СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по технологии "Оленьи нарты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект рассказывает о быте народов Крайнего Севера

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по технологии "Оленьи нарты"»

Оленьи нарты Выполнили ученики 9 кл. Преподаватель Зарукин Виктор Николаевич.

Оленьи нарты

Выполнили ученики 9 кл. Преподаватель Зарукин Виктор Николаевич.

На создание этого проекта нас вдохновил быт эвенков живших когда-то здесь. Их средством передвижения были нарты в которые они запрягали оленей.

На создание этого проекта нас вдохновил быт эвенков живших когда-то здесь. Их средством передвижения были нарты в которые они запрягали оленей.

Описание и цель проекта Наш проект представляет собой уменьшенную модель оленьих нарт которую мы подарим музею для наглядного пособия. Также мы хотим оставить память о нас – это тоже своеобразная цель нашего проекта.

Описание и цель проекта

Наш проект представляет собой уменьшенную модель оленьих нарт которую мы подарим музею для наглядного пособия. Также мы хотим оставить память о нас – это тоже своеобразная цель нашего проекта.

Сани из подручного материала В лесу нередко возникает проблема «где взять сани?». Это случается на охоте, рыбалке, в различных экспедициях. Иногда, чтобы выйти из положения, делают сани из лыж. Но это довольно неудобная и ненадежная вещь. Сани в лесу можно сделать из подручных материалов с помощью топора за 2-3 часа. Начинаем с того, что берем рогульки нужной величины (рис 1).

Сани из подручного материала

В лесу нередко возникает проблема «где взять сани?». Это случается на охоте, рыбалке, в различных экспедициях. Иногда, чтобы выйти из положения, делают сани из лыж. Но это довольно неудобная и ненадежная вещь. Сани в лесу можно сделать из подручных материалов с помощью топора за 2-3 часа. Начинаем с того, что берем рогульки нужной величины (рис 1).

 Лучше всего брать черемуховые или ивовые, но можно и березовые. Оба ответвления должны быть одинаковой длины. Одно ответвление, которое потолще (рис 2), нужно обстругать топором или ножом, оставив необструганной часть ответвления длиной 5-10 см. через каждые 20-25 см вставляют копылья (рис 3). Вставляют их в углубления, сделанные ножом или кончиком топора. Спереди рогульки крепятся друг другу с помощью черемуховой дуги (рис 4).

Лучше всего брать черемуховые или ивовые, но можно и березовые. Оба ответвления должны быть одинаковой длины. Одно ответвление, которое потолще (рис 2), нужно обстругать топором или ножом, оставив необструганной часть ответвления длиной 5-10 см. через каждые 20-25 см вставляют копылья (рис 3). Вставляют их в углубления, сделанные ножом или кончиком топора. Спереди рогульки крепятся друг другу с помощью черемуховой дуги (рис 4).

 Дугу можно сделать и из ивы, но она по качеству будет хуже. Сзади рогульки также крепятся с помощью дуги (рис 5). В полозьях для концов дуги делаются отверстия. Концы дуги следует расширить с помощью клиньев (рис 5, внизу). К верхним ответвлениям крепятся поперечины из палок (рис 6),чтобы на санях можно было разместить груз. К готовым саням (рис 7) привязывают веревку, закрепляя её у основания рогулек (рис 7 внизу). В крепкие морозы нужно покрыть полозья льдом. Застрявшие сани удобно вытаскивать, взявшись за дуги. Сани можно переносить вдвоем.

Дугу можно сделать и из ивы, но она по качеству будет хуже. Сзади рогульки также крепятся с помощью дуги (рис 5). В полозьях для концов дуги делаются отверстия. Концы дуги следует расширить с помощью клиньев (рис 5, внизу). К верхним ответвлениям крепятся поперечины из палок (рис 6),чтобы на санях можно было разместить груз. К готовым саням (рис 7) привязывают веревку, закрепляя её у основания рогулек (рис 7 внизу).

В крепкие морозы нужно покрыть полозья льдом. Застрявшие сани удобно вытаскивать, взявшись за дуги. Сани можно переносить вдвоем.

История ЭВЕНКИ, народ в Российской Федерации, коренное население Эвенкийского округа (3,8 тыс. чел.) Красноярского края; живут на обширной территории Сибири и Дальнего Востока, в том числе в Якутии (18,2 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 35,5 тысяч человек (2002). 35 тысяч эвенков живут на северо-западе Китая (1992). Верующие — приверженцы традиционных верований, православные.

История

ЭВЕНКИ, народ в Российской Федерации, коренное население Эвенкийского округа (3,8 тыс. чел.) Красноярского края; живут на обширной территории Сибири и Дальнего Востока, в том числе в Якутии (18,2 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 35,5 тысяч человек (2002). 35 тысяч эвенков живут на северо-западе Китая (1992). Верующие — приверженцы традиционных верований, православные.

Ко времени вхождения в состав Русского государства (17 в.) эвенки делились на патрилинейные экзогамные роды; вели кочевой образ жизни, занимались оленеводством, охотой, отчасти рыболовством. По религии с начала 17 века считались православными, но сохраняли формы дохристианских верований (шаманство). В 1930 году в пределах Красноярского края был образован Эвенкийский национальный округ.

Ко времени вхождения в состав Русского государства (17 в.) эвенки делились на патрилинейные экзогамные роды; вели кочевой образ жизни, занимались оленеводством, охотой, отчасти рыболовством. По религии с начала 17 века считались православными, но сохраняли формы дохристианских верований (шаманство). В 1930 году в пределах Красноярского края был образован Эвенкийский национальный округ.

В советское время была создана эвенкийская письменность, ликвидирована неграмотность. Многие кочевые эвенки перешли к оседлости. Помимо традиционных занятий у эвенков развиваются земледелие, животноводство, звероводство.

В советское время была создана эвенкийская письменность, ликвидирована неграмотность. Многие кочевые эвенки перешли к оседлости. Помимо традиционных занятий у эвенков развиваются земледелие, животноводство, звероводство.

До 1931 года эвенки вместе с эвенами были известны как тунгусы. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования: орочон («оленные» в Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгуски), килен (от Лены до Сахалина), солон («верхние по течению», часть амурских эвенков), хамниган (монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов), кроме того — бирары, самагиры, манегиры, мурчены.

До 1931 года эвенки вместе с эвенами были известны как тунгусы. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования: орочон («оленные» в Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгуски), килен (от Лены до Сахалина), солон («верхние по течению», часть амурских эвенков), хамниган (монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов), кроме того — бирары, самагиры, манегиры, мурчены.

Культура В этнокультурном плане эвенки не едины. Это нашло отражение в письменных источниках, где упоминаются «пешие», «бродячие» и «кочевые» тунгусы. В основе различий лежит хозяйственная деятельность различных территориальных групп эвенков — оленеводов, охотников и рыболовов. Культурное своеобразие отдельных групп эвенков сформировалось под влиянием соседних народов: самодийцев, якутов, бурят, народов Амура.

Культура

В этнокультурном плане эвенки не едины. Это нашло отражение в письменных источниках, где упоминаются «пешие», «бродячие» и «кочевые» тунгусы. В основе различий лежит хозяйственная деятельность различных территориальных групп эвенков — оленеводов, охотников и рыболовов. Культурное своеобразие отдельных групп эвенков сформировалось под влиянием соседних народов: самодийцев, якутов, бурят, народов Амура.

Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты, при слабой пигментации, что соответствует байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. У южных групп эвенков наблюдается примесь центральноазиатского типа. Эвенкийский язык входит в северную (тунгусскую) подгруппу тунгусо-маньчжурской группы языков. Широкое расселения эвенков определяет деление языка на диалектные группы: северную, южную и восточную.

Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты, при слабой пигментации, что соответствует байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. У южных групп эвенков наблюдается примесь центральноазиатского типа. Эвенкийский язык входит в северную (тунгусскую) подгруппу тунгусо-маньчжурской группы языков. Широкое расселения эвенков определяет деление языка на диалектные группы: северную, южную и восточную.

Широта расселения, межэтнические контакты, исходный многокомпонентный состав эвенков позволяют говорить об отсутствии у них этнического единства. Ареал расселения эвенков принято делить по условной границе Байкал—Лена. Культурные различия между эвенками этих территорий существенны и фиксируются во многих культурных составляющих: тип оленеводства, орудия труда, утварь, традиции татуировки, антропологических черт (байкальский антропологический тип на востоке и катангский на западе), языке (западные и восточные группы говоров), этнонимии.

Широта расселения, межэтнические контакты, исходный многокомпонентный состав эвенков позволяют говорить об отсутствии у них этнического единства. Ареал расселения эвенков принято делить по условной границе Байкал—Лена. Культурные различия между эвенками этих территорий существенны и фиксируются во многих культурных составляющих: тип оленеводства, орудия труда, утварь, традиции татуировки, антропологических черт (байкальский антропологический тип на востоке и катангский на западе), языке (западные и восточные группы говоров), этнонимии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!