Трудовое воспитание в коррекционной школе.
Одной из задач специальной коррекционной школы является трудовое воспитание обучающихся, которое должно быть целостной системой формирования личности воспитанников с нарушением интеллекта. В труде формируются моральные качества, мотивы поведения, мировоззрение, познавательная деятельность, воспитывается характер и сила воли. Школа должна готовить обучающихся к сознательному и активному труду.
Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных, воспитательных, образовательных задач специальной (коррекционной) школы.
Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания обучающихся с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Включаясь в трудовой процесс, воспитанник меняет свое представление о себе и об окружающем мире. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение воспитанника.
На протяжении всей истории организации педагогической работы с обучающимися с ОВЗ вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики. Прежде всего, рассматривалась роль труда, как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т. е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ.
Как и массовая школа, специальная (коррекционная) школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности.
Следует отметить, что коррекционная школа имеет еще свои специфические задачи. А именно - коррекция недостатков общего психического развития школьника с ОВЗ. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей - обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений.
Одной из главных задач трудового обучения и воспитания в коррекционной школе является формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
Цель трудового воспитания - подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в социуме.
Обучающемуся с ОВЗ, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание педагога. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности.
Следует иметь в виду, что важность учения, его пользу и значимость для общества можно достаточно полно осознать лишь с позиций будущего, с точки зрения той роли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности учащегося по окончании школы.
Психолог Зенков Л. В. (1953) отмечает, что такое осознание дается ученику с ОВЗ с большим трудом, даже при очень хорошей постановке воспитательной работы в школе. Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый результат: поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.
Формы организации трудового воспитания могут быть самыми различными, но их осуществление связано с тремя видами трудовой деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждая из которых способна при правильной организации корректировать личностное развитие обучающего.
Так, например, систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности, как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У детей формируются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение учащихся в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.
Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в классе ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в рабочей комнате, мастерской, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в детей - уверенность в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата. В процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей с ОВЗ. Когда детям удается сделать нужную вещь правильно, они испытывают огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.
В процессе трудовой деятельности формируется целенаправленность и самостоятельность. Возможность сделать вещь привлекает, захватывает ученика. В системе трудового воспитания важную роль играет воспитание трудолюбия. Важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них желание преодолевать эти трудности. Достигается это сочетанием практической деятельности учащихся с систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы о труде, экскурсии на производство. Рассказы учителей, воспитателей о труде, наблюдения учащихся за трудовой деятельностью, а главное - участие в ней, формируют трудовую мотивацию, ценностное отношение к трудовой деятельности, желание трудиться и трудолюбие.
В специальной (коррекционной) школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.
Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в доме.
Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд. Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе.Так, например, специальное внимание на уроках ручного труда уделяется воспитанию у учащихся с ОВЗ: обдумывать задание, прежде чем приступать к его исполнению.
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Этот труд, как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.
Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы со школьниками с ОВЗ, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.
Известно, что воспитанники с ОВЗ слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки.
Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду.
Значительное место в общественно - полезном труде школьников во внеурочное время занимают работы по содержанию в порядке школьного имущества, по обеспечению сохранности книг и учебников, по благоустройству территории школы-интерната, уходу за деревьями, кустарниками.
Задача воспитателей и учителей - воспитать у детей любовь к этой работе, чувства ответственности за ее выполнение.
Трудовое воспитание в условиях специальной школы носит не только обучающий и воспитывающий характер, но оно имеет коррекционную направленность.
Трудовая деятельность:
- способствует развитию коррекции дефектов в личностном развитии ребенка с ОВЗ;
- формирует волевую и эмоциональную сферы;
- вырабатывает социально - значимую мотивацию;
- подготавливает ребенка к будущей профессиональной деятельности;
- осуществляет его социальную адаптацию.
Организация трудового воспитания ребенка с ОВЗ сложна в силу его психо -физиологических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся.
У воспитанников в процессе трудового воспитания формируются и развиваются такие социально - значимые личностные качества, как коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, практичность, самостоятельность, организованность, сопереживание окружающим.
В процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда ученик получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Таким образом, коррекционная направленность трудового воспитания в специальной школе, позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие учащихся, формировать и развивать у них положительные, социально- значимые личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в школе, как работа с учащимися внутри класса, так и общешкольные мероприятия.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка.