СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока: "Конструкция и декор предметов народного быта".

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока»

ФИО учителя Гималетдинов Маргарита Васильевна

МБОУ гимназия №3, г. Зеленодольск, РТ

Программа

Тема раздела

Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта »


Темы раздела

Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 часов)

Темы изучения раздела

1.Древние образы в народном искусстве.

2.Убранство русской избы.

3.Внутренний мир русской избы.

4.Конструкция и декор предметов народного быта.

5.Конструкция и декор предметов народного быта.

6.Русская народная вышивка.

7.Народный праздничный костюм.

8.Народные праздничные обряды (обобщение темы).


Цели раздела (образовательные, развивающие, воспитательные):



Образовательные:

Познакомить учащихся с «великим бытовым искусством» (В.Воронов), которое необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца.

Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей, с доступным для освоения образным языком, отличающимся предельной обобщенностью, лаконизмом. Выразительной условностью.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Развивающие:

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Научить использовать приобретённые знания и умения, навыки в практической деятельности используя разнообразные художественные материалы и техники в своей творческой работе.



Основное содержание тем раздела, термины и понятия

Понятие «декоративно-прикладное искусство»: функция и идея, воплощенная в образной форме предмета, его художественным образом выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема и линий, энергией цвета, своеобразием фактуры, ритмами орнаментов, магией трехчастности – всеми тайнами пластических построений, всем богатством формального строя вещи – плоскостной, объемной, или объемно-пространственной.

Коммуникативная функция декоративно-прикладного искусства.

духовно-содержательная и образно-языковая проблема декоративно-прикладного искусства.


технологическая карта урока

Тема изучения урока

Конструкция и декор предметов народного быта (2 часа).

Цель урока

образовательные, развивающие, воспитательные):




1.Познакомить учащихся с «великим бытовым искусством» (В.Воронов), которое необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца.

2.Обратить внимание учащихся:

1) на отдельные предметы как образцы высокого художественного вкуса;

2) на особенности пластической формы предметов;

3) на «скульптурность» предметов;

4) на единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи,

5) на древние знаки-символы в декоре, образующие нарядное узорочье у деревянных предметов

6) на удивительную их соразмерность человеку.

3. Научить восприятию таким образом, как бы учащиеся «входят» в мир поэтической сказки, мифотворства, связанном с более внимательным рассматриванием изобразительной стороны предметов народного быта.

4. Научить расшифровывать содержательный смысл образов (опираясь на ранее полученные знания и представления с помощью наводящих вопросов), в которых в поэтической форме выражены древние представления о пути солнца – дневном и ночном.

5. Помочь учащимся в процессе беседы почувствовать особый склад мышления наших предков, сумевших свой опыт общения с природой, миром облечь в форму изобразительной метафоры.

6.Большое внимание уделять работе со словом связанным с изучением народного (крестьянского) искусства, знать их значение и правильно использовать в речи.

  1. Научить продумывать композицию при изображении предметов народного быта опираясь на приобретенные и ранее полученные знания, навыки и умения

Формировать умение анализировать и обобщать, аргументировать свой ответ.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Научить использовать приобретённые знания и умения, навыки в практической деятельности используя разнообразные художественные материалы и техники в своей творческой работе..

Основное содержание темы, термины и понятия

1.Деревянная посуда: (скопарь, ковш-черпак с высокой фигурной ручкой, солоницы-уточки, ковш-конюх (с мотивами конских голов)

2.Предметы крестьянского быта и труда (вальки, рубели, прялки).

3.Основные элементы русских прялок (донце, подгузок, столбик или стояк; лопасть или лопаска, лопата, личина; головка, гребень, кудель, вещь-образ).

Планируемый результат

Личностные умения:

Проявлять:

• интерес к изучению темы;

позитивное отношение к процессу:

формирование представления целостной художественной композиции

• ответственность при выполнении учебного задания

• осознание собственных достижений при освоении темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

- раскрывать значение новых понятий

1.Деревянная посуда ( скопкарь, ковш-черпак с высокой фигурной ручкой, солоницы-уточки, ковш-конюх (с мотивами конских голов)

2.Предметы крестьянского быта и труда (вальки, рубели, прялки

3.Основные элементы русских прялок (донце, подгузок, столбик или стояк; лопасть или лопаска, лопата, личина; головка, гребень, кудель, вещь-образ).

- использовать приобретённые знания для составления композиции иметь своё мнение при выполнении своей творческой работы.

- выбирать художественные материалы для достижения цели


Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

- выполнять взаимопроверку учебного задания

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога;

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- приходить к общему мнению в совместной деятельности с учителем

- адекватно представлять результат деятельности

Предметные умения:

Научить продумывать композицию при изображении предметов народного быта опираясь на приобретенные и ранее полученные знания, навыки и умения



- Составлять план последовательности работы над композицией.


Организация образовательного пространства.

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы и методы работы

Черчение

тема «деление окружности на равные части»

Русский язык

Тема «Слово и его значение».

Литература М.М. Пришвин Рассказы как о кладовой духовной силы, неисчерпаемой радости и смысла о необходимости охраны окружающего мира, его спасения.

Информационный материал

Учебник,«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5кл.» / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2012.

Рабочая тетрадь «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5кл.» / Н.А. Горяева

Поурочные разработки «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5кл.» / Н.А. Горяева

Демонстрационный материал

Образцы:

деревянной посуды

Таблицы и иллюстрации с изображением деревянной посуды (скопкарь, ковш-черпак с высокой фигурной ручкой, солоницы-уточки, ковш-конюх (с мотивами конских голов)

2.Предметы крестьянского быта и труда (вальки, рубели, прялки).

«Критерии оценки работы».

Интерактивный материал

- презентация «

.

Фронтальная.

Другие формы:

индивидуальная –

парная - ;

групповая - .

УМК

1. Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5кл.» / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2012.

  1. Рабочая тетрадь «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5кл.» / Н.А. Горяева

  2. Поурочные разработки «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5кл.» / Н.А. Горяева





Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

I этап

Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом этапе.

Урок начинаем с улыбки! Дружелюбный настрой на урок. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Придумать игровой момент, сделать настрой к уроку.


Для удобства правильно расставляют художественные материалы на рабочем месте.



Учащиеся внимательно слушают загадки и поднимают необходимый предмет.






















Ответы детей:

мы все готовы!

Организует

-Прежде чем начать урок, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в ней говорится.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

( Кисточка)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю-

Где была пустота,

Там, глядишь,-красота. (краски)

Черный Ивашка-

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там линия пройдет. (карандаш)

Еще нам сегодня будут нужны баночка с водой, палитра, лист бумаги.

Очень я хочу учиться

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю – я смогу,

И ребятам помогу.

учитель задает вопросы

Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями?

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость




Осознание и выполнение требований учителя

Личностные умения: Проверка готовности учащихся к уроку

Умение правильно и самостоятельно организовывать рабочее место по заданному учителем эталону или под руководством учителя и поддерживать порядок в течении всего урока

Проявлять интерес к изучению темы, желание определить пользу данного урока

Регулятивные : (волевая саморегуляция), почему эти правила нужно соблюдать каждому

Коммуникативные оказывать помощь однокласснику или однокласснице.














II. Актуализация знаний и пробное учебное действие (формулирование темы урока, постановка цели) 4-5 минут

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия



Учащиеся внимательно рассматривают наглядный материал отвечают на поставленные вопросы и формулируют название темы урока с помощью наводящих вопросов учителя.

Эвристическая беседа.

_ Давайте поближе познакомимся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников

Обратите внимание на форму, то есть на конструкцию предметов, на ее декор то есть на то, как они расписаны и постараемся сформулировать название нашей темы урока.

Учитель контролирует ответы учеников и задает наводящие вопросы которые помогают ученикам быстрее понять тему урока и дать ей название.

1.Попробуйте дать название предметов народного быта.

2.Обратите внимание на конструкцию этих предметов (есть ли в них конструктивное различие?)

3.Присутствует ли декор (украшения) на этих предметах?

4.Назовите ключевые слова из заданных вопросов, которые определяют название данной темы.

(предметы, конструкция, декор).

5.Сформулируйте тему урока.




включение аналитического мышления в том числе интерес к своему собственному «Я», живая любознательность, потребность, рассуждать, выходить на уровень обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности.

Познавательные просмотр видеоряда

Умеет выделить и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста.

Личностные

умение осуществлять поиск ответов на вопросы, на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения.


III этап

Выявление места и причины затруднения.

(Изучение нового материала) - 15 минут




Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Очень важно, чтобы учащиеся принимали участие в решении данной проблемы

Постановка и формулирование проблемы. Учитель в ходе или в процессе подводящего диалога подводит детей к постановке проблемы


Работа по учебнику и ответы на задаваемые вопросы

Учащиеся смотрят презентацию и делятся увиденным.



Этап восприятия связанный с более внимательным рассматриванием изобразительной стороны деревянных ковшей, учащиеся как бы «входят», в мир поэтической сказки, мифотворчества.

Знание понятия новы слов.

Регулятивные способен определить цель учебной деятельности, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например через более глубокое освоение программного материала выстраивая связи между смежными предметными областями.

Познавательные умеет

назвать существенные признаки объектов и явлений просмотр видеоряда,

работа по учебнику.


Физкультминутка

1-2 минуты
















Дети стоят, вытянув руки вперёд ладонями вниз

После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.







Проговаривает и выполняет физкультминутку


Мир привыкли видеть люди

Белым, желтым, синим, красным….

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительно прекрасным!

Руженцева






Физкультминутка

Осуществляется пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий.

Плыли тучи дождевые:

-Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

-Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт.

значение физических упражнений для здоровья человека.

Личностные Регулятивные
















IV этап

Построение проекта выхода из затруднения Задание к практической работе

5 минут.

1 Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Стимулировать интерес к практической работе.

• Актуализировать умение конструировать модель своей работы по составленному плану (инструкции).

Научить:

выбирать вариант задания и планировать деятельность;

Учащиеся вместе с учителем формируют цель данного урока, получат возможность понимать цель выполняемых действий.

Постановка цели – научиться планировать алгоритм создания изображения предметов народного быта.

Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (например как строится композиция, какие средства художественной выразительности использует

художник.

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того , что еще неизвестно.


Учитель помогает ученику выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий:

выбор варианта задания (Например как строится композиция. Какие художественные средства использует художник

регулятивные

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

самоорганизация по выполнению задания:

- планирование деятельности

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.


Задание к практической работе

информативный выполни эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта (ковш, солонка, валек, прялка). Вначале продумай форму предмета, которая должна быть выразительной.

Чтобы получилась прялка, следует сложить пополам лист бумаги формата Аз и вырезать лопасть с городками и серьгами. Прялка будет крупнее, если ножку вырезать отдельно и приклеить к лопасти. Импровизационный вариант

Продумай композицию росписи. Включи в нее наиболее полюбившиеся тебе традиционные образы. Центральное изображение выдели размером и сделай его условным и обобщенным.

Используй в композиции геометрические и растительные элементы, выстраивая их в определенном ритме.

Для выполнения росписи будет достаточно трех цветов, а также черной и белой красок.

Можно сделать рисунок восковым мелком, а поверх него – акварельную заливку под цвет дерева (это поможет передать резьбу).

Эвристический вариант

Распиши по своему эскизу например: деревянную разделочную доску в подарок маме, бабушке.

Знание способов выразительности в художественных произведениях. Уметь использовать различные приемы и способы выразительности в изображении предметов народного быта.

знание понятия «орнамент»; приемов выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства. Умение выполнять кистью простейшие элементы узора, умение выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности, оттенков, изображать , пропорции , форму соединяя воедино в образы животных и птиц.

Знание правил работы с красками, смешивание красок, получение дополнительных цветов

Личностные Формирование особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Познавательные

Умеет решать проблему нестандартным способом, предлагать несколько вариантов решения проблем

Коммуникативные Умеет задавать вопросы

Умеет слушать не перебивая

Регулятивные

Способен определить цель учебной деятельности.

Умеет проследить связь между результатом и начальным замыслом действий.

Умеет назвать сделанные ошибки.

Умеет объяснить, что сделал правильно, что сделал неправильно, и привести аргументы.

Умеет исправить ошибки при повторном выполнении задания.

Может оценить свои силы и возможности для выполнения задачи.


V.Реализация построенного проекта (практическая работа ученика) Контролирующее задание 20минут

Цель:

- проверить умение

.

1. планирование учебного плана

2 поиск и выделение необходимой информации,

На первом уроке применение методов информационного поиска

Например учащиеся учатся составлять композицию от простого к сложному

с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

На втором уроке



выбор цвета передача объема.



На первом уроке Учитель определяет объем заданий исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников.

Перед началом практической работы учитель еще раз демонстрирует учащимся разнообразные варианты украшения например, русских прялок – резных, расписных и ориентирует на поиск выразительного решения.

Учитель требует творческого применения знаний в своей работе.

учитель показывает способы композиционного размещения рисунка от простого к частному (от больших форм рисунка к маленьким)

На втором уроке

способы овладения личными приемами и техниками изобразительной деятельности.

Для работы могут быть использованы и другие материалы, например восковые мелки и акварель, тонированная бумага, сангина или уголь.



На первом уроке продумать, например, форму прялки, придать ей пластическую выразительность в рисунке,

вырезать из бумаги сложенной пополам,

Вести работу от простого к сложному:

1.От простого:

выделить размером композиционный центр в работе,

продумать композицию росписи или резного узора,

2.К сложному:

организовать вокруг композиционного центра второстепенные элементы узора включая в нее полюбившиеся традиционные образы и мотивы дополняя их геометрическими и растительными элементами.

декоративной композиции

На втором уроке

роспись выполнять гуашью, кистями разной величины: крупными – для организации плоскости большими цветовыми пятнами,

тонкими - для более тщательной, детальной проработки декоративных элементов.


Освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщенного изображения в опоре на существующие народные традиции.

Приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, орнамент) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.

Личностные

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

представление о труде художника, его роли в жизни каждого человека

Регулятивные

принимать и сохранять учебную задачу

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи

преобразовывать познавательную задачу в практическую

Познавательные

пользоваться знаками, символами приведенными в учебнике

ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания

научится работать от простого к сложному

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

умело использовать средства художественной выразительности.


6 этап

Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

• Мотивировать на успешный результат.

Управление поведением партнера

Умение выражать свои мысли представлять результат своей деятельности Рассматривают все работы

Производят предварительную

оценку своей работы

Отмечает разнообразие творческих работ, выясняет у детей как изменилось их настроение и почему


Стимулировать ответственность на завершение учебного задания

Выбирают лучшую работу по их мнению

уметь завершить работу до эстетического, эмоционального восприятия

Личностные

уметь представлять результат своей деятельности

делать несложные выводы

Коммуникативные

умение вовремя совсем коллективом завершить работу.



7этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону доработка практической работы

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Научить:

соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.


рекомендации.

Производят предварительную

оценку своей работы.

Оценка – оценивание качеств и уровня усвоения, коррекция.


Рассматривание работ учащихся, одобрение со стороны учителя Отмечает разнообразие творческих работ, выясняет у детей как изменилось их настроение и почему?

Самооценка

а) Задание на самооценку

«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»;

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»;

« Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»

Поставь себе такую оценку, какую считаешь нужной.



Умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Личностные умения:

оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности с заданным эталоном.


8этап

Включение в систему знаний и повторение материала

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик


Задает вопросы

о теме и задачах урока.

Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки .


учитель помогает сделать акцент на гуманистическую составляющую искусства

красота, творчество, патриотизм, ценность природы.

План на доске.

составленный

в начале урока


Проговаривают по плану новые

знания, высказывают свои

впечатления от урока, делают предположения

Личностные Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Прогнозирование учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ

Строит действие в соответствии с целью.

Умеет описать желаемый результат

9 этап

Информация о домашнем задании с элементами выбора, творчества

Инструктаж по его выполнению

некоторые дети берут задания на дом с целью завершения поставленных задач на уроке.

совместно с учеником приходят к решению о необходимости завершения работы в домашних условиях.

Найти изображение русской народной вышивки.

Выражать в беседе свою точку зрения по поводу завершенности творческой работы.

Личностные

осуществлять под руководством учителя

контроль по результату своей деятельности.

10 этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке подведение итогов занятия

3 мин

Цель что для себя открыл затруднения успех


Выставка работ учащихся

Выбирают лучшую работу по их мнению

Рассматривают все работы. Делают выводы

Дети по очереди высказывают свое мнение выбирая начало фразы по образцу высвеченным на экране

- У вас получились замечательные работы


Выставляют работы и обсуждают их

Что помогло вам при рисовании?

- Чему вы научились на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если очень довольны, прикрепите (при выходе из класса) красный магнитик на доску;

Если вы довольны – прикрепите зеленый магнит

Если не очень довольны – желтый магнит.

Уборка рабочего места

Эстетически оценивать художественно-творческие работы

приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Познавательные Коммуникативные


Регулятивные


Личностные понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни

Коммуникативные

умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!