СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционные игры сельских детей конца XIX – начала ХХ вв. (на примере сел Сухая Вязовка и Березовый Гай)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиционные игры сельских детей конца XIX – начала ХХ вв. (на примере сел Сухая Вязовка и Березовый Гай)»

Традиционные игры сельских детей конца XIX – начала ХХ вв.

(на примере сел Сухая Вязовка и Березовый Гай)

Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни. В детстве ребенок играет и веселиться, познавая, таким образом, окружающий мир. Все, что он не может совершить или объяснить в силу возраста, он может проиграть. Игра – это веселый, полезный урок, через который дети учатся общению со взрослыми и сверстниками, поведению в повседневной жизни. В ней отражался образ жизни, национальные традиции, идеалы чести, смелости, мужества и семейной жизни народа.

Детские народные пестушки представляют собой рифмованные приговоры, песенки или стихи, которые сопровождали первые месяцы жизни ребенка. Само название происходит от «пестовать» - заботиться, нянчить, воспитывать. Когда ребенок подрастал, пестушки постепенно переходили в потешки – веселые песенки, истории и стишки, сопровождаемые играми с пальчиками маленьких ручек и ножек. Такие игры позволяют ребенку чувствовать себя уверенно, знакомят со своим телом, укрепляют психологическую связь с мамой. Сочинялись они, чтобы отвлечь дитя во время переодевания, кормления и других дел. Иногда в них присутствовал урок, например, пестушки о птенчике-лентяе:

Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор,
Кашицу на стол.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печки не топил,
Каши не варил,
- Не будет тебе ничего!

(При проговаривании данной пестушки следует загибать пальцы у участников, либо прикасаясь к плечу сидящих подряд ребят, чтобы таким образом показать суть пестушки)

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

 

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Маленьким деткам в ручки было принято вкладывать так называемых пеленашек – кукол, сделанных из деревянных брусочков и обмотанных тканью. Такое действие тоже имело глубокий смысл – перекатывая куколку в руке, ребенок массировал пальчики, развивая, таким образом, мелкую моторику и мыслительные способности.

Тот, кто думает, что современные игры более глубокие и познавательные, обучающие и полезные, чем игры наших предков сильно ошибается. Русские народные игры, забавы сельских детей, загадки и потешки – кладезь мудрости и основа духовного развития. В игровой форме с раннего возраста ребенок обучался основным сельским занятиям и ремеслам. Например, могли проигрываться такие бытийные ситуации как посев и уборка льна, жатва и обмолот, и др.

Как говорилось выше, вся житейская мудрость, опыт предков в игровой форме передавались из поколения в поколение. Школы с ограниченным количеством предметов не могли научить практическим, жизненно важным вещам. Кроме того, далеко не все сельчане вплоть до конца XIX века имели желание отправлять всех своих детей в школы, ведь они были главными помощниками своим родителям. Не у всех были и возможности. К примеру, история сел нашего района знает случаи, когда на 3-5 детей в семье в зимний период были только одна – две пары валенок (в таком случае приоритет отдавался нуждам старших детей, либо дети ходили в школу по очереди).

Как происходил процесс приобщения к тайнам и загадкам своего народа у сельских ребятишек. Вот прекрасный пример: в селах многих губерний дети наблюдали свадебные обряды. После того, как праздник заканчивался, он начинался с самого начал только уже в других местах. Ребята собирались все вместе, приносили своих кукол и поделки. Затем в точности воспроизводили все моменты прошедшей свадьбы вплоть до количества приглашенных человек.

Наше знакомство с тайнами сельских забав начнем с устного творчества. Попробуем окунуться в жизнь наших предков, полную открытий. Возьмем, к примеру, загадки. Современные загадки сильно отличаются от тех, которые придумывали наши прадеды. Сегодня трудно представить, что ребенок 5 лет от роду может быстро найти ответ на них. Ребята и взрослые, которые их составляли, подмечали особенности сельской действительности, незаметные непосвященному человеку. Поэтому такие загадки увлекают и завораживают, заставляют задумываться.

  1. Взгляну я в окошко, раскину рогожку, посею горошку, положу хлеба краюшку. Всякий видит, да не всякий чует. Кому светло, кому темно, а мне голубо. Небо, звезды, месяц.

  2. Маленький крошка сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. Мак.

  3. Летел пан, на воду пал, воды не взмутил. Перо.

  4. Шла свинья из болота, вся исколота. Наперсток.

  5. Под лесом, лесом колесы висят. Девиц красят, молодцов пленят. Серьги.

  6. Под полом, полом ходит барыня с колом. Мышь.

  7. Скручен, связан, по избе пляшет. Веник.

  8. Летит зверек через Божий домок, сам с собой говорит: «Вот моя силка горит». Пчела.

  9. Мать толста, дочь красна, сын храбер, под небеса ушел. Печь, огонь, дым.

  10. Загадаю я загадку, брошу за грядку, в год пущу, годовик рощу. Хлеб.

  11. Шла свинья из овину, размыкавши сено по рылу. Вилы.

  12. Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун, два стеклышка в нем. Корова.

  13. Четыре ходоста, два бодоста, седьмой хлебестун. Корова, ноги, рога, хвост.

  14. Не солдатка, не вдова, не замужняя жена, много деток народила, Богу угодила. Пчела.

Одна из самых распространенных забав детей и молодежи России, как в селах, так и в городах, являлись бирюльки. В городских магазинах можно было приобрести специально сделанные наборы для этой игры, в которых были точеные деревянные фигурки. В сельских условиях этого не требовалось: в ход шли всевозможные подручные материалы (соломинки, палочки, камушки и тд.). Детское воображение дорисовывало все отсутствующие элементы. Название этой забавы переводится как «маленькая игрушка». В настоящее время выражение «играть в бирюльки» означает лентяйничать и «страдать» ерундой. Такое впечатление сложилось, потому что традиция этой игры уходит со временем. На самом же деле занятие это весьма и весьма занимательное и полезное: развивается мелкая моторика, внимательность, усидчивость и терпение.

Правила были простыми, однако играть в нее было сложно: «бирюльки высыпаются кучкой на ровную поверхность. Игроки специальным крючком поочередно вынимают по одной бирюльке, стараясь не пошевелить соседние. Пошевеливший соседнюю бирюльку передаёт ход следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока игроки не разберут всю кучку». Выигрывает тот, у кого накопилось больше всего деталей.

Подвижные игры были призваны научить сообразительности и находчивости, развить фантазию и смекалку. Со временем ребята изменяли правила игр, модернизировали их, придумывали новые. Игры росли и развивались вместе с детьми. Если ранний детский возраст сопровождался развивающими забавами, то подростковый предполагал показ своих лучших сторон (мастеровитости, работоспособности, умения петь и водить хороводы, применять смекалку), чтобы найти себе спутника жизни. Среди молодежи, которая начала женихаться и невеститься, были распространены поцелуйные игры. Однако большинство их поразили бы нас своей целомудренностью.

Множество подвижных игр в сельской местности обусловлено детским желанием постоянно двигаться, а также просторами: ведь улицы широкие, в центре села площадь, а за околицей – ширь русских полей. Самыми распространенными уличными потехами являлись «Кондолы», «Казанки», «Салки», «Городки», «Лапта», «Веревочка», «Казаки-разбойники» и тд. Одной из самых любимых игр села Сухая Вязовка Волжского района Самарской области была игра «Палочки». Правила ее придуманы сельскими ребятами. На камень кладется небольшая деревяшка, так, чтобы получились маленькие качели. На доску складывается 12-15 палочек, выбирается вожатый. Затем доска с силой качается одним из участников и палочки разлетаются, пока они летят, а вожатый затем их все собирает, остальные играющие разбегаются и прячутся. Вожатый, закончив сбор палочек и уложив их обратно на доску, начинает искать спрятавшихся. Однако доска с палочками остается в этот момент без его присмотра. Тогда кто-то смелый из остальных участников выбегает из своего укрытия и может палку вновь подбросить. Вожатому ничего не остается, как снова вернуться к доске, начать собирать палочки и водить. Если же удается кого-то найти, то водящим становится он.

В селах особое внимание уделяли праздникам народного и православного календаря. Всевозможные народные обряды сопровождались забавами и потехами. Мало кто знает, что самыми главными народными танцами являлись хороводы. Видов их было огромное количество, на каждый календарный праздник можно найти свой особенный хоровод.

Большая часть праздников народного календаря издавна была связана с обрядами и ритуалами, сильно отличающимися от православной традиции. Но со временем, благодаря просветительской деятельности Церкви и укоренению православия на Руси народные праздники наполнились христианским смыслом. Особое место в народной традиции занимают православные праздники. Их крестьяне ждали с большим нетерпением. Рождество и Пасха праздновались с размахом. Им предшествовали многодневные посты, во время которых даже песни на посиделках молодежи принимали грустные и тягучие ноты, а веселые и подвижные игры не приветствовались. Исключения составляли катания с гор для маленьких детей в деревнях и селах, но в некоторых губерниях и уездах старались воздерживаться от них. Календарные праздники весеннего и летнего периодов не позволяли надолго оторваться от работы, тогда как Святые дни или святки (дни от Рождества до сочельника Крещения) дают возможность общаться и веселиться, как говориться, от души.

До сегодняшнего дня сохранилась с древних времен традиция колядования на Рождество. Изначально это был славянский обряд посещения домов на праздники и пожелания благого будущего. Если подарки не устраивали гостей, то они могли пожелать хозяевам дома различные горести. С принятием православия и его укоренения на Руси Рождественские колядки превратились в посещения домов с целью прославления родившегося Богомладенца Христа. Пришедшие пели праздничный тропарь и специальные колядки.

  1. Господин, господа,
    Господинова жена,
    Двери отворите
    И нас одарите!
    Пирогом, калачом
    Или чем-нибудь еще!

  2. Рождество Христово весь мир празднует,
    Взрослые и дети поют радостно:
    {«Всему свету во спасенье
    Бог родился в Вифлееме!»} 2 р.

Принесём дары свои к вертепу:
Чистые сердца и песню эту.
{Пусть Рождественское чудо
С нами следует повсюду.} 2 р.

  1. Коляда, коляда,
    Накануне Рождества!
    Тетенька добренька,
    Пирожка-то сдобненька
    Не режь, не ломай,
    Поскорее подавай,
    Двоим, троим,
    Давно стоим,
    Да не выстоим!
    Печка-то топиться,
    Пирожка-то хочется!

За принесенную благую весть колядовщикам давали угощения. После веселых праздничных колядок молодежь постарше собиралась на посиделки и совместно угощалась всем, что наколядовали по отдельности.

С большим размахом праздновалась Пасха. На Руси ее называли праздников праздник, такие слова звучали в церковных песнопениях этого дня. В старину этот день, и всю последующую неделю проводили весело: ели приготовленные заранее пасхальные традиционные блюда (куличи, творожные пасхи), продолжали красить яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями. По сельской традиции яйца красили не только в красильную субботу, но и в другие дни Светлой седмицы, если это было необходимо. Даже на Радоницу (вторник после пасхальной недели) на кладбище носили крашеные яйца, чтобы похристосоваться с умершими родственниками.

Светлой седмицей называлась неделя после Пасхи. В отличии от святочной недели такие посещения не назывались колядование, они имели более мелодичное название - христосование. Говорилось, что идут славить Христа воскресшего. Всех встреченных в этот день и всех, в чей дом приходили ребята славить приветствовали словами: «Христос Воскресе». На это они мгновенно получали ответ: «Воистину Воскресе». Славельщики, в некоторых губерниях их называли волочебники, могли исполнять пасхальный тропарь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

После праздничного утра ребятня выбегала за село на так называемые яранки (в селах Волжского района Самарской области – это малая возвышенность, с которой снег сходил раньше всего, и земля здесь подсыхала) и устраивала здесь катание яиц, которое являлось самым любимым пасхальным развлечением.

Катание яиц – соревновательная игра, выигрывает тот, кто соберет больше всех яиц. «В каждом регионе образовались свои правила игры. Например, в Псковской области игрок скатывал крашеное яйцо по наклонной деревянной дощечке или некрутой горке и пытался сбить им другие яйца, стоящие внизу. Если участник добивался цели, то брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий, а неудачно скатившееся яйцо оставалось. Часто использовали деревянные искусно расписанные яйца, иногда специально для этого развлечения изготавливали целые наборы таких яиц. В «каталочки» до сих пор играют в некоторых регионах».

«Повсеместной игрой-забавой на Пасху было битье яиц. Самое простое — два яйца били друг об друга, причем бились обоими концами яйца. Острый его конец называли носочком, а тупой — пяткой. Сначала бились носочком, а затем пяткой. Если разбивались оба конца, то яйцо считали проигранным, и оно переходило к победителю, а если разбивался только один конец яйца, его делили пополам».

Праздничные, в частности игры Пасхальной недели и святок, не просто символичны и увлекательны, все они способствуют развитию внимательности и смекалки, ориентации в пространстве и тренируют координацию. Играли в них и дети и взрослые, часто даже целыми семьями.

Игра – это наша жизнь и наша история, только в очень сокращенном виде, трогательном и загадочном.