СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчет на тему:"Проектно-исследовательская деятельность младших школьников" Обобщение опыта Климовой А.Ф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На родительском собрании познакомила родителей с технологией проектной деятельности. Затем на интерактивной доске показала образцы проектов.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет на тему:"Проектно-исследовательская деятельность младших школьников" Обобщение опыта Климовой А.Ф.»



Творческий отчёт

по методической теме:

«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»





Климовой Антонины Федоровны

учителя начальных классов

МОУ Львовская СОШ №4

2018-2019учебный год

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение.

В течение трёх лет я работаю над проблемой развития творческого мышления на уроках.



Применяя технологию проектной деятельности в обучении, я добиваюсь следующих целей:

- воспитание уч-ся, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

- развитие критического мышления.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности.

Исследовательскую работу начала в 4 классе. Своих учеников и родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов. Создала памятку для родителей.

Каждый ученик изучал то, что интересно для него и значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им были интересны темы космоса, природные явления.

Целью своей работы определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

Ученики моего класса - это юные таланты, которые отличаются не только высокими способностями по тем или иным предметам, но и уверенностью в себе, сильной волей, высокими моральными качествами. Я получаю удовлетворение от своей работы, когда вижу, что из просто одарённых ребят вырастают личности. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку раскрыть свои таланты.

Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения:

- определить цель деятельности, планировать её, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и её цель, контролировать свои действия;

- выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;

- проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира. Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Использование элементов исследовательской деятельности позволяет мне не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом мои ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.

Тема работы продумывается чётко. Я учу своих детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности; учебно-познавательную деятельность проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Проекты несут просвещенскую направленность, любой предмет интересен. При организации главное внимание уделяется мыслительному прогнозированию, составлению замысла в соответствии с поставленной целью. Авторы проектов учатся аргументированно формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это же время остальные школьники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами. Я считаю, что такая работа готовит школьников к более глубокому изучению основ наук. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей

основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Несомненно, большая работа проводится учителем. Я заранее выбираю тему проекта, продумываю цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками. Необходимо заинтересовать ребят проектом.

Моя задача состоит в том, чтобы умело подвести ребят к поставленной цели, помочь выбрать нужные сведения из общего потока информации. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой продукт.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется, по крайней мере, три различные классификации.

Начну с самой основной, которая определяет содержательную специфику каждого проекта.



Проектно-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.



Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.



Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.



Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. Дальнейшую деятельность строила в сотрудничестве с родителями.



Первый проект был по внеклассной работе, посвящённый теме «Моя семья».



Цель: содействие возрождению традиций семейного воспитания; сплотить родителей и детей, заинтересовать их общим делом.

Защита проходила в присутствии родителей. Очень активно применяла метод проектов на уроках внеклассного чтения и окружающего мира. Дети проекты оформляли по-разному, кто-то в бумажном варианте, были и презентации: «Презентация проектов «В гостях у А. С. Пушкина», «Красная книга» (Белухина Елизавета), «Здоровый образ жизни», «Мы – дети Галактики», «Вода – это жизнь» (Ветошин Евгений), «Домашние кошки» (Смагина Екатерина), «Времена года» (Кучеренко Олег), «Про кошек и собак» (Губанова Кира). От урока к уроку, от проекта к проекту уч-ся набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников.



В основном, уч-ся моего класса выполняют индивидуальные и групповые проекты. Обязательно добиваюсь, чтобы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.



Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта.



Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является достаточно актуальной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой думающей саморазвивающейся личности, способной к самореализации.



Использование методов проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.