Тренинг по развитию коммуникативных навыков и умений по английскому языку для учащихся 10-11 классов
Пояснительная записка.
За последние годы требования к иностранному языку возросли. Современный выпускник школы должен быть готов к эффективной коммуникации, что позволяет ему проявить себя не только квалифицированным специалистом в своей области, но и уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде. Современный выпускник должен быть не просто учеником знающим, а учеником «умеющим». Поэтому развитие коммуникативной компетенции, культуры речи выходит на первый план при изучении иностранного языка.
Изучение английского языка в школе по ФГОС направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих и развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.
Преодоление коммуникативных проблем осуществляется через систему уроков и внеурочную деятельность. Эффективной технологией по развитию коммуникативных навыков и умений по английскому языку для учащихся 10-11 классов является тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг - интенсивное обучение с практической направленностью. В отличие от обучения в рамках образовательных программ, ориентированного на формирование системы знаний, обучение по методике тренинга направлено на развитие навыков, освоение участниками нового опыта.
Тема: Разговорный английский "На старт! Внимание!" Марш!"
Актуальность: английский – международный язык, один из официальных языков ООН. Он является языком международного общения в таких областях как политика, наука, техника, бизнес, культура, торговля. Английский – язык навигации, авиации, литературы, образования, современной музыки, международного спорта, туризма, программирования. 75% мировой корреспонденции ведётся на английском языке, 60% радиостанций вещают по-английски, более половины мировой периодики на английском, 80% информации по электронике хранится на английском языке. Ни для кого не секрет, что английский сегодня является самым распространённым языком мира. Имеется много причин, по которым люди изучают английский язык. Одна из них заключается в необходимости общаться письменно и устно с людьми, говорящими по-английски. Вы можете общаться с ними через Интернет или по почте. Английский совершенно необходим школьникам старшего возраста, т.к. является языком научных книг и журналов, что способствует расширению своих интеллектуальных и культурных горизонтов. В эпоху глобализации и расширения международного общения изучение английского языка приобретает особую значимость и открывает новые перспективы для подростка в учёбе, будущей карьере, отдыхе.
Целевая аудитория: 10-11 классы, ученики в возрасте 16-17 лет.
Программа тренинга разговорный английский развивает следующие навыки у участников:
Навык спонтанной речи
Овладение базовыми грамматическими конструкциями "Present Simple", "Past Simple", "Future Simple"/понимание основных грамматических правил
Формирование навыка правильного произношение английских слов и предложений
Развитие билингвистических навыков
Цель программы: сформировать у школьника следующие языковые компетенции:
речевая компетенция – развитие спонтанной разговорной речи
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культуру, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Тренинг построен по принципу активного обучения на опыте Дэвида Колбы. Данный метод, позволяет вовлечь участников в образовательный процесс, сформировать необходимые навыки быстрее и эффективнее, благодаря осознанному подходу к изучению английского языка. Осознанность участников достигается путем рефлексивных упражнений и методов развивающих дискуссий, где выводы делаются самими участниками, отсюда идет личная мотивация познавать и развиваться.
Программа тренинга, которая целостна и отвечает возрастным особенностям учащихся:
1 модуль. На старт! |
День | Тема |
1-й день | Знакомство. Правила. Диагностика уровня знаний. Мотивация на обучение. |
2 день | Рассмотрение временных категорий Present Simple, Past Simple, future Simple. Отработка навыка, говорения, письма. |
3 день | Рассмотрение категорий местоимение и вопросительные слова. Отработка навыка, говорения, письма. |
4 день 5 день | Рассмотрение категорий вспомогательные глаголы и предлоги. Отработка навыка, говорения, письма. Кулинарное шоу "Мировая кухня". Закрепление и отработка навыков на практике. |
2 модуль. Внимание! |
1 день | Знакомство. Правила. Рассмотрение категории модальные глаголы. Отработка навыка, говорения, письма. |
2 день | Рассмотрение категории союзы. Отработка навыка, говорения, письма. Числительные. |
3 день | Рассмотрение категории существительные. Употребление артикля. Отработка навыка, говорения, письма. |
4 день | Рассмотрение категории прилагательные. Время: дни, часы, минуты. Отработка навыка, говорения, письма. |
5 день | Ток-шоу с носителем языка "Мировые посиделки". У каждого участника есть шанс, пообщаться с иностранцем, рассказать о себе и услышать о культуре другой страны что-то новое. |
3 модуль. Марш! |
1 день | Знакомство. Правила. Рассмотрение категории наречия, местоимения. Фразовые глаголы. |
2 день | Рассмотрение временных категорий Present Continuous, Past Continuous, Future Continuous. Отработка навыка, говорения, письма. |
3 день | Рассмотрение временных категорий Present Perfect, Past Perfect, Future Perfect. |
4 день | Отработка навыка говорения, формирование спонтанной речи. Подготовка к финальной интеллектуальной игре "Я горжусь, что живу в России" . |
5 день | Интеллектуальная игра "Я горжусь, что живу в России" при участии носителя языка. Дискуссия по окончанию. |
Программа занятия 1 модуля "На старт!"
Вводная.
Свобода в общении возникает не от знания огромного количества слов, а от умения составлять даже из небольшого числа элементов большое количество комбинаций...Дмитрий Петров
1.Упражнение на знакомство
2.Внутригрупповые правила работы, регламент.
3.Диагностика уровня знаний участников
4. Мотивация на обучение
Флип-чарт, листы для флип-чарта, фломастеры, бейджы, проектор.
Категории времени в английском языке.
По статистике, 300-400 самых употребительных слов охватывают 90% процентов лексики, используемой в разговорной речи. Дмитрий Петров
1.Развивающая дискуссия на тему: Почему важно уметь разговаривать на английском языке? Сколько нужно знать, чтобы свободно разговаривать?
2.Интерактивная лекция - категории времени в английском языке
3.Устные, письменные упражнения на отработку изученного материала.
4. Рефлексия по сессии.
Флип-чарт, листы для флип-чарта, фломастеры, бейджы, проектор.
Местоимения и вопросительные слова.
Когда для лучшего запоминания мы записываем слова и предложения рукой, задействуется психомоторная память, что в разы повышает эффективность обучения... Дмитрий Петров
1.Развивающая дискуссия на тему языковой барьер. Почему возникает языковой барьер в межкультурном общении?
2.Интерактивная лекция местоимения и вопросительные слова
3. Устные, письменные упражнения на отработку изученного материала.
4. Рефлексия по сессии
Флип-чарт, листы для флип-чарта, фломастеры, бейджы, проектор.
Вспомогательные глаголы и предлоги.
Гораздо эффективнее заниматься изучением языка регулярно, даже по 5-10 минут, но каждый день, чем тратить на это много времени, но делать это от случая к случаю. Дмитрий Петров
1.Развивающая дискуссия на тему: Как я могу совершенствовать свой навык общения на английском языке?
2.Интерактивная лекция "Вспомогательные глаголы и предлоги"
3. Устные, письменные упражнения на отработку изученного материала.
4. Рефлексия по сессии
Флип-чарт, листы для флип-чарта, фломастеры, бейджы, проектор.
Мировая кухня.
Базовый уровень освоения языка создает прочный фундамент для дальнейшего обучения. Чтобы расширить и закрепить свои познания полезно всё, даже готовить обед с иностранцем... Дмитрий Петров
1. Знакомство с носителем языка.
2. Совместное приготовление обеда, под руководством носителя языка. Носитель языка - шеф повар, участники - помощники шеф-повара.
3. Дегустация, общение на английском языке.
4. Рефлексия по сессии
Флип-чарт, листы для флип-чарта, фломастеры, бейджы, проектор. Ингридиенты для салата «оливье», «под шубой», мини- плита, столовые приборы, кухонные приборы.
Тренинг предполагает применение парной и групповой работы.
Принципы групповой работы:
1. Общение по принципу «здесь и теперь» - данный принцип ограничивает работу группы событиями, происходящими «здесь и теперь», т.е. в данной группе, в данный момент.
2. Принцип персонификации высказываний - означает право высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается здесь и сейчас.
3. Принцип акцентирования языка чувств - избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных достояний.
4. Принцип активности - активность как норма поведения в тренинге подразумевает реальную «включенность» в интенсивное групповое взаимодействие каждого члена группы.
5. Принцип доверительного общения — искренность, открытое выражение эмоций и чувств.
6. Принцип конфиденциальность — суть принципа сводится к рекомендации не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы. Иначе, вся личностная информация, полученная на тренинге, остается между его участниками.
7. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает наиболее продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. работает постоянный состав участников и нет постоянного притока новых членов на каждом занятии.
8. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного и полноценного межличностного общения во время занятий группы.
9. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя эффективность их воздействия на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, т.е. осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
10. Принцип самодиагностики, т.е. постоянное самораскрытие участников, осознание и четкое формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности.
11. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят и не следует требовать этого от участников.
Рассмотренные принципы (правила) рекомендуется принимать к действию в тренинге только после обсуждения с участниками группы.
Задания для самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению учащихся:
Метод “Mind–Map”- запись мыслей, идей. Тема находится в центре. Идёт поток идей, которые фиксируются. Данный метод схож с методом Cluster в критическом мышлении. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Данный метод использую при закреплении материала, систематизации, введении в тему урока, контроле, а также при сборе необходимого языкового материала.
Например, в центре листа пишется тема, от которой отходят ветки, где пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающие центральную идею.
Применение данного метода позволяет организовать индивидуальную и групповую работу, осуществлять дифференцированный подход, умение использовать справочную литературу.
При изучении правила Present Perfect даю обучающимся предложения, небольшие отрывки из текста, а также прослушать отрывок из песни “Lady in red”, в которых присутствует данное правило. Задача учащихся состоит в том, чтобы найти грамматические закономерности и постараться сформулировать грамматическое правило. Такая работа способствует развитию самостоятельности у учащихся и повышает заинтересованность.
Обучающиеся выражают свои собственные идеи в виде презентаций, плакатов, открыток и так далее. На уроке в 8 классе по теме «Безопасность» обучающиеся разработали свои правила безопасности дома, на улице и в офисе. Результат проекта был представлен в форме плаката одноклассникам. При работе над творческим проектом я направляю и регулирую процесс работы.
При закреплении глагола “mind”, я раздала обучающимся 15 карточек с мини-ситуациями. Один обучающийся видит написанную на карточке ситуацию, которую он должен озвучить, второй обучающийся должен ему ответить используя данный глагол. После ответа происходит обмен карточками. Обучающиеся могут работать не только с соседом по парте, но и свободно передвигаться по учебному кабинету.
Situation 1: This morning you arranged to go out with a friend, but now you want to stay at home. What do you say to your friend?
Response: I am sorry, but I have changed my mind.
Situation 2: You are outside a cinema, and your friend can’t decide which film to see. The film start in two minutes! What do you say?
Response: Hurry up and make up your mind!
Situation 3: You are going to San Francisco on holiday. A friend went there last year and recommends a good place to stay near the airport. What do you say?
Response: Thanks, I will keep it in mind, и так далее.
4. Обучающимся предлагаются полезные фразы для пересказа истории и для ее сравнения.
Задание: Tell a story from two points of view. You are going to listen to two different accounts of what happened. Work in groups.
Group A: Listen to Bill’s version of what happened.
Group B: Listen to the old lady’s side of the story.
Listen as many times as necessary in order to be sure of details. In groups, discuss briefly what you think happened to Bill.
Обучающиеся слушают краткий пересказ истории, находят разницу и другую упомянутую ситуацию, записывают. В заключении отвечают на вопросы: Whose side of the story do you believe? Were the police right to arrest Bill and his friend? What do you think happened next?
На данном этапе происходит многообразие точек зрения на поставленную проблему.
Технологии активного игрового взаимодействия совершенствования коммуникативных навыков учащихся:
Больший интерес у учащихся вызывает игра, если принимают участие в игре не только учащиеся, но и непосредственно учитель. В процессе урока учителю лучше выбирать второстепенную роль, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством учителя. На уроке я иногда выступаю в роли статуи, туриста и т.д. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым, а учитель только вносит коррективы в работу.
В 10-11 классах при проведении тренинга можно использовать драматические игры для творческой интерпретации.
Основной методической целью данных упражнений для творческой интерпретации является закрепление общения, выработка у школьников способности переносить уже имеющийся навык владения устной речью на новые ситуации.
Игра.
Учитель говорит несколько коротких диалогов, состоящих из двух реплик, например:
- Where is my toothbrush?
- How do I know!
- I have just got back from Kiev.
- Oh, have you?
Каждая реплика (половина диалога) записывается на отдельной карточке. Все карточки перемешиваются, и раздаются учащимся. Ученик, получивший свою карточку, запоминает свою реплику. Переходя от одного учащегося к другому, он отыскивает того, кто называет ему вторую часть реплики диалога. Они вместе садятся за парту.
После того как все сели за парты, учитель предлагает ребятам парную работу: обдумать и объяснить, где и при каких обстоятельствах мог произойти их разговор (at the theatre duringthe performance; at a bus stop while waiting for a bus). Можно устроить соревнование, кто назовёт больше обстоятельств, при которых мог состояться тот или иной диалог. Школьники открывают для себя,*что один и тот разговор мог произойти при самых различных обстоятельствах.
Затем учитель может либо закончить работу, либо продолжить её, предложив учащимся придумать начало и конец диалога.
Можно разделить участников на нужное количество групп и приготовить нужное количество карточек, на которых записаны фрагменты диалогов. Варианты микро диалогов для учащихся:
- Thank you very much.
- Do not mention it.
- Can you tell me the way to the museum?
- The museum is on the right.
Can you give me an interesting book, please?
If you like faire-tales, you can take "Mary Poppins" by P.L. Travers.
What kind of books do you usually read? I like to read the books on art.
Do not you like football?
I like to watch football matches, but I do not play.
Are you interested in sports?
Well, I do not like watching other people play.
Задания на всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе:
"Три имени"
Назначение:
- развитие саморефлексии;
- формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
"Хвастовство"
Назначение:
- создание условий и формирование навыков самораскрытия;
- совершенствование навыков группового выступления.
Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). "Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе".
На выступление отводится - 1 минута.
По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.
Упражнение «Интонация»
Цель: коррекция замкнутости.
На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции на английском языке. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.
"Всеобщее внимание"
Назначение:
- развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения,
- формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится - 15 минут.
Методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями:
№ 1 п /п | Этапы деятельности педагога | Содержание этапа | Цель этапа | Методы |
1 | Диагностический | выявление и фиксирование факта наличия препятствия (проблемы). | Создание условий для осознания учеником сути преграды (проблемы) | Общий анализ, вербализация проблемы учеником. |
2 | Поисковый | Совместный с учеником поиск причин возникновения препятствия, возможных последствий ее сохранения или преодоления | Принятие учеником ответственности за решение проблемы | Совместное прогнозирование, совместное моделирование жизненных ситуаций, обсуждение преимуществ выбора, сделанного учеником |
3 | Проектный | Проектирование действия педагога и ученика по решению проблемы | Составление плана решения проблемы, распределение действий на добровольной основе | Совместное проектирование действий, метод альтернатив, метод инициирования |
4 | Деятельностный | Самостоятельные действия ученика | Формирование позиции устойчивости или отказа от избранного пути | Одобрение позиции, расшатывание позиции |
5 | Рефлексивный | Совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих действий, констатация фактов решения или не решение проблемы для ее переформулировки | Осмысление учеником и педагогом новых вариантов самоопределения | Самоанализ самооценка, |
Эффективная коммуникация с учащимися и другими учителями для реализации педагогической поддержки школьников является основой успешности проведения тренинга.
Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. Постановки позволяют осуществить перенос учебных знаний в ситуации, где организуется свободное общение. Еще одним методом совершенствования коммуникативных навыков и преодоления «языкового барьера» является непосредственное «погружение» в англоязычную среду. В рамках тренинга запланирована встреча с носителем языка.
Необходимые материалы для индивидуальных и групповых упражнений: кабинет английского языка; интерактивная доска; флип-чарт, листы для флип-чарта, фломастеры, бейджы, проектор, компьютер.
Подведение итогов тренинга учителем и учащимися:
Рефлексия для ученика | Рефлексия для учителя |
12.«Рефлексивный экран» Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…) 2. Было интересно… (… was interesting to me) 3. Было трудно… (…. was difficult for me) 4. Я выполнял задания… ( I did exercises …) 5. Я понял, что… (I have understood that …) 6. Теперь я могу… (I can …) 7. Я почувствовал, что… (I felt that …) 8. Я приобрел… 9. Я научился… (I have learnt to …) 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… (I will try to …) 13. Меня удивило… (…surprised me) 14. Урок дал мне для жизни… 15. Мне захотелось… (I would like to ….) | Учитель составляет небольшой рассказ о каждом участнике тренинга, используя изученные материалы. |
Для тренинга наиболее удобной формой является урок, поскольку учитель определяет количество и характер упражнений, выполняемых учениками, а также наблюдает за их выполнением, предупреждая и исправляя ошибки.
Из того факта, что обучение иностранному языку построено на строго ограниченном языковом материале, вытекает необходимость тщательной работы над ним, включающем проверку качества его усвоения, т.е. контроль. Почти любое тренировочное упражнение, выполняемое устно, вслух или письменно, дает основание судить о качестве выполнения и может быть, следовательно, использовано как контрольное. Итак, мы исходим из того, что язык - это средство коммуникации, поэтому конечной целью обучения иностранному языку является не только определенный запас слов и выражений, но и коммуникативная компетенция.
Список источников:
1. Н.Д.Гальскова. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. -2-е изд., перераб., и доп.-М.: АРКТИ, 2003.
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 2001.
3. Е.И. Пассов. Коммуникативное метод обучения иноязычному говорению. -2-е изд., М.: Просвещение, 1991.
4. Е.Н.Соловова. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов пед. вузов и учителей: - М.: Аст: Астрель, 2008.
5. С.В.Скворцова «Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся в обучении иностранным языкам».
___
9