)
– Вспомните, что показывает красный цвет у светофора? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Связь с ПДД)
– Правильно, красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”. Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеет защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Многие животные стали истребляться людьми(мех, мясо, кости, бивни). Чтобы они не исчезли с планеты эти животные занесены в Красную книгу (Приводятся примеры животных, которые занесены в Красную книгу). В Курской области есть тоже Красная книга. Мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относиться ко всему живому, делать все, чтобы спасать, защищать нашу природу.
Наше путешествие подходит к концу. Возвращаемся на нашу поляну. Нас встречает мудрая черепаха. Давайте расскажем что мы узнали о зверях в нашем путешествии.
Мудрая черепаха просит выполнить задания в форме теста.
Проверь себя.
– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?
- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Составление кластера о зверях). Составьте кластер, подобрав нужные слова и словосочетания: звери, животные, тело покрыто перьями, тело покрыто шерстью, дикие, домашние, клюв, кормят своих детёнышей молоком, у большинства зверей 4 конечности.)
5. Рефлексия.
Украсим поляну листьями. Для этого нужно оценить свое настроение и успешность на уроке: если вам было интересно и понятно, то возьмите зелёный листок. Если вам было что-то непонятно - желтый листок. А если на уроке вам было неинтересно и скучно, то красный. (Дети поднимают листочки).
Итог урока.
Дети, у вас на парте картинка со зверем. Возьмите картинку, подойдите к доске и разместите её на лучике солнца. (Рисунок солнышка на доске).
У нас получился замечательный питомник. И я думаю, что вы удивлены разнообразием мира зверей и понимаете, что их необходимо беречь, многих видов зверей очень мало на планете. А наше солнышко будет освещать и согревать наш питомник. Если мы будем по-настоящему, серьёзно заботиться о природе. Мы станем добрее.
Учитель: Будьте добрыми по отношению к людям и животным!
Ученик: Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Ученица: Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живётся
С нами рядом!
Выбери задание:
Рабочая тетрадь стр.27-28 № 3-4
Сообщение о любом животном
Нарисуй животное
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Молодцы!