ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 2 КЛАСС
№ п/п | Тема раздела, урока | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты (характеристика деятельности) | Виды деятельности | Средства обучения |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | | |
1 | ГДЕ МЫ ЖИВЕМ _4 ЧАСА
Родная страна | Знания: узнают полное имя своей родной страны; познакомятся с целями и задачами раздела и урока. Умения: научатся приводить примеры народов России, различать государственные символы России, уважительно относиться к Родине, её символам. Навыки: исполнять гимн Российской Федерации | Проявляют компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, осознают свою этническую принадлежность | анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой ин-формации из различных источников: энциклопедии, краеведческая литература, рисунок, таблица, тексты СМИ). | понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, оценивать свои достижения на уроке | работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона/города; об-суждать, почему народы России называются братскими | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
2 | Город и село Проект «Родной город(село) | Знания: узнают о характерных особенностях города и села. познакомятся с материалами учебника; узнают о структуре проекта, правилах оформления проекта. Умения: научат- ся сравнивать городской и сельские дома, описывать предметы на основе предложенного плана, собирать информацию для проекта. научатся оформлять стенд, презентацию, проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов. Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы конструктивно работать в группе (распределять задания и обязанности по выполнению проекта, обсуждать способы и сроки работы) | Проявляют самостоятельно сть и личную ответствен- ность за свои поступки, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; имеют ус-тановку на здоровый образ жизни; стремятся к осознанию устойчивых эс- тетических предпочтений | осуществлять поиск, сравнение и анализ информации; рассказывать о родном городе и своем доме по плану; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село подбирать фотографии достопримечательности своей малой родины; собирать информацию о выдающихся земляках, по краеведческой литературе разными способами (с помощью интервьюирования); подбирать информацию для проведения экскурсии в краеведческий (городской, сельский, школный) музей. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; оценивать свои достижения на уроке. понимать учебно- практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности по выполнению проекта; оценивать свои достижения в реализации проекта | работать в паре: находить изображения города и села, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать преимущества и недостатки; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль | Подготовка к проектной работе | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
3 | Природа и рукотвор ный мир | Знания: узнают, что такое природа и предметы рукотворного мира, каким должно быть отношение человека к миру. Умения: научатся различать объ- екты природы и предметы рукотворного мира. Навыки: формулировать выводы из изученного материала | Воспринимают экологическую культуру как ценностное отношение к природному миру; проявляют самостоятельно сть и личную ответственность за свои поступки | приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; классифицировать объекты окружающего мира; отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру; преобразовывать схемы для решения задач (заполнять таблицу); отвечать на итоговые вопросы. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к окружающему миру, свои достижения на уроке и достижения других учащихся. | проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог | | Учебник рабочая тетрадь |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | проверить знания и умения учащихся по разделу «Где мы живем?»; формировать умение адекватно оценивать свои достижения | проявляют самостоятельно сть и личную ответственность за свои поступки | Отвечать на итоговые вопросы | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к окружающему миру, свои достижения на уроке и достижения других учащихся. | проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | | Учебник рабочая тетрадь |
5 | ПРИРОДА -20 ЧАСОВ Неживая и живая природа | Знания: узнают, какая бывает природа; познакомятся с учебными задачами раздела и данного урока. Умения: научатся различать объ- екты живой и неживой природы, приводить примеры объектов живой и неживой природы, уста- навливать связи между ними. Навыки: заполнять таблицу | Воспринимают экологическую культуру как ценностное отношение к природному миру; приобретают начальные навыки адаптации в динамично изме- няющемся мире | классифицировать объекты природы; анализировать существенные признаки живых существ; формулировать выводы из изученного материала. | понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке. | работать в паре: обсуждать свои выводы; формулировать свои за- труднения; осуществлять само- и взаимопроверку; задавать вопросы,необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
6 | Явления природы | Знания: узнают, что такое явления природы; по- знакомятся с уст- ройством и различными видами термометров. Умения: научатся различать явления неживой и живой природы; будут учиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека. Навыки: проводить опыты | Приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | анализировать иллюстрации; определять природные явления по характерным признакам и сезон по характерным природным явлениям; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно- следственные связи. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в по-знавательную (проводить опыты); соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Практическая работа»Знакомство с устройством термометра» Проводить опыты с термометром; измерять температуру воды, воздуха, тела человека и записывать результаты | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь термометр |
7 | Что такое погода | Знания: узнают, из чего складывается погода, о метеорологическ их знаках для обозначения погодных явлений. Умения: научатся наблюдать и описывать состояние погоды, обозначать явления погоды условными знаками, характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Навыки: рассказывать по плану; вести наблюдения и фиксировать результаты | Проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру; принима- ют образ «хорошего ученика»; признают самостоятельно сть и личную от- ветственность за свои поступки; воспринимают социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм и устойчивое следование в поведении социальным нормам | сопоставлять научные и народные предсказания погоды; вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений знаково-символические средства (метеорологические знаки). | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (описание состояния погоды за окном); Проявляют экологическую культуру: ценностное | осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре (составлять план рас-сказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану), со взрослыми (составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
8 | В гости к осени (экскурсия) | Умения: научатся наблюдать из- менения в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними. Навыки: осознают необходимость бережного отношения к природе | Проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран- ного поведени | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять природные объекты с помощью атласа- определителя «От земли до неба». | понимать учебные задачи экскурсии, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений | строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | экскурсия | |
9 | В гости к осени (урок) | Знания: расширят (уточнят) знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц. Умения: научатся наблюдать осенние явления в неживой и живой природе родного края и рассказыватьо них. Навыки: выступать с сообщениями по изученному материалу, фоторассказами | Проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохран- ного поведения; принимают образ «хорошего ученика» | строить сообщения в устной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей дей-ствительности (определять природные объ-екты); сопоставлять картины осени на ил-люстрацих учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные для партнера высказывания | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
10 | Звездное небо | Знания: узнают несколько новых созвездий. Умения: научат ся различать изученные созвез- дия; будут учиться строить модель созвездий. Навыки: пользоваться дополнительным и источниками информации (Интернет) - | Осознают от- ветственность человека за об- щее благополу чие; приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | сопоставлять иллюстра- цию созвездия с его описанием; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; наблюдать звёздное небо; находить информацию в различных источниках (дополнительная литература, | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы | работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы | | Учебник рабочая тетрадь |
11 | Заглянем в кладовые Земли | Знания: узнают, что такое горные породы и минералы; вспомнят правила бережного отношения к природе. Умения: научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы | Проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру; следуют правилам нерасточительн ого поведения | исследовать с помощью лупы состав гранита; рассматривать образцы полевого шпата, кварца, слюды; осуществлять сбор, обработку, оценку и фиксацию информации, полученной при выполнении и по итогам практической работы | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность дей- ствий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | обсуждать прочитанный текст (отрывок из книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция»); строить понятные для партнёра высказывания | Практическая работа «Исследование с помощью лупы состав гранита; рассматривать образцы полевого шпата кварца и слюды» | Коллекция горных пород, лупа Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
12-13 | Про воздух и про воду | Знания: узнают, почему чистый воздух и воду называют одним из главных богатств природы. Умения: научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды. Навыки: уметь замечать и ценить красоту природы | Проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам природоохранн ого поведения; осознают от- ветственность человека за об- щее благополучие | анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; наблюдать небо и рассказывать об увиденном; находить информацию об охране воздуха | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвосхищать результат; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | работать в паре с од- ноклассником, со взрослыми; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
14 | Какие бывают растения | Знания: узнают, на какие группы можно разделить растения. Умения: научатся классифицироват ь растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы. Навыки: замечать и ценить красоту мира растений | Проявляют самостоятельно сть и личную ответственность за свои поступки; воспринимают экологическую культуру как ценностное отношение к природному миру | устанавливать по схеме различия между группами растений; определять растения с помощью атласа- определителя; наблюдать и готовить рассказ о красоте растений; подводить под понятие на ос-нове распознавания объектов; выделять существенные признаки разных групп растений; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать эстетическое воздействие растений на человека | работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять само- и взаимопроверку; вести устный диалог; слушать собеседника | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
15 | Какие бывают животные | Знания: узнают, на какие группы можно разделить животных. Умения: научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Навыки: конструктивно работать в группе | Стремятся к формированию наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном | находить в рассказах новую информацию, необходимую для решения познавательной задачи; выступать с сообщениями; сравнивать животных на основании предложенного материала. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать свои достижения на уроке | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
16 | Невидимые нити | Знания: осознают необходимость сохранения связей между живой и неживой природой. Умения: научатся находить связи в природе, ме-жду природой и человеком, вывлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Навыки: отвечать на итоговые вопросы | Осознают ответственность человека за общее благополучие; имеют выраженную устойчивую учебно- познавательную мотивацию уче- ния; адекватно понимают причины успешности/неу спешности учебной деятельности | ставить и формулировать проблемы; моделировать изучаемые связи; устанавливать причинно-следственной связи | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; | обращаться за помощью; задавать вопросы, обходимые для организации собственной деятельности; обсуждать содержание стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете»;управлять коммуникацией: определять об-щую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
17 | Дикорастущие и культурные растения | Знания: узнают, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными. Умения: научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, делить культурные растения на группы, приводить примеры. Навыки: находить и обобщать новую информацию в текстах о растениях | Проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам нерасточительн ого, здоровье- сберегающего поведения | классифицировать культурные растения по определённым признакам; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочую историю о дикорастущем или культурном растении | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию. | работать в группе (приводить примеры дикорастущих и культурных растений); аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке об-щего решения в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
18 | Дикие и домашние животные | Знания: узнают, каких животных называют дикими, а каких – домашними. Умения: научатся сравнивать и различать диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных для человека. Навыки: находить в дополнительной литературе (тексте) нужную информацию | Проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам нерасточительн ого, здоровье- сберегающего поведения, самостоятельно сть и личную ответственность за свои поступки | сравнивать и различать диких и домашних животных; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. | строить понятные для партнёра высказывания; работать в группе (приводить примеры диких и домашних растений); прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
19 | Комнатные растения | Знания: узнают, как в наших домах появились «живые украше- ния». Умения: научатся определять комнатные растения и находить в атласе- определителе информацию о них. Навыки: узнавать комнатные растения и ухаживать за ними | проявляют самостоятельно сть и личную ответственность за свои поступки; имеют установку на здоровый образ жизни | осваивать приёмы ухода за комнатными растениями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач (определение вида, способы ухода); ствлять поиск, выделение, запись и фиксацию необходимой информации из различных источников. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. | определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Практическая работа «Освоение приемов ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
20 | Животные живого уголка | Знания: узнают, каких животных часто содержат в живых уголках. Умения: научатся ухаживать за некоторыми из животных живого уголка, объ- яснять их роль в создании благоприятной психологической ат-мосферы, использовать информацию из атласа- определителя для подготовки сообщения. Навыки: рассказывать о своем отношении к животным | Проявляют самостоятельно сть и личную ответственность за свои поступки; имеют установку на здоровый об-раз жизни; приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | узнавать, называть и определять животных живого уголка; передавать информацию (устным способом); подбирать, сравнивать и обобщать информацию о животных живого уголка (аквариумные рыбки, морская свинка. хомячок, канарейка, попугай); использовать информацию из атласа- определителя для подготовки сообщения; рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. | проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Практическая работа «Осваивать приемы содержания животных живого уголка; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
21 | Про кошек и собак | Знания: узнают о различных породах кошек и собак, их роли в жизни человека. Умения: научатся различать изученные породы, приводить примеры пород собак и кошек с помощью атласа- определителя. | Проявляют самостоятельно сть и личную ответственность за свои поступки; имеют установку на здоровый об-раз жизни; осо- знают ответственность человека за общее благополучие, личную ответственность за содержание домашних питомцев | использовать тексты учебника как образец выполнения заданий, извлекать из дополнительной литературы и нужную информацию | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, применять установленные правила в планировании способа решения, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, составлять общий план рассказа о домашнем питомце | обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, осуществлять взаимный контроль | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
22 | Красная книга | Знания: узнают, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены, познакомятся с мерами по сохранению и увеличению численности редких животных и ний, расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края. Умения: научатся находить необходимую информацию в дополнительной литературе. Навыки: бережное отношение к природе | Самостоятельно сть и личная ответственность за свои поступки, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,готовность следовать нор мам природоохранн ого, нерасточительн ого поведения | читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге, подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, составлять общий план рассказа о редком растении и животном, оценивать свои достижения на уроке | работа в группе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь ЭОР |
23 | Будь природе другом. Проект Красная книга или Возьмем под защиту | Знания: узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить; осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу. Умения: научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки. Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта | Проявляют самостоятельно сть и личную ответственность за свои поступки, экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранн ого, нерасточительн ого поведения | по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила, рисовать услов ные знаки к ним; извлекать информацию из различных источников; читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу с использованием подготовленных рисунков | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность дей- ствий; использовать речь для регуляции своего действия; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонении и отличий от эталона | распределять обязанности по выполнению проекта; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения | | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Умения: научатся оценивать свои достижения, выполнять тестовые задания учебника. Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать бережное или потребительское отношение к природе | Сохраняют внутреннюю позиция школьника на основе положительного от-ношения к школе; принимают образ «хорошего ученика» | выполнять тестовые задания учебника, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; ис-пользовать общие приёмы решения задач. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | Ставить свои вопросы обращаться за помощью; формулировать свои затруднения | | Учебник рабочая тетрадь |
25 | ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА -10 ЧАСОВ Что такое экономика | Знания: узнают значение слова «экономика»; осознают сопричастность членов семьи к областям экономики страны. Умения: научатся называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь. Навыки: готовить сообщение; читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы | Приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; осознают ответственность человека за общее благополучие | анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших в экономическом отношении предприятиях региона и своего города | понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; формулировать собственные вопросы по тексту; оценивать ответы одно- классников; | формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание; работать в паре, со взрослыми (находить в дополнительной литературе | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
26 | Из чего что сделано | Знания: узнают, из чего и как люди изготавливают различные изделия, как ис- пользуются природные материалы для изготов- ления разных предметов. Умения: научатся классифицироват ь предметы по характеру материала, изображать производственны е цепочки с помощью моделей. Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои ответы | Приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; осознают ответственность человека за общее благополучие; проявляют бережное отношение к вещам, уважительное отношение к труду; имеют выраженную устойчивую учебно- познавательную мотивация учения; адекватно понимают причины успешности/неу спешности | моделировать, контролировать, оценивать и корректировать процесс и результат деятельности при работе над заданиями в учебнике; выбирать наибо- лее эффективные способы решения задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выполнять коррекцию действий при работе в группе; предвосхищать результат. | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
27 | Как построить дом | Знания: узнают, как работают строители в городе и селе. Умения: научатся узнавать различные строительные машины и материалы, рассказывать об их назначении, выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов. Навыки: использовать свои наблюдения в разных видах деятельности | Приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; проявляют компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности | устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; обрабатывать и анализировать информацию; строить монологические рассуждения | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; проводить самопроверку, оценивать ответы одноклассников | строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
28 | Какой бывает транспорт | Знания: узнают, на какие виды можно разделить транспорт. Умения: будутучиться рассказывать об истории развития транспорта; научатся классифицироват ь транспортные средства, приводить примеры транспортных средств каждого вида. Навыки: запомнить номера телефонов экстренного вызова | Принимают образ «хорошего ученика»; проявляют самостоятельностьи личную от- ветственность за свои поступки; имеют установку на здоровый образ жизни; осознают ответственность человека за общее благополучие | анализировать схемы и выделять основания для классификации; узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова; соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками; читать текст учебника, находить названные в нем машины; приводить примеры транспортных средств каждого вида | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. | определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; работать в паре, в группе (рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников; составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
29 | Культура и образование | Знания: узнают, какие бывают учреждения культуры и образования. Умения: научатся различать уч- реждения культуры и образования, приводить соответствующи е примеры, обсуждать, какую роль они играют в нашей жизни. Навыки: узнавать по фотографии наиболее из- вестные учреждения | Принимают образ «хорошего ученика»; воспринимают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; испытывают чувства сопричастности и гордостиза свою Родину, народ и историю | посещать музеи и рассказывать о них; проводить виртуальную экскурсию с помощью Интернета; извлекать из учебника нужную информацию | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предлагать вопросы к тексту; отвечать на вопросы одноклассников; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. | строить монологическое высказывание; вести устный диалог | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессия» | Знания: узнают о разнообразии профессий, обсудят их роль в нашей жизни. Умения: научатся определять названия профессий по характеру деятельности. Навыки: рассказывать о профессиях своих родителей и старших членов своей семьи; презентовать работы; оцениватьрезультаты выполненного проекта | Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | устанавливать взаимо- связь труда людей разных профессий; формулировать выводы из изученного материала; составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; собирать материал в «Большую книгу профессий». | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; | распределять обязанности по подготовке проекта; интервьюировать респондентов; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | ЭОР |
31 | В гости к зиме (экскурсия) | Знания: узнают о зимних изменениях в природе; систематизируют и обогатят знания о природных связях. Умения: будут учиться проводить наблюдения за зимними погодными явлениями, рассказы- вать о своих наблюдениях. Навыки: соблюдать правила поведения в природе | Проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранн ого, нерасточительн ого, здоровьесберега ющего поведения | наблюдать над зимними погодными явлениями; исследовать пласт снега; определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных; формулировать выводы. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии | проявлять активность во взаимодействии для решения коммуни- кативных и познавательных задач | экскурсия | |
32 | В гости к зиме (урок) | Знания: уточнят знания о зимних изменениях в природе. Умения: будут учиться рассказывать освоих наблюдениях в природе родногокрая, обобщать свои наблюдения. Навыки: правильно вести себя на улице зимой | Проявляют самостоятельно сть и личную ответственность за свои поступки, экологическуюкультуру: ценностное отношениек природному миру, готовность следовать нормам природоохранн ого, нерасточительн ого, здоровьесберега ющего поведения | поиск и выделение необходимой информации, анализ и обработка информации | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | определять общую цель и пути ее достижения; осуществлятьвзаимный контроль; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | Умения: научатся оценивать свои достижения. Навыки: формулировать выводы из изученного материала | Сохраняют внутреннюю позицию школьника на основе поло- жительного от- ношения к школе; принимают образ «хорошего ученика | выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов, стремиться к фор- мированию адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами. | ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения | | Учебник рабочая тетрадь |
34 | Презентация проектов «Родной город (село), «Красная книга или Возьмем под защиту», «Профессия» | Знания: расширят и углубят свои знания по выбраннойтеме; Умения: научатся выступатьс подготовленным сообщением, отвечать на вопросы. Навыки: следуют правилам выступления перед аудиторией | Сохраняют внутреннюю позицию школьника на основеположительного от-ношения к школе; принимаютобраз «хорошего ученика»; демонстрируют самостоятельно сть и личную ответственност ь за свои поступки | Иллюстрировать своевыступление наглядными материалами; оценивать информацию (критическая оценкаоценка достоверности); интерпретировать, обобщать; построить рассуждения. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать сои достижения и достижения своих одноклассников. | аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощи | | |
35 | ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ -9 ЧАСОВ Строение тела человека | Знания: узнают, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему. Умения: научатся определять на своём теле места расположения внешних и внутренних органов. Навыки: осознать необходимость безопасного и здорового образа жизни | Имеют установку на здоровый образ жизни; проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам здоровьесберег ающего поведения | моделировать внутреннее строение человека; определять на муляже положение внутренних органов человека; извлекать из текста учебника информацию о строении и работе человеческих органов. | понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
36 | Если хочешь быть здоров | Знания: узнают, что необходимо для сохранения здоровья. Умения: научатся правильно строить режим дня, формулировать правила личной гигиены. Навыки: осо- знать необходимость следовать правилам безопасного и здорового образа жизни | Имеют установку на здоровый образ жизни; проявляют экологическую культуру: готов- ность следовать нормам здоровьесберег ающего поведения; самостоятельно сть и личную ответственност ь за свои поступки | составлять рациональный режим школьника; формулировать правила личной гигиены, выделять среди них те, которые должны быть у каждого человека собственными. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; дополнять правила ухода за зубами | проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы; вести устный диалог | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
37 | Берегись автомобиля | Знания: узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход. Умения: научатсяразличать ос- новные дорожные знаки, необходимые пешеходу, и объяснять, что они обозначают. Навыки: осо- знать необходимость соблюдения ПДД | Принимают об- раз «хорошего ученика»; проявляют самостоятельно сть и личную ответственност ь за свои поступки; имеют установку на здоровыйобраз жизни; осознают от- ветственность человека за об- щее благополучие | Моделировать сигналы светофора | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в по-знавательную (выбирать и отмечать фишками нужные дорожные знаки); предвосхищать результат.; осуществлять контроль и коррекцию. | Работать в группе,договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
38 | Школа пешехода | Знания: узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход. Умения: научатся соблюдать изученные правила безопасности. Навыки: осо- знать необходимость соблюдения правил дорожного движения | Принимают об- раз «хорошего ученика»; проявляют самостоятельно сть и личную ответственност ь за свои поступки; имеют установку на здоровый образ жизни; осознают от- ветственность человека за об- щее благополучие | учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством взрослых; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при освоении новых правил дорожной безопасности;заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать сои достижения на уроке. | : адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Практическая работа «соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
39 | Домашние опасности | Знания: узнают основные правила безопасного | Приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адапта- ции в динамично изменяющемся миреповедения в быту. Умения: научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; будут учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать её. Навыки: осо- знать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту | формулировать правила безопасного поведения в быту; моделировать их с помощью условных знаков; сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательностьдействий; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; оценивать свои действия во избежание опасностей. | формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
40 | Пожар | Знания: узнают, повторят и запомнят основные правила противопожарно й безопасности. Умения: научатся вызывать пожарных по телефону. Навыки: осо- знать необходимость соблюдения правил безопасного поведения дома | Имеют целостный, социально ориентированн ый взгляд на мир; проявляют самооценку наоснове критериев успешности учебной деятельности | характеризовать пожаро- опасные предметы; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС; | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить. | Проявлять адекватность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
41 | На воде и в лесу | Знания: узнают основные правила безопасного поведения на воде и в лесу, во время купания; повторят памятку «Чтобы не было пожара». Умения: научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых. Навыки: следовать правилам безопасного поведения на воде и в лесу | Проявляют самостоятельно сть и лич- ную ответственност ь за свои поступки; имеют установку на здоровый образ жизни; приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых; запомнить правила поведения на воде | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. | работать в паре: различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; строить понятные для партнёра высказывания; определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
42 | Опасные незнакомцы | Знания: узнают, когда незнакомые люди могут быть опасны; запомнят правила безопасного поведения с незнакомыми людьми. Умения: научатся предвидеть опасность, правильно действовать при контак- тах с незнакомцами. Навыки: выполнить вызов полиции по телефону | Принимают образ «хорошего ученика»; приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не созда- вать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в полицию и МЧС; освоить правила поведения в ситуациях, подобных описанным в учебнике; сочинять рассказ по аналогии с рассказами учебника. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвосхищать результат; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. | прогнозировать воз- никновение конфликтов при наличии раз- ных точек зрения; адекватно оценивать соб- ственное поведение и поведение окружающих; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | Умения: научатся оценивать свои достижения. Навыки: формулировать выводы из изученного материала; адекватно выполнить самооценку в соответствии с набранными баллами | Проявляют внутреннюю позицию школьника наоснове положительног о отношения к школе; принимают образ«хорошего ученика» | выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приемы | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; формироватьадекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения | | Учебник рабочая тетрадь |
44 | ОБЩЕНИЕ – 7 ЧАСОВ Наша дружная семья | Знания: узнают, что такое семья, семейные традиции; повторят правила поведения с близкими людьми. Умения: будут учиться оценивать характер взаимоотношени й людей в семье; научатся объяснять, что такое культура общения. Навыки: Формулировать выводы изученного материала | Выполняют самооценку на ос-нове критериев успешности учебной деятельности; проявляют этические чувства, прежде всего доброжелатель ность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эстетические потребности, ценности и чувства | моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; обрабатывать, анализировать информацию; сравнивать; устанавливать аналогии. | понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; строить понятные для партнёра высказывания; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; обращаться за | | Учебник рабочая тетрадь |
45 | Проект «Родословная» | Знания: узнают родословную своей семьи. Умения: научатся отбирать фотографии из семейного архива, составлять родословное древо своей семьи. Навыки: презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа | Приобретают навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | интервьюировать родителей о представителях старшего поколения; отбирать фотографии из семейного архива; использовать общие приёмы решения задач. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; различать способ и результат действия | бращаться за помощью; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | | Учебник рабочая тетрадь |
46 | В школе | Умения: научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; будут учиться оцениватьхарактер взаимоотношени й людей в школе. Навыки: оценивать с нравственной позиции формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе | Принимают образ «хорошего ученика»; проявляют самооценку на основе критериев успешностиучебной деятельности; имеют мотивациюучебной деятельности (социальная, учебно- познавательная и внешняя) | Моделировать ситуации общения на уроках и перемене; контролировать и оценивать процесси результат деятельности; устанавливать причинно-следственные связи. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
47 | Правила вежливости | Знания: узнают, что такое культура поведения и для чего она нужна. Умения: научатся правилам вежливости при об-щении со взрос- лыми и сверстниками. Навыки: постоянно использовать в речи «вежливые» слова в общении с од-ноклассниками, другими людьми | Воспринимают социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм; устойчиво следуют в поведе- нии социальным нормам; приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся в мире | моделировать ситуации общения, встречающиеся в различных жизненных обстоятельствах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рас- суждения; выполнять смысловое чтение. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
48 | Ты и твои друзья | Знания: узнают, что самое ценное в дружбе. Умения: будут учиться оценивать характер взаимоотношени й между сверстниками, совершать добрые и справедливые поступки; научатся формулировать правила этикета. Навыки: осознают необходимость культурного поведения в гостях | Воспринимают социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм; устойчиво следуют в поведе-нии социальным нормам; проявляют этические чувства, прежде всего доброжелатель ность и эмоционально- нравственную отзывчивость | моделировать правила поведения за столом; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при составлении правил поведения в гостях; оценивать информацию | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность дей- ствий; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. | разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; строить понятные для партнёра | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
49 | Мы зрители и пассажиры | Знания: узнают основные правила поведения в общественных местах; повторят правила поведения вшколе. Умения: научатся правильновести себя в зрительном зале, в общественном транспорте. Навыки: осознают необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах | Воспринимают социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм; устойчиво следуют в поведении социальным нормам; приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций- | контролировать и оценивать процесс и результатдеятельности; выбирать вид чтения в зависимости от цели; устанавливать причинно-следственные связи. | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
50 | Провери м себя и оценим свои достижен ия по разделу «Общени е» | Умения: научатся оценивать свои достижения. Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в ос- воении учебного материал раздела «Общение» | Имеют внутреннюю позицию школьника на основе положительног о от-ношения к школе; принимают образ «хорошего ученика»; проявляют этические чувства | выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои за-труднения | | Учебник рабочая тетрадь |
51 | ПУТЕШЕСТВИЕ -18 часов Посмотри вокруг | Знания: узнают, что такое горизонт и линии горизонта, какие бывают стороны горизонта. Умения: научатся различать и обозначать стороны горизонта на схеме. Навыки: анализировать текст учебника, работать со схемой | Приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; принимают образ «хорошего ученика» | сравнивать фотографии в учебнике; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; анализировать информацию. | понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. | работать в паре; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
52-53 | Ориентирование на местности | Знания: узнают, что такое ориентирование на местности. Умения: будут учиться ориентироваться по ком пасу. Навыки: осо- знать и применять правила поведения в природе- | Имеют внутреннюю позицию школьника на основе положительног о от-ношения к школе; приобрета ют начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций- | находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять сбор и обработку информации. | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; использовать речь для регуляции своего действия; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. | проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; предлагать помощь и сотрудничество; строить понятные для партнёра высказывания | Практическая работа в паре «знакомство с устройством компаса и правилами работы с ними; осваивать приемы ориентирования на местности | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь компас |
54 | Формы земной поверхности | Знания: узнают, какие формы земной поверхности бывают. Умения: научатся сравнивать по схеме холм и гору. Навыки: замечать и ценить красоту природы | Имеют целостный взгляд на мир, эстетические потребности, ценности и чувства; приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях | использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы; узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку с помощью учебника. | задавать вопросы; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь Физическая карта |
55 | Водные богатства | Знания: узнают, что составляет водные богатства нашей страны. Умения: научатся называть части реки. Навыки: замечать и ценить красоту русской природы | Проявляют эстетические потребности, ценности и чувства, экологическую культуру: готовность следовать нормам природоохран- ного, нерасточительн ого поведения, чувства со- причастности и гордости за свою Родину; воспринимают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гра- жданина России | использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы; узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока; классифицировать по заданным критериям (река, озеро, пруд) | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставлен- | формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; обращаться за помощью | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь Физическая карта России |
56 | В гости к весне. Экскурси я | Знания: уточнят знания о весенних изменениях в природе. Умения: научатся наблюдать за состоянием погоды; будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края, обобщать свои наблюдения. Навыки: правильно вести себя на улице зимой | Проявляют самооценку на ос-нове критериев успешности учебной деятельности; имеют целостный, взгляд на мир в единстве и разнообразии природы | осуществлять поиск, выделение, анализ и обработку необходимой ин-формации; наблюдать за природными явлениями во время экскурсии и на основе результатов наблюдений формулировать выводы; строить рассуждения | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в по- знавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на экскурсии. | определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль | Экскурсия | |
57 | В гости к весне | Знания: обобщат знания о весенних изменениях в природе. Умения: научатся замечать весенние изменения в природе и рас- сказывать о них. Навыки: работать с учебником; формулировать выводы на основе изученного материала | Проявляют самостоятельно сть и личную ответственность за свои поступки, экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранн ого, нерасточительн ого, здоровьесберега ющего поведения | осуществлять поиск и выделение необходимой информации, анализ и обработку информации, моделировать взаимосвязи весенних явлений в живой и неживой природе. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; осуществлять самопроверку | определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; работать в сотрудничестве со взрослыми для решения познавательных и учебно-практических задач | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
58 | Россия на карте. | Знания: узнают, что такое карта, как выглядит на карте наша страна. Умения: научатся правильно показывать объекты на настенной карте; освоят приёмы чтения карты. Навыки: осознают величие нашей страны | Испытывают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и ис- торию; осознают ответственность человека за общее благополучие | использовать знаково- символические средства, в том числе моде- ли и схемы обработки (определение основной и второстепенной информации) и интерпретации информации; сравнивать изображение на карте и глобусе | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять итоговый и пошаговый конт- | ставить вопросы; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь Физическая карта |
59 | Проект «Города России» | Знания: узнают новую информацию о городах России. Умения: научатся описывать выбранный город, показывать его на карте. Навыки: презентовать свой проект с демонстрацией фотогале- | Проявляют внутреннюю позиции школьника на основе положительног о от-ношения к школе; принимают образ «хорошего ученика»;роявл яют самооценку на основе критериев успешности | осуществлять поиск ин- формации в дополнительной литературе и Интернете; проводить анализ и обработку полученной информации. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. | распределять обязан- ности по выполнению проекта; презентовать проект с демонстрацией мультимедийной презентации, фотогалереи; слушать собеседника | | Учебник рабочая тетрадь |
60 | Путешес твие по Москве. | Знания: узнают, когда и кем была основана Москва, что такое план и как вы- глядит Москва на плане. Умения: научатся находить Москву на карте России, называть и описывать ос- новные достопримечател ьности столицы. Навыки: применять правила поведения в общественных местах | Испытывают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и ис- торию; осознают свою этническую принадлежност ь; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства | соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями; совершить виртуальную экскурсию по Москве; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; осуществ- лять итоговый и пошаговый контроль по результату. | ставить вопросы; задавать вопросы; строить монологическое вы-сказывание | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
61 | Московс кий Кремль | Знания: узнают, что значит Московский Кремль для каждого жителя России. Умения: научатся рассказывать о достопримечател ьностях Кремля и Красной площади. Навыки: применять правила поведения в об- щественных местах | Осознают свою этническую принадлежность; воспринимают социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм; ус- тойчиво следуют в поведении социаль- ным нормам; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства | извлекать из дополнительных источников информацию о достопримечательностях Кремля; сопоставлять облик современного Кремля с видами Кремля в прошлом; готовить сообщение. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выбирать действия в соответствии с постав ленной задачей и условиями её реализации; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.- | задавать вопросы, необходимые для организации собственной дея- тельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
62 | Город на Неве | Знания: узнают, чем замечателен город Санкт- Петербург, как он выглядит на плане. Умения: научатся показывать город на карте, описывать его достопримечател ьности. Навыки: работать с учебником | Проявляют эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательн ость и эмоционально- нравственная отзывчивость | рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательности; соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме исследовательского характера | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; применять установленные правила в планировании способа решения; предвосхищать результат. | предлагать вопросы к рассказу, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
63 | Путешес твие по планете. | Знания: узнают, как выглядит наша планета на карте мира, что такое океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты. Умения: научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. Навыки: осознание себя жителем планеты | Имеют целостный взгляд на мир; приобретают начальные навыки адаптации в ди- намично изменяющемся мире; имеют установку на здоровый образ жизни и реализацию её в реальном поведении и поступках | сравнение глобуса и карты мира; соотношение фотографий, сделанных на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира; установле- ние причинно-следственных связей | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить. | проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
64 | Путешествие по материкам | Знания: узнают об особенностях каждого материка. Умения: научат ся находить материки на карте мира. Навыки: готовить сообщения, выступать с ними перед классом | Проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природ ному миру, готовность следовать нормам природоохранн ого, нерасточительн ого, здоровьесберега ющего поведения | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; оценивать ответы одноклассников; узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровни усвоения. | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь Карта полушарий |
65 | Страны мира. Проект «страны мира» | Знания: узнают, какие карты называются политическими, а ка- кие – физическими; познакомятся с политической картой мира. Умения: научатся различать политическую и физическую карты мира, показывать на политической карте мира территорию России. Навыки: рассказывать по фотографиям | Приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, имеют целостный, социально ориен тированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий- | выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обрабатывать информацию; передавать информацию; оценивать информацию (критическая оценка, оценка | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; использовать установленные правила в контроле способа решения. | определять цели, функции участников, способы взаимодействия; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь Карта полушарий, физическая и политическая карта мира |
66 | Впереди лето | Знания: узнают о жизни насекомых и растений летом. Умения: научатся работать с ат- ласом- определителем. Навыки: применять в практической деятельности Правила друзей природы, правила безопасного поведения во время каникул | Проявляют экологическую культуру: ценностное отно- шение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранн ого, нерасточительн ого, здоровьесберега ющего поведения, эстетические потребности, ценности и чувства | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качест- во и уровня усвоения; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. | координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Путешествия» | Умения: научатся оценивать свои достижения. Навыки: формулировать выводы из изученного материала; применять в жизненной практике установку на здо- ровый образ жизни, реализовывать её в реальном поведении и поступках | Проявляют внутреннюю позицию школьника на основе положительног о от-ношения к школе, принимают образ «хорошего ученика», этические чувства, прежде всего доброжелательн ость и эмоционально- нравственная отзывчивость | выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач. | понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; проявлять адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | | Учебник рабочая тетрадь |
68 | Презентация проектов «Родословная» «Города России» «Страны мира» | Знания: расширят и углубят свои знания по выбранной теме проекта. Умения: научатся выступать перед большой аудиторией, представлять свою работу. Навыки: презентовать свою работу с демонстрацией наглядных материалов, мультимедийной презентации | Проявляют внутреннюю позицию школьника на основе положительног о от-ношения к школе; имеют мотивацию учебной деятельности (социальная, учебно-позна- вательная и внешняя); осуществляют самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | осуществлять рефлексию способов и условий действий; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема), обрабатывать, интерпретировать и передавать информацию. | преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно ис-пользовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. | определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |