СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест «конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»  

Просмотр содержимого документа
«Тест «конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»»

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

ФИГУР»

Цель применения теста: выявление индивидуаль­но-типологических различий.

Инструкция. Вам нужно нарисовать фигуру че­ловека, составленную из 10 элементов, среди кото­рых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти 3 элемента в изображении человека присут­ствовали, а сумма общего количества использован­ных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем 10, необходимо дорисовать не­достающие.

Материал: испытуемым предлагают 3 листа бу­маги размером 10 × 10 см, каждый лист нумерует­ся и подписывается. На листе 1 выполняется пер­вый пробный рисунок, далее соответственно на листе 2 — второй, на листе 3 — третий. После вы­полнения 3 рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабаты­ваются.

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и ре­зультат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы — количе­ство квадратов. Эти 3-значные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой про­исходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Интерпретация данных. Собственные эмпири­ческие исследования, в которых получено и проанализировано более 2000 рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструк­тивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соответству­ют описанные ниже типологические характерис­тики.

Интерпретация теста основана на том, что гео­метрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к острой, наступательной фигуре, связан­ной с мужским началом. Круг — фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округло­стью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэто­му квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, технический модуль.

Типология, основанная на предпочтении геоме­трических фигур, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических раз­личий (см. табл. 33).

Таблица

Схема идивидуально-психологических различий,

выявленных при выполнении конструктивных

рисунков на основе предпочтения

геометрических фигур



901

802

703

604

505

406

307

208

109


910

811

712

613

514

415

316

217

118

019


820

721

622

523

424

325

326

327

028



730

631

532

433

334

235

136

037




640

541

442

343

244

145

046





550

451

352

253

154

055






460

361

262

163

064







370

271

172

073








280

181

082









190

091












Виды изображений к тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»


















Типы

I тип — руководитель. Обычно это люди, имею­щие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-зна­чимые нормы поведения, могут обладать даром хоро­ших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития.

Обладают хорошей адаптацией в социальной сфе­ре, доминирование над другими удерживают в опре­деленных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют елку в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуа­тивно — у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей — вербальный руководитель или препо­давательский подтип — 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При вы­соком уровне развития индивидуальные черты раз­вития реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне они могут не выявляться в про­фессиональной деятельности, а присутствовать си­туативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип — ответственный исполнитель — облада­ет многими чертами типа «руководитель», являясь
расположенным ему, однако в принятии ответст­венных решений часто присутствуют колебания.
Данный тип людей более ориентирован на умение делать дело, высокий профессионализм, обладает
высоким чувством ответственности и требователь­ности к себе и другим, высоко ценит правоту, т. е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения в след­ствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип — тревожно-мнительный — характеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно
в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную,
иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной рани­мостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 — «поэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 — под­тип людей, узнаваемых по фразе «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отлича­ются особой тщательностью в работе.


IV тип — ученый.
Эти люди легко абстрагируются от реальности,

обладают концептуальным умом, отличаются спо­собностью разрабатывать на все свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рацио­нально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координа­ционную работу; 325 — подтип, характеризующий­ся большой увлеченностью познания жизни, здо­ровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная ре­жиссура, мультипликация и т. д.

V тип — интуитивный.

Люди этого типа обладают сильной чувствитель­ностью нервной системы, ее высокой истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают адвока­тами меньшинства. Обладают повышенной чувст­вительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает им возможность заниматься техническими ви­дами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т. е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реаги­руя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повы­шенным интересом к психологии; 244 обладает способностью к литературному творчеству; 217 об­ладает способностью к изобретательской деятель­ности; 226 имеет большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достиже­ний для себя.





VI тип — изобретатель, конструктор, худож­ник.

Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обладающие богатым вообра­жением, пространственным видением, часто зани­маются различными видами технического, худо­жественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 встречается среди лиц хо­рошо владеющих аудиторией; 118 — тип с наибо­лее сильно выраженными конструктивными воз­можностями и способностью к изобретениям.

VII тип — эмотивный.

Обладают повышенным сопереживанием по от­ношению к другим, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тра­тят много собственной энергии, в результате стано­вится затруднительной реализация их собствен­ных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.


VII тип обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует пережива­ний других людей или относится к ним с невнимани­ем или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуа­тивно, когда в силу каких-либо причин человек за­мыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Комментарий к тесту

Несмотря на относительную ненадежность диаг­ностики, данная методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-кон­сультанта с контролируемым. Сообщая индиви­дуально-типовую характеристику, можно на осно­вании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ). При наличии:

1) шеи: «Являетесь ли вы ранимым человеком, случается так, что вас слишком легко обидеть?»

  1. ушей: «вас считают человеком, умеющим слу­шать?»

  2. на голове шляпы в виде квадрата или треуголь­ника в одном рисунке: «вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»; при наличии шляпы во всех трех изображениях: «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете «полосу скованного положения?»

  1. кармашка на теле человека: «У вас есть дети?»

  2. полностью прорисованного лица: «Считаете ли вы себя общительным человеком?»

  3. одного рта на лице: «Любите ли вы поговорить?»

  4. одного лишь носа: «Чутко ли вы улавливаете за­пахи, любите ли духи?»

  5. изображение кружка на теле: «В круг ваших за­бот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?».