Мотивация (самоопределение) к учебной цели | Урок начинаем с прослушивания произведения С. Рахманинова «Светлый праздник» Какие изобразительные краски использует С.Рахманинов в этом произведении? Помогите мне сформулировать тему нашего урока. Молодцы. Вы справились. Мне осталось лишь добавить одно слово. «Великий колокольный звон». | Колокольный звон. Звуки музыкальных инструментов, которые подражают колокольному звону. Мы сегодня будем говорить о колокольных звонах. Тему записывают в тетрадь. | Регулятивные УУД: учатся слушать вопросы и отвечать на них. |
Актуализация получен- ных знаний и фиксирова ние индивиду- ального затрудне- ния Физминут ка | Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по -разному. По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. КАКОЙ? И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. У колокольных звонов несколько названий: Ребята как вы думаете почему праздничный звон называли благовестом? Каково значение слова «благовест» ? Благовест - благая весть, это значит.. Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Как звучит колокол? Слушаем благовест Трезвон - звон в несколько колоколов, в три приема; бывает после благовеста. Перезвон, перебор - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола .Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста. Слушают- Праздничный трезвон Трезвон - это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов. Как вы можете охарактеризовать трезвон? Если случалась вдруг беда то били в набат. Представьте как может звучать набат? Музыка будет звучать в высоком или низком регистре? Какие чувства передаст нам музыка? Набат - тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара или срочной помощи. Прослушайте как С.Прокофьев использует этот звон в своем произведении «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский! Какие чувства переданы в этой музыке? Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице. Как называли человека, который звонил в колокола? Как вы думаете, это легкое или трудное дело?
Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру. (проводится игра, дети исполняют хлопками ритмический рисунок изображенный на слайде) | Слушают рассказ учителя.. Колокольчик.
мир, покой, добро, радость, счастье, праздник Слушают колокол благовест. Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного. Он звучит быстрей, в нем есть голоса разной высоты. Создает более торжественное настроение.. Очень громкая музыка, мелодическая. Много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника. Низком регистре Слушают набат. Тревожно, грозно, страшно, взволнованно
Призыв, тревога, решительность, уверенность.
Звонарь Трудное Исполняют хлопками ритмический рисунок. | Регулятивные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию. Личностные УУД: уважительное отношение к произведениям разных видов искусства. Коммуникатив- ные УУД: уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения. Познавательные УУД: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Коммуникатив- ные УУД: уметь в совместной деятельности слушать и исполнять музыку. |
Итоговый этап рефлексии учебной деятель- ности | «Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить…» Д. Белухин « Колокола» Можно ли назвать колокольные звоны музыкой? Обладают ли они средствами выразительности? | Слушают учителя
Да Да, передают радость, тревогу. Раскрашивают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют их настроению. | Регулятивные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию. Личностные УУД: интерес к различным видам творческой деятельности. |