Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
1. В романе Толстого несколько сотен действующих лиц, однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны мира»?
2. Среди перечисленных топонимических реалий романа одна лишняя: Никольское, Богучарово, Лысые Горы, Отрадное. Исправьте фактическую ошибку. Вспомните, с судьбой каких героев связаны три топонимических центра романа.
3. Расставьте перечисленные события в хронологической последовательности. Судьба каких героев связана с этими событиями?
смотр союзных войск под Ольмюцем (смотр проводит Александр I);
смотр под Браунау (смотр проводит Кутузов);
Аустерлицкое сражение;
переход через реку Энс;
Шенграбенское сражение.
4. Отличительная особенность портретной живописи» Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное ее повторение. Так, жена князя Андрея запоминается «беличьим личиком» и приподнятой «верхней губкой с чуть черневшимися усиками», Пьер -массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по одному-двум «штрихам к портрету» угадать персонажа романа:
а) оголенные белые, полные плечи;
б) черные глаза, большой рот;
в) сухое лицо;
г) лучистые глаза, тяжелая походка;
д) плешивая голова, плоское лицо.
5. Среди многочисленных «военных» героев романа своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием?
6. . Приведенными ниже цитатами представлены с исторические фигуры — персонажи «Войны и мира». Распределите авторские характеристики в две группы в соответствии с тем, какого персонажа представляют. Какова авторская позиция по отношению к каждому из этих героев?
а) ..., в расстегнутом мундире, из которого... выплыла воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники и почти спал.
б) Он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул... и сел на него против портрета. Один жест его — и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
в) Расплывшиеся губы ... дрожали, и на глазах были слезы.
г) Несколько раз голова его низко опускалась, как бы
падая, и он задремывал. Ему подали обедать. ... с трудом жевал жареную курицу...
д) Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле... Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить.
е) Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног.
ж) Общее выражение лица ... было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
7. Вспомните, какие события романа связаны с именами Тихона Щербатого, капитана Тимохина, капитана Тушина. С кем из главных героев «Войны и мира» связаны судьбы этих персонажей? Как завершается романная судьба каждого из них?