муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» города Смоленска
Методическая разработка
«Цикл организованной деятельности по психогимнастике
на основе авторских сказок о белочке Летяге:
1. «Как белочка Летяга себе домик искала»
2. «Зимние забавы белочки Летяги»
3. «Белочка Летяга встречает Весну»
Авторы:
Учитель-дефектолог Трофименко Наталья Владимировна
Педагог-психолог Башмакова Екатерина Викторовна
Воспитатель Николаева Елена Владимировна
Пояснительная записка
В настоящее время Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет задачи социального развития, в том числе «усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные и моральные; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками….». Особенно это актуально для воспитанников - детей с ОВЗ с задержкой психического развития. Они чаще других испытывают трудности не только в коммуникативном плане, но и в социальной адаптации. В частности О.В. Защиринская отмечала ряд особенностей: «…эпизодический характер взаимодействия, несогласованность совместных действий, непонимание эмоциональных состояний партнера по общению и слабый контроль собственных эмоциональных реакций. Все эти факторы в совокупности часто ведут к социальной дезадаптации». Все это указывает на то, что воспитанникам с ЗПР необходима коррекция и развитие социально-коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Поэтому мы решили использовать психогимнастику для решения этих задач. Помимо этого у детей с ЗПР развитие психических процессов находится на низком уровне, а психогимнастика помогает активизировать все психические процессы: воображение, внимание, память, восприятие, мышление. Кроме того психогимнастику можно использовать для любого возраста – и для младших и для старших дошкольников. Также большинство воспитанников с ЗПР имеют различные речевые патологии, что затрудняет общение. В психогимнастике можно выражать чувства и эмоции без речи, что тоже облегчает общение и взаимодействие. Так же это эмоциональная разгрузка, так как эта категория детей имеет нервно-психические отклонения.
На основе упражнений по психогимнастике О.В. Чистяковой и Алябевой Е.А. в подготовительной группе компенсирующей направленности для воспитанников с ЗПР реализовывается проект «Развитие социально-коммуникативных навыков посредством психогимнастики». В рамках этого проекта педагогами группы был написан цикл авторских сказок о белочке Летяге, по экологическому воспитанию и ознакомлению с животным миром Смоленской области, занесенным в Красную книгу - 1. «Как белочка Летяга себе домик искала», 2. «Зимние забавы белочки Летяги»,3. « Белочка Летяга встречает весну».
Для лучшего восприятия произведений мы решили разработать комплекс упражнений по психогимнастики выстроенных на основе сюжета сказок.
Также сказка«Как белочка Летяга себе домик искала» была поставлена в театре теней воспитанниками группы. Методики психогимнастики и театрализованной деятельности тесно взаимосвязаны, так как дети проиграли эмоции и переживания в этюдах по психогимнастике, подготовленные к этой сказке, и им уже легче играть с тенями и проговаривать монологи и диалоги. В методической разработке представлены этюды и игры, разработанные на основе упражнений из пособия М.И. Чистяковой и имеют свое название сообразно тематике занятия. С большинством игр и этюдов из этого пособия дети знакомились на других НОД по речевому, познавательному и социально-коммуникативному развитию. (Методические рекомендации представлены в приложении №1)
В структуру организованной деятельности по психогимнастике входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.
Разминка.
Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
Содержание: несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.
Гимнастика.
Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.
Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций — мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.
Экспрессия педагога при показе упражнений необходима, она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Необходимо помочь уловить точность области ощущения своими прикосновениями к ребенку: взяв за руку, встряхнув — «расслаблена ли?», погладив спинку — «где напряжение?», подтолкнув, проверяя устойчивость и т.п. Образы фантазии сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.
Упражнения можно повторять, но не более двух минут, в зависимости от упражнения и возраста детей.
В психогимнастических упражнений соблюдено чередование и сравнение противоположных по характеру движений: напряженных — расслабленных; резких — плавных; частых — медленных; едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний; вращений тела и прыжков; свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.
Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением. Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.
Во время занятия по психогимнастике все дети успешны: правильно все, что они делают, делая все по-своему, как могут.
Эмоции.
В сюжет занятия включены упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.
Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций; анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций.
Этюды можно повторять два-три раза.
Общение.
Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.
В упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.
Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.
В тренинге обязательно участвуют все дети.
Поведение.
Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.
Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения.
Завершение.
Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Осваивать все этапы или отдельные части психогимнастики можно постепенно, включая в утреннюю гимнастику или на разных видах занятий, в повседневной жизни.
Между второй и третьей частями обычно делается перерыв или «минутка шалости», во время которого дети предоставляются сами себе.
У дошкольников в группе должно быть не более шести воспитанников. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети.
Организованная деятельность по психогимнастике
на основе авторской сказки «Как белка – Летяга домик искала».
1. Разминка
Ребята, хотели бы вы сейчас попасть настоящий лес, и познакомиться с его обитателями?! Тогда отправляемся в путешествие. Закройте глаза (дети закрывают глаза ладошками и на счет три открывают) - раз, два, три – открываем… Звучит запись звуков леса. И вот мы очутились в светлом сосновом бору недалеко от Хрустального озера. Осмотритесь вокруг, вдохните свежий, чистый воздух соснового леса (оглядываются, прислушиваются, вдыхают чистый лесной воздух).
Ой, ребята, посмотрите наверх, что это за необычный зверек, похожий на белку и на летучую мышь. Покажите, какая она маленькая, помещается в ладошках. Ого, она умеет летать. Раскройте руки в стороны (раскрыть руки и немного покачиваться в стороны), как будто мы летим вместе с белкой.
За это все в бору стали называть его «белочкой-Летягой». Днем она спала вот так (руки согнуты в локтях и прижаты к груди, кисти собраны в кулачки под подбородком, голова наклонена к плечу), а к вечеру искала пропитание, она летала с ветки на ветку, ведь она Летяга. Давайте поиграем с белочкой.
Игра «Высоко-низко» (развитие внимания, пространственных ориентировок). Я буду называть предметы, которые мы можем увидеть в лесу. Если они находятся высоко, вы подпрыгивайте и поднимаете руки вверх, к небу, если внизу, вы приседаете на корточки и касаетесь руками земли (небо, белки, лисица, муравьи, шишки на елке, медведь, летучая мышь, шишки под елкой, дятел, синица, нора, дупло).
В один прекрасный осенний день озеро начало покрываться тонкой корочкой льда, Летяга решила сделать запасы на зиму, как делали остальные животные леса. Но, сразу же возник вопрос: «Куда складывать припасы?» Решила Летяга найти себе домик. Давайте и мы отправимся вместе с белочкой и посмотрим, какое жилище она себе найдет. Но прежде чем мы двинемся в путь, я хочу у вас спросить, какой домик можно найти в лесу?
Дети делают предположения и делятся своими знаниями. Ну что, пора узнать, какой дом найдет себе белочка Летяга.
И вдруг, на соседнем дереве она увидела птичье гнездо. Обитатели его уже собрались в тёплые края, и оно было свободно.
Гимнастика
Напряжение, наклоны
Летяга решила насобирать сосновых шишек. Давайте мы ей поможем. Будем складывать их в корзинки. Дети наклоняются и имитируют собирательные движения. Молодцы, сколько шишек насобирали, устали, и белочка устала, свернемся как зверек клубочком и отдохнем, в новом домике.
Расслабление.
Дети садятся, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди, руки обнимают колени, голова лежит на руках, глаза прикрыты. И довольная белочка-Летяга задремала.
Напряжение
Как вдруг, хмурая осенняя тучка закрыла собой солнышко и разразилась она мелким, холодным, грустным дождиком. Бодрящие капельки дождя разбудили и ребят и Летягу. От холода, дождя и сильного ветра белка бросилась прочь из уютного гнёздышка. Ребята, вставайте, нужно убегать от дождя и искать убежище. (Дети резко поднимаются, и сильно напрягая руки, согнутые в локтях (поза бегуна) имитируют бег на месте). А белка поскакала по сосновым, упругим веточкам в поисках нового домика. Молодцы, быстро бежали, устали.
И вот на берегу Хрустального озера Летяга увидела Бобра и попросила его показать, в каком домике он живёт. Бобр был очень гостеприимным и пригласил её к себе в гости.
Расслабление
Легко на носочках, семенящими шажками, руки расслаблены, болтаются, как веревочки. Ребята, давайте, и мы поспешим за радостной белочкой. Быстро перебирая лапками, засеменила она за бобром.
Напряжение
Ой, ручей, белочки плавать не умеют, но умеют хорошо прыгать. Прыгайте за мной по камушкам, не оступитесь, будьте внимательны, спинка ровная, ноги напряжены, как у белочки. Вот и дом бобра. Ну что вперед!
Расслабление
Но оказалось, чтобы войти в хатку, нужно нырнуть под воду. А наша странница умеет планировать, а не плавать. Разочарованная Летяга медленно поплелась назад в лес в поисках домика на зиму. Ножки расслаблены (Шаркающая походка), руки болтаются как «веревочки», плечи и голова опущены.
Замирание
Вдруг в бору всё затрещало, зашумело! Какой-то шорох! Кто же там в кустах? Прислушайтесь, замрите, вытяните шейки. Тшшшш. Втяните головы. Вроде никого. Давайте еще раз послушаем. На лесную тропинку вывалился большой, мохнатый Мишка.
Напряжение
Испугалась наша белочка-Летяга и спряталась в малиннике. Свернулась клубочком, нос в лапки спрятала, почти не дышит. Ребята, прячьтесь.
Медведь искал ягодки малинки. Но, всё напрасно. Осень на дворе. Пора Мишеньке в зимний сон впадать. Махнул Медведь лапой с досады, пойду укладываться на зиму спать. Открыл вход в берлогу, и устроился на своей постельке из мха, лапника, папоротника.
Расслабление.
Давайте, посмотрим, ушел медведь или нет? Проследим за ним, потихоньку на носочках (Повторяется напряжение-расслабление.) Сели, руки, ноги раскинули, рукой вытерли пот со лба. Уф, наконец-то он уснул. А белочка подумала, что берлога ей не подойдет, не хочет она всю зиму проспать.
«Минутка шалости» (Свободное передвижение)
Весело резвилась наша белочка-Летяга на лесной тропинке, почувствовав себя свободной, как та птичка-Синичка, что порхала над ней высоко в небесах. (Свободное передвижение на мячах). И мы, как птичка и белочка свободно прыгаем, не сталкиваясь друг с другом, двигайтесь в разных направлениях. Нам весело и легко. Играет подвижная легкая музыка.
3. Общение Эмоции, смелости, страха, досады.
Играясь с осенней разноцветной листвой, она неожиданно встретила рыжую красавицу лису. Она немного похожа на меня, подумала белка, такая же рыжая, с пушистым хвостом. Интересно, какой у нее домик, может и мне подойдет. Но не успела она вступить на порог домика лисички, как маленькая птичка начала быстро махать крылышками и звонко щебетать. Это была её знакомая Синичка. Она пыталась всеми силами защитить от беды и всячески отвлекала Лису.
Посмотрите, как синичка машет крылышками, тревога и смелость ее в глазках. Давайте и мы поможем синичке (показывают и произносят слова) - «Беги! Беги! Опасно! Лиса – хищница! Она тебя съест!». Видите, как испугалась глупышка Летяга, лапки затряслись, губки задрожали, ушки прижала, головку в шейку втянула (показывают). Мгновенно вскарабкалась она на ель и только тут немного успокоилась.
Посмотрите, как раздосадована лисица, она щелкает зубами, ходит кругами около ели, в глазах злость и досада, угрожающе размахивает передними лапками (показывают). И тут Летяга догадалась, что надёжное укрытие можно найти только высоко на дереве.
4. Поведение
Проявление сочувствия, заботы.
И тут она услышала перестук «тук – и – тук». Какая-то птичка клювом стучала по дереву. «Что ты делаешь?» - поинтересовалась белочка – Летяга. «Зачем ты бьёшься головой о дерево?» - тебе, наверное, очень больно? Кто тебя обидел? Давай я тебя пожалею, пощупаю твою головку, нет ли у тебя жара? Дети разбиваются на пары и повторяют движения белочки. «Как тебя зовут?» «Я Дятел – трёхпалый. Спасибо тебе за заботу, но так я добываю насекомых. «Уважаемый Дятел – трёхпалый сделайте мне домик для зимовки. «Милая крошка, посмотри, на соседнем дереве есть дупло. Там можешь поселиться,
Предложение помощи. Вежливость.
Летяга была в восторге и ловко нырнула в круглое отверстие. А тут другие жильцы, целая стайка! Две сверкающие бусинки смотрели на белочку. «Я белочка – Летяга, а ты кто?» «Приятно познакомиться, я летучая мышь - Ушан обыкновенный. Ребята, мы тоже можем встретить в лесу незнакомых зверей. Давайте будем вежливыми. Дети проговаривают и изображают знакомство. «Зачем ты к нам пожаловала?». «Я ищу себе безопасный домик, чтобы перезимовать. Видимо я опоздала!» - расстроилась белочка.
Ребята, что же делать? Давайте поможем найти другой домик! Как мы будем предлагать свою помощь? Что может сделать Ушан для белочки? Воспитанники предлагают варианты. Молодцы. И Ушан предложил найти другое безопасное место.
И вот они добрались до старой ели, в которой летучая мышь показала лаз в дупло. Поблагодарив и попрощавшись, белочка юркнула в свой домик и уснула.
5. Завершение
Путешествие закончилось, белочка нашла себе уютный домик и отдыхает, мы тоже устали и нам пора возвращаться в группу. Давайте как сухие осенние листики, гонимые еще теплым осенним ветерком, полетим легко и спокойно по музыку (дети произвольно кружатся под легкую музыку). Как только я хлопну три раза ладоши, мы превратимся в детей и окажемся в группе.
Приложение 1
Методические рекомендации
В процессе организованной деятельности воспитанники усваивают некоторые понятия, связанные с переживанием основных эмоций и некоторые представления, оценивающие личностные качества человека.
Организованная деятельность построена на основе четырех этапов.
1 этап. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, (радость, удивление, интерес, гнев, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (досада, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2 этап. Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Этап носит психопрофилактический характер.
3 этап. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 этап. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.