СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект. Спор трех стихий: Земля, Вода, Воздух.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данный проект входят: паспорт проекта, план итогового занятия, сценарий проведения праздника, тесты для команд с "ключами", бланк для подведения итогов. Проект очень актуален не только во втором классе, но и для ребят любого возраста. В связи с проблемной экологической обстановкой на нашей планете, изучение трех стихий, которые дают нам жизнь, становится, действительно, актуальным. Данная тема позволит удовлетворить исследовательские потребность второклассников - поделиться впечатлениями от наблюдений, личным опытом, результатами всевозможных экспериментов; даст возможность учителю сформировать у детей понятия «Круговорот воды в природе», «Экологическая катастрофа», «Оболочки Земли» и др.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект. Спор трех стихий: Земля, Вода, Воздух.»



МОУ «Гимназия» г. Сертолово




Учебный проект


«Три стихии: Земля, Вода, Воздух»




Выполнили: ученики 2-1 класса

Руководитель: учитель начальных классов

Е.В.Валеева .

Сертолово

март 2016 г.






Паспорт проекта


Название работы

«Спор трех стихий. Земля, Вода, Воздух»


Заказчик

МОУ «Гимназия» г. Сертолово

Автор

Ученики 2-1 класса

Руководитель

Учитель начальных классов Валеева Елена Викторовна

Консультанты

Методист ЛОИРО – Т.Н.Старкова, Зам директора по УВР Руднева Л.А., библиотекарь -

Состав и возраст проектной группы

Коллективный: 2 -1 класс (32 человека), 8 лет


Продолжительность проекта

2 месяца (февраль-март)


Тип проекта

Межпредметный, практико-ориентированный, исследовательско – творческий, внутришкольный.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа

Окружающий мир



Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Литературное чтение, технология, музыка, ИЗО



Актуальность проекта

Проект очень актуален не только во втором классе, но и для ребят любого возраста. В связи с проблемной экологической обстановкой на нашей планете, изучение трех стихий, которые дают нам жизнь, становится, действительно, актуальным. Данная тема позволит удовлетворить исследовательские потребность второклассников - поделиться впечатлениями от наблюдений, личным опытом, результатами всевозможных экспериментов; даст возможность учителю сформировать у детей понятия «Круговорот воды в природе», «Экологическая катастрофа», «Оболочки Земли» и др.. Родители второклассников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать воспитанию ответственности за свою Землю, заботы о родном крае, что само по себе переоценить невозможно. Ведь именно с этого начинается формирование активной жизненной позиции, воспитание настоящих патриотов, да и просто человека, любящего свою Землю.

Цель проекта

содействовать развитию у учащихся исследовательской культуры;
сформировать личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому предмету.


Задачи проекта

Предметные:

  • Продолжить формирование представления о значении воздуха, воды и земли в природе и жизни человека.

  • Актуализировать личностное отношение учащихся к изучаемым темам

  • Формировать представления о связях природы и человека.

Межпредметные:

  • Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

  • Прививать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

  • Развивать речь, память, мышление, наблюдательность.

  • Развивать воображение, творческие способности.

.

Этапы:

Проблема

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  • Недостаток знаний о тесных связях трех стихий, от которых зависит наша жизнь

  • Безответственное отношение людей к экологии Земли

  • Пассивная жизненная позиция человека может привести к глобальным катастрофам на планете.



На Земле все тесно взаимосвязано. Нельзя недооценивать роль каждой стихии. А так же, невозможно спрятаться в своем тесном мирке от тех изменений, которые происходят на нашей планете. Каждый должен понимать, что мы в ответе за каждую попытку что-либо изменить или привнести что-то новое в этот мир.

Проблему сохранения жизни на Земле ребята должны осознавать и решать уже с детства.


Рабочее планирование проекта (этапы реализации проекта).

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный.

Объявление темы проекта

Подбор материала к празднику.

Формирование трех команд «Земля», «Вода», «Воздух», выбор капитанов и распределение обязанностей между членами команд.

Работа с литературными произведениями на уроках литературного чтения: М Пришвин «Кладовая солнца», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», рассказы Л.Н.Толстого, Паустовского.

Рассматривание репродукций картин: Грабарь «Февральская лазурь», Левитан «Большая вода», др.

Просмотр мультфильмов

2 этап: Основной.

Реализация проекта.

Совместная деятельность с детьми.

Подготовка к празднику-соревнованию «Земля. Вода. Воздух»

Подготовка и оформление индивидуальных проектов по темам предмета «Окружающий мир»

Проведение опытов и экспериментов, связанных со свойствами воды, земли и воздуха.

Оформление стенда «Спасите нашу планету!»

Выставка рисунков на тему «Вода – наше богатство»

Выпуск командных стенгазет «Вода», «Земля», «Воздух».

Написание письма экологам и всем взрослым «О чем мечтают дети».

Проведение теста «Три стихии».

Подготовка костюмов к празднику.

Подготовка эмблем для команд.

Обсуждение и подготовка сюрпризного момента в выступлении каждой команды.

Заучивание пословиц и поговорок о природных явлениях и приметах.

Конкурс загадок «Времена года»

Сотрудничество с семьёй:

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

Консультации: «Детские проекты», «Опыты в домашних условиях».

Совместное изготовление костюмов и реквизитов к празднику «Земля. Вода. Воздух»

Создание презентаций «Круговорот воды в природе», «Страшные ветры»





Взаимодействие со специалистами:

Консультации и беседы с логопедом гимназии.

Прослушивание музыкальных произведений о временах года, о природных явлениях на занятиях по внеурочной деятельности «Веселые нотки»

Беседа с учителем физ-ры, с медицинским работником гимназии о влиянии погодных явлений на здоровье людей.

3 этап: Заключительный.

Итоговое интегрированное занятие по «Окружающему миру» (праздник-соревнование) на тему «Спор трех стихий. Земля. Вода, воздух»

Привлечение к данному мероприятию учащихся старшей школы.

Рекомендации

Рекомендовано (заместителем директора по УВР Рудневой Л.А.) создание классного фотоальбома по теме данного проекта.

Учебники

« Мы и окружающий мир» 2 класс, авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков; «Риторика» 2 класс, учебное пособие «Умники и умницы», «Литературное чтение» 2 класс, автор Л.Свиридова.



  1. Механизм оценки результатов.

Результаты  проекта оценивались руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности, изменения личных качеств,  отношения к окружающей действительности фиксировались и регулярно озвучивались.

  1. Дальнейшее развитие проекта

  • Совместное участие детей и родителей в школьных и классных праздниках

  • Повышение качества знаний по окружающему миру

  • Совершенствование умения работать в программе Power Pointe для создания творческих работ в направлении «презентация»

  • Подготовка и проведение поездки на турбазу (дети+родители+учителя)







План итогового занятия

 1. Представление команд. (выучить слова представления, у каждой команды своя эмблема или атрибут)

 2. Загадки.

 Каждая команда загадывает по 3 загадки другим командам.

3. Представление стенгазет «Вода», «Земля», «Воздух» (каждая команда должна выпустить стенгазету)

4. Тест (коллективная работа)

5. Круглый стол. Подведение итогов





Представление команды «Земля».

Выходят Белоснежка и гномы. На голове у гномов одинаковые колпаки и красные клоунские носы, но у младшего гнома на шее висит соска

Белоснежка. Сегодня к нам пришли веселые гномы – духи Земли. Уж они-то надеемся все знают про Землю..

Гном №1.Мы гномы - хранители многих тайн Земли. Сейчас мы раскроем вам некоторые из них.

Гном №2.

Наш дом родной, наш общий дом, -

   Земля, где мы с тобой живём.

   Ты только посмотри вокруг:

   тут – речка, там – зелёный луг.

   Не разрушайте этот мир, девчонки  и мальчишки,

   Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке

Гном №3 Сколько Земле лет? Нашей планете более чем 4,5 млрд. лет. Последние исследования показали, что Земля совсем немного младше Солнца – она появилась всего на 10 миллионов лет позже.

Гном №4 (Маленький Гномик с соской на шее)

А где Солнце греет Землю сильнее всего?

Белоснежка. Конечно, на экваторе! Там круглый год жарко, как в бане Я даже знаю, почему это происходит.

Гном №4 (Маленький Гномик с соской на шее) Почему?!

Белоснежка. Это все из-за солнца. Оно поднимается очень высоко. Солнце светит ярко, людям будет жарко. А еще в зкваториальном поясе растут дождевые леса. Погода здесь круглый год одна и та же.

Гном №4 (Маленький Гномик с соской на шее) А кто знает, сколько людей живёт на Земле?

Гном №5 Я Знаю! Численность населения сейчас составляет 7 миллиардов человек.

К 2025 году нас будет 8 млд.

К 2085году- 10 млд.

Гном №6 Мы, гномы, знаем все о том, какие сокровища есть в недрах Земли, какие полезные ископаемые добывает человек. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные- потому что они приносят большую пользу людям.

Гном №7 Эти полезные ископаемые человек использует для своих нужд.

Гном №1 Земля нам дарит щедро поля, леса и недра.

Гном №2 Есть нефть, и газ, и золото, запас руды и олова.

Гном №3 Медь, торф, железная руда в земле запрятаны всегда.

Гном №5 И нужно шахты прорубить, чтоб уголь каменный добыть.



Маленький Гномик. Мы вам принесли сюрприз – нашу любимую коллекцию камней!

Белоснежка (в перчатках доставая камни)

Мой любимый камень – аметист, а Маленький Гном любит – кварц. У всех моих гномов есть любимые камни. Вы, ребята, можете позже посмотреть всю нашу коллекцию.

Маленький Гномик. Интересно, а сколько на Земле животных и растений?!

Гном №6. Очень много! Животных на планете около 8 млн. видов, грибов- 611тыс. видов, растений- 300тыс. видов.

Гном № 7. Чтобы описать все виды животных, растений и грибов, человеку понадобится ещё 500 лет.

Белоснежка. Можно бесконечно говорить о нашей планете.

Гном №1.

Берегите, Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Берегите Землю, берегите!

Гном №2.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Гном №3.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Гном №5

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивая лишь зверей внутри себя!

Все вместе. Береги свою планету, ведь другой на свете нету!





Представление команды «Вода»

Выходят Дух Воды и его помощницы Капельки. На Духе Воды дождевик с пришитыми капельками. Капельки с голубыми бантиками, в руках большая капелька из картона. Туда можно прикрепить подсказку своего текста. Заранее приготовить поднос со стаканчиками с водой. Приготовить три таблички Н, Н, О.

Дух Воды.

Я и туча, и туман,

и ручей, и океан,

и летаю, и бегу,

Твердой тоже быть могу!

Что это, ребята? (Вода)

Я – дух воды. Я появился на свет еще тогда, когда на планете все было перемешано; вода была воздушной и тяжелым горячим облаком покрывала текучую Землю. Постепенно планета остыла, вода стала жидкой, и появился первородный неделимый океан, среди вод которого плавал огромный материк – Пангея. Потом Земля разделилась, и мои воды стали называть совершенно по-разному. Назовите, ребята, какие океаны теперь есть на Земле.



Ученик 1.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Ученик 2.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

Ученик 3.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяем сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Ученик 4.

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.



Капелька № 1. Я – самая первая капелька на Земле. Я – океан! Я состою из 4 неделимых частей и могу путешествовать по всей планете без преград. Я получаю от Солнца много тепла и вода во мне всегда перемещается. А теперь отгадайте мою загадку. Где вода в океане солонее, на экваторе или на полюсе?



Ученик 5. А знаете ли вы, что вода состоит из двух веществ – из водорода и кислорода. Отдельно это газы. Они никак не смешиваются. Но давным-давно, когда зарождалась планета, было очень жарко, и они объединились вместе. Один “кислород” связался с двумя “водородами”. Получилась вода. И теперь воду так и называют – H2O.

Дух воды и Ученик № 5 берут веревку и связывает трех детей, держащих таблички: H, H, O.



Капелька № 2. Я маленькая капелька, очень похожая на океан, но не океан. Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете кто я. Никто не солил, а соленое? (Море) А знаете ли вы, что море относительно малая часть океана.

Моря отличаются друг от друга глубиной, составом воды или вообще окружены сушей. Такие моря называются внутренними. Например, Аральское море. Оно пресное.

А Мертвое море очень соленое, из-за этого в нем практически нет жизни. Из-за ошибок человека Аральское море погибает. У меня последний вопрос: Сколько берегов у моря? (1)

Капелька № 3. Я капелько-озеро! Большинство озер родилось тысячи и тысячи лет назад. Озер на земле очень много. Одни находятся высоко в горах, другие - среди лесов и топких болот. Есть озера, богатые рыбой, птицей, а есть озера, в которых такая соленая вода, что почти ничего живого там не встретишь.

А какое озеро самое глубокое? Правильно, Байкал. Его огромную каменную чашу наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна - Ангара. Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки называют его морем. Название “Байкал” значит “богатое озеро”. Оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса. Да и сама по себе байкальская вода – великое богатство. Байкал – это самое большое в мире озеро с пресной, самой чистой, самой вкусной водой. Вот мы и должны сохранить это чудо природы навсегда

Капелька № 4. Я- капелька река. Я рождаюсь в горах и наполняю моря. Люди всегда селились по моим берегам. Я спасаю от жажды людей, во мне водятся рыбы. Я знакома со многими речными обитателями, знаю пользу речных растений. Я хочу вам рассказать страшные истории об обитателях рек:

1. Анаконда живет в реках Южной Америки. Ее длина – 40м. Она способна задушить и проглотить оленя или двухметрового аллигатора.

2. Крокодил. Длина – 6м. Ночью он лежит в реке и подкарауливает добычу.

3. Арапайма – живет в реках Южной Америки. Ее длина 3м. Ее жертвами становятся рыбы и змеи.

(показать картинки)

Ученик 6. Вода-хороший растворитель. В ней растворяются минеральные соли земли, которые поглощают корни растений. Влага необходима для прорастания семян. Существуют растения, для которых вода- среда обитания. Это морские водоросли. (показать картинку)

Ученик 7 Растения и животные не могут обходиться без питья. Лишённые воды они умирают и засыхают.

 Ученик 8. Вода- основное вещество, из которого состоит каждый из нас. Поэтому важно знать, сколько воды надо пить человеку в день, и какая это должна быть вода. Без воды человек может прожить только 3 дня, а без пищи-30- 50дней. Взрослый человек должен пить 2- 2,5 л воды в день. Детям можно меньше- 1.5 -2 л

Дух Воды. Мы принесли вам подарок! Стаканчик вкусной родниковой воды! Пейте и будьте здоровы!

(разнести на подносах воду в стаканчиках)

Ученик 1

Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,

 Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

 Это главное таинство, главное чудо Планеты,

 Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.





            Представление команды «Воздух»

Выходят Ученый (в черной мантии и шапочке, в очках), Атмосфера (легкая накидка, белый парик или бантики), помощники Ветерки (в накидках, париках…). Приготовить голубые или синие шары.

Ученый. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. Что это? Правильно, воздух. Без воздуха на земле не было бы жизни. Воздух нужен для дыхания и людям, и животным, и растениям. Вся наша планета окружена толстым слоем воздуха.

Атмосфера. Я – газовая оболочка Земли. От греческого “атмос” - воздух и “сфера” - шар. Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км.

Ветерок №1. Воздух очень любит пространство. Его называют воздушным океаном. Своими мощными потоками он может сносить всё на своём пути, приносить разрушения. Но может очистить загрязнённый воздух над городом, перенести пыльцу с цветка на цветок и даже дать электричество.

Ветерок №2. Почаще открывайте окна, тем самым давая подышать не только себе, но и вашему дому. А так же, повесив недалеко от окон небольшие колокольчики или «музыку ветра», вы привлечете энергию воздуха.

Ветерок №3. Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Иногда кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться, что она станет непригодной для дыхания. Но это не так.

Ветерок №4. Быстрый рост промышленности, транспорта особенно в больших городах, распашка огромных земельных пространств, уничтожение лесов привели к сильному загрязнению атмосферы.

Ветерок №5. Атмосфера защищает нашу планету от вредного воздействия Солнца. 9% солнечной энергии поглощается атмосферой, 47% - падает на Землю, а 34% - возвращается в космос.

   Воздух хорошо предохраняет зимой землю от замерзания, спасает животных и корни растений.

 Ветерок №6. Еще одно известное свойство воздуха- он проводит звук. Как бы мы с вами разговаривали, если бы не воздух. Ведь в безвоздушном пространстве царит  абсолютная тишина.

  Ветерок №7. Еще одно известное свойство воздуха- он проводит звук. Как бы мы с вами разговаривали, если бы не воздух. Ведь в безвоздушном пространстве царит абсолютная тишина.

Ученый. А теперь проведем небольшую викторину.

1. Каким прибором измеряют давление воздуха? (Барометр)

2. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

3. Каким прибором измеряют температуру воздуха? (Термометр)

4. Если из стакана вылить воду, что в нем останется? (Воздух)

5. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)

6. Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка и улетел за облака. (Воздушный шарик)

Атмосфера. Мы приготовили подарок для нашего класса – голубые воздушные шарики! Это символ чистого воздуха. Берегите чистый воздух!




КОМАНДА «ВОЗДУХ»

Тест. Про воздух

А1. Какое место занимает в комнате воздух?

1) потолок 3) всю комнату

2) пол 4) у окна



А2. Что такое ветер?

1) движение воздуха 3) сжатие воздуха

2) похолодание 4) движение туч



А3. Что не загрязняет воздух?

1) дыхание растений 3) заводы

2) выхлопные газы 4) мусор



А4. Как ты можешь помочь в охране воздуха?

1) меньше дышать 3) высаживать деревья

2) не ездить в автобусе 4) бороться с браконьерами





В1. Какого цвета воздух?

1) белого 3) он бесцветный

2) голубого 4) серого



В2. С листьев комнатных растений стирают пыль:

1) чтобы было меньше пыли

2) чтобы растения дышали

3) чтобы было красиво

4) чтобы растение получало достаточно света



С1. Чем грозит Земле загрязнение воздуха?

1) уменьшением озонового слоя

2) глобальным потеплением

3) таянием ледников

4) ураганами

































Ключ к тесту для команды «Воздух»

А 1 – 3)

А 2 – 1)

А 3 – 1)

А 4 – 3)



В 1 – 3)

В 2 – 2)



С 1 – 1); 2); 3)



КОМАНДА «ВОДА»

Тест. Водные богатства

А1. Что не относится к водоёмам?

1) река 3) бассейн

2) озеро 4) ручей



А2. Что называют устьем реки ?

1) начало реки

2) место впадения в другую реку или море

3) реку, которая впадает в другую реку

4) самое узкое место реки



А3. Как называют начало реки?

1) приток 3) исток

2) устье 4) рукав



А4. Чем отличается озеро от реки?

1) озеро шире реки

2) вода в озере не течёт

3) река длиннее озера

4) озеро глубже реки



В1. Как определить, какой берег реки левый?

1) встать лицом против течения реки, слева будет левый берег

2) встать лицом по течению реки, слева будет левый берег

3) встать лицом к реке, слева будет левый берег

4) левый берег круче



В 2. Как нельзя использовать реки?


1) для получения электроэнергии 3) для мытья машины

2) для купания 4) для полива растений



С1. Какие названия относятся к морям России?

1) Чёрное 3) Байкал

2) Ладожское 4) Баренцево























Ключ к тесту для команды «ВОДА»

А 1 – 3)

А 2 – 2)

А 3 – 3)

А 4 – 2)



В 1 – 2)

В 2 – 3)



С 1 – 1); 4)





КОМАНДА «ЗЕМЛЯ»

Тест. Формы земной поверхности

А1. Как называются большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность?

1) холмы 3) равнины

2) овраги 4) горы



А2. Как называются небольшие возвышения на равнинах?

1) горы 3) овраги

2) холмы 4) балки



А3. Укажи материк, на котором расположена наша страна?

1) Австралия 3) Южная Америка

2) Евразия 4) Африка



А 4. Сколько материков на Земле?

1) четыре 3) шесть

2) пять 4) семь





В1. Какое утверждение верно?

1) Холмы выше гор.

2) Горы намного выше холмов.

3) Холмы – это небольшие горы.

4) Горы состоят из нескольких холмов.



В2. Какая форма поверхности изображена на рисунке?

1) горы 3) овраг

2) равнина 4) балка





С2. Какая гора самая высокая в мире?

1) Эверест 3) Арарат

2) Фудзияма 4) Эльбрус















Ключ к тесту для команды «ЗЕМЛЯ»

А 1 – 3)

А 2 – 2)

А 3 – 2)

А 4 – 3)



В 1 – 2)

В 2 – 1)



С 1 – 1)





































Оцениваемые этапы праздника

«Земля»

«Вода»

«Воздух»

1

Приветствие команд






Название






Девиз






Эмблема





2

Представление команд (дисциплина, знание текста, оригинальность, сюрпризный момент …)







3

Загадки








4

Газеты








5

Кроссворд










































Скачать

© 2016, 2146 23

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!