СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тема Родины в лирике Г.Тукая"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы направлена на получение учащимися знаний в области литературы народов России.

Просмотр содержимого документа
«"Тема Родины в лирике Г.Тукая"»

Из литературы народов России Габдулла Тукай

Из литературы народов России

Габдулла Тукай

Габдулла Мухамедгари́фович Тука й  14  апреля 1886 —2 апреля 1913 Т атарский народный поэт

Габдулла Мухамедгари́фович Тука й

14  апреля 1886 —2 апреля 1913

Т атарский народный поэт

Детство Габдуллы Тукая Тукай родился в 1886 году в семье простого муллы. В четыре с половиной месяца он лишился отца, а в возрасте четырёх лет стал круглым сиротой. Мальчик рос в чужих семьях. В 1892—1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч.  Художник Казаков Х.М.

Детство Габдуллы Тукая

Тукай родился в 1886 году в семье простого муллы. В четыре с половиной месяца он лишился отца, а в возрасте четырёх лет стал круглым сиротой.

Мальчик рос в чужих семьях.

В 1892—1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч.

Художник Казаков Х.М.

Отъезд Тукая из Училе в Кырлай Художник В.Федоров

Отъезд Тукая из Училе в Кырлай

Художник В.Федоров

Дом дяди Сагди в Кырлае Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям (действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне).

Дом дяди Сагди в Кырлае

Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям (действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне).

Учеба в медресе города Уральска С 9 лет детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.

Учеба в медресе города Уральска

С 9 лет детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.

В этом доме жил Тукай в  Уральске После реставрации в 2013 году Дом купца Усманова

В этом доме жил Тукай в Уральске

После реставрации в 2013 году

Дом купца Усманова

Первые литературные опыты Тукая В 19 лет, закончив медресе, Тукай начал сотрудничать с татарскими журналами и газетами, на страницах которых появлялись его стихотворения и статьи. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

Первые литературные опыты Тукая

В 19 лет, закончив медресе, Тукай начал сотрудничать с татарскими журналами и газетами, на страницах которых появлялись его стихотворения и статьи. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

Поэма «Шурале» Габлулла Тукай-автор известной поэмы «Шурале»(Леший).   Он написал 13 книг для детей школьного возраста

Поэма «Шурале»

  • Габлулла Тукай-автор известной поэмы «Шурале»(Леший). Он написал 13 книг для детей школьного возраста
«С Пушкина и Лермонтова беру пример…» Г. Тукай « Эту сказку «Шурале» я написал ,пользуясь примером поэтов А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, обрабатывающих сюжеты народных сказок».                  « Эту сказку «Шурале» я написал ,пользуясь примером поэтов А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, обрабатывающих сюжеты народных сказок».                  « Эту сказку «Шурале» я написал ,пользуясь примером поэтов А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, обрабатывающих сюжеты народных сказок».                  « Эту сказку «Шурале» я написал ,пользуясь примером поэтов А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, обрабатывающих сюжеты народных сказок».

«С Пушкина и Лермонтова беру пример…» Г. Тукай

« Эту сказку «Шурале» я написал ,пользуясь

примером поэтов

А. С. Пушкина и

М.Ю. Лермонтова, обрабатывающих сюжеты народных сказок».

  • « Эту сказку «Шурале» я написал ,пользуясь примером поэтов А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, обрабатывающих сюжеты народных сказок».
  • « Эту сказку «Шурале» я написал ,пользуясь примером поэтов А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, обрабатывающих сюжеты народных сказок».
  • « Эту сказку «Шурале» я написал ,пользуясь примером поэтов А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, обрабатывающих сюжеты народных сказок».
Тукай любил и знал русскую литературу  «Моя душа сходна с твоей, о Пушкин вдохновенный» – так писал Тукай в стихотворении «Пушкину». Он дал прекрасные переводы произведений А.С.Пушкина ,  М.Ю.Лермонтова,  И.А.Крылова

Тукай любил и знал русскую литературу

«Моя душа сходна с твоей,

о Пушкин вдохновенный»

– так писал Тукай в стихотворении «Пушкину».

Он дал прекрасные

переводы произведений

А.С.Пушкина ,

М.Ю.Лермонтова,

И.А.Крылова

Возвращение Г.Тукая в Казань осенью 1907 года   Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др.  Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»). Габдулла Тукай с близким другом Фатих Амирханом в Казани

Возвращение Г.Тукая в Казань осенью 1907 года

Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др.

Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

Габдулла Тукай с близким другом

Фатих Амирханом в Казани

Творчество Г.Тукая В его стихотворениях «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» ( 1911 ), «Чего не хватает сельскому люду?» ( 1912 ), «Татарская молодежь» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина» (1912), исчерпывающе ясно выражено отношение к своему народу.

Творчество Г.Тукая

  • В его стихотворениях «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» ( 1911 ), «Чего не хватает сельскому люду?» ( 1912 ), «Татарская молодежь» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина» (1912), исчерпывающе ясно выражено отношение к своему народу.
Поездка в Астрахань Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева.

Поездка в Астрахань

  • Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение.
  • В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева.
Стихотворение «Родной язык» О язык, родной, певучий! О родительская речь! Что ещё на свете знал я, что сумел я уберечь! Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать, Подрастая, сказки бабушки я начал понимать… О язык мой, мы навечно неразлучные друзья, С детства стала мне понятна, радость и печаль твоя. О язык мой, как сердечно я молился в первый раз: - Помоги, шептал,- помилуй мать с отцом, помилуй нас… Слова стихотворения легли в основу Гимна  Республики Татарстан  Родной край, родной язык, родное слово –  основные темы поэзии Г.Тукая.

Стихотворение «Родной язык»

О язык, родной, певучий! О родительская речь!

Что ещё на свете знал я, что сумел я уберечь!

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать…

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятна, радость и печаль твоя.

О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:

- Помоги, шептал,- помилуй мать с отцом, помилуй нас…

Слова стихотворения легли в основу Гимна

Республики Татарстан

Родной край, родной язык, родное слово –

основные темы поэзии Г.Тукая.

 РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ Стоит деревня наша на горке некрутой.  Родник с водой студеной от нас подать рукой.  Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,  Люблю душой и телом я все в краю моем.   Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,  Молитву из Корана впервые смог прочесть,  Впервые здесь услышал слова пророка я,  Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.   Мне памятны навеки событья детских лет,  Нет времени счастливей, забав беспечней нет.  Я помню, как, бывало, по черной борозде  Шагал со старшим братом я за сохою вслед.   Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,  И ждет меня, наверно, дорога не одна.  Но только, где б я ни был и что б ни делал я,  Ты в памяти и сердце, родная сторона! 1909 г.

РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ

Стоит деревня наша на горке некрутой. Родник с водой студеной от нас подать рукой. Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю моем. Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь, Молитву из Корана впервые смог прочесть, Впервые здесь услышал слова пророка я, Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь. Мне памятны навеки событья детских лет, Нет времени счастливей, забав беспечней нет. Я помню, как, бывало, по черной борозде Шагал со старшим братом я за сохою вслед. Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна, И ждет меня, наверно, дорога не одна. Но только, где б я ни был и что б ни делал я, Ты в памяти и сердце, родная сторона!

1909 г.

Кырлай

Кырлай

Анализ стихотворения Что вы можете сказать о мелодии стиха? Какие чувства передаёт автор через звучание стихотворения? Чем запомнилась родная деревня поэту? Какие образы запечатлелись у него на всю жизнь? Почему?

Анализ стихотворения

  • Что вы можете сказать о мелодии стиха?
  • Какие чувства передаёт автор через звучание стихотворения?
  • Чем запомнилась родная деревня поэту?
  • Какие образы запечатлелись у него на всю жизнь? Почему?
 КНИГА   Когда душа измучится в борьбе,   Когда я ненавистен сам себе,   Когда я места в мире не найду   И, утомясь, проклятье шлю судьбе;   Когда за горем - горе у дверей   И ясный день ненастной тьмы темней;   Когда в печали белый свет не мил,   Когда не станет сил в душе моей, -   Тогда я в книгу устремляю взгляд,   Нетленные страницы шелестят.   Я исцелен, я счастлив, я живу.   Я пью тебя, отрада из отрад.   И слово, мной прочтенное, тогда   Встает как путеводная звезда,   Бесстрашно сердце, радостна душа,   И суета вседневная чужда.   И, вновь рожденный чистою мечтой, 

КНИГА  Когда душа измучится в борьбе,  Когда я ненавистен сам себе,  Когда я места в мире не найду  И, утомясь, проклятье шлю судьбе;  Когда за горем - горе у дверей  И ясный день ненастной тьмы темней;  Когда в печали белый свет не мил,  Когда не станет сил в душе моей, -  Тогда я в книгу устремляю взгляд,  Нетленные страницы шелестят.  Я исцелен, я счастлив, я живу.  Я пью тебя, отрада из отрад.  И слово, мной прочтенное, тогда  Встает как путеводная звезда,  Бесстрашно сердце, радостна душа,  И суета вседневная чужда.  И, вновь рожденный чистою мечтой,  "Спасибо" говорю я книге той.  И, распрямленный верою в себя,  Я вдаль гляжу с надеждою святой.  перевод: М.Петровых

Стихотворение «Книга» Мировая поэзия знает множество стихотворений, восхваляющих и благодарящих книгу. Вспомните биографию поэта и подумайте, почему Г.Тукай так благодарен книге.

Стихотворение «Книга»

  • Мировая поэзия знает множество стихотворений, восхваляющих и благодарящих книгу.
  • Вспомните биографию поэта и подумайте, почему Г.Тукай так благодарен книге.
Путешествие Казань-Уфа-Петербург весной 1912 года  В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать. В Казань возвращается в начале августа. Народный поэт Башкирии Мажит Гафури

Путешествие Казань-Уфа-Петербург весной 1912 года

  • В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
  • В Казань возвращается в начале августа.

Народный поэт Башкирии Мажит Гафури

Последние годы жизни Габдуллы Тукая В последние годы жизни и деятельности Тукай резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть: («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

Последние годы жизни

Габдуллы Тукая

В последние годы жизни и деятельности Тукай резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть:

(«Первое мое дело после пробуждения»,

«По случаю юбилея» и др.).

Габдулла Тукай «Как молния,  сверкать во тьме,  и путь указывать заблудшим»   Г. Тукай

Габдулла Тукай

«Как молния, сверкать во тьме, и путь указывать заблудшим» Г. Тукай

2 апреля 1913 года  Габдуллы Тукая не стало…  Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта.  «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты.  Габдулла Тукай похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

2 апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало…

Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта.

«Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты.

Габдулла Тукай похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

Тукай прожил всего 27 лет, но для развития татарской поэзии  он сделал так же много, как Пушкин для русской литературы Художник А.Шагимуратова

Тукай прожил

всего 27 лет,

но для развития

татарской поэзии он сделал так же много,

как Пушкин

для русской литературы

Художник А.Шагимуратова

Памятник Г.Тукаю в Карлае Скульптор Б.Урманче, 1976 г.

Памятник Г.Тукаю в Карлае

Скульптор

Б.Урманче,

1976 г.

Площадь и станция метро в Казани носят имя замечательного татарского поэта Габдуллы Тукая

Площадь и станция метро в Казани

носят имя замечательного татарского поэта

Габдуллы Тукая

Памятник Тукаю в Москве Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге

Памятник Тукаю в Москве

Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге

Памятник Тукаю в Стамбуле (Турция) Памятник Тукаю в Астрахани

Памятник Тукаю в Стамбуле (Турция)

Памятник Тукаю в Астрахани

Литературный музей Г.Тукая в Казани

Литературный музей Г.Тукая в Казани

Мемориальный музей Г.Тукая в Карлае

Мемориальный музей Г.Тукая в Карлае