УПРАЖНЕНИЯ В ВЕДЕНИИ МЯЧА
Ведение мяча — один из самых важных игровых навыков в баскетболе. Однако далеко не все тренеры со всей серьезностью относятся к ведению просто в силу того, что часто видят, как многие игроки неразумно им пользуются. Только с опытом к игрокам приходит умение различать ситуацию, требующую немедленной передачи или ведения мяча. Если это умение так и не приходит к. игроку, ему лучше оставить баскетбол.
В общем, можно утверждать, что ведение тогда используется правильно, когда игрок с его помощью готов обойти противника, приблизиться к корзине или освободить партнера для броска. Хороший дриблер может передать мяч быстро и точно, даже если его опекают два защитника. Он может изменять направление движения, переводить мяч с одной руки на другую, укрывать его снаружи или на возможно большей дистанции от защитника. Дриблер может выполнять финты головой, глазами, рукой или плечом. В запасе у него изменение скорости, внезапное начало ведения и неожиданные остановки. Последним, и возможно самым важным для дриблера, является его умение вести мяч без зрительного контроля.
Хорошие дриблеры воспитываются, а не рождаются. Упражнения помогут ускорить этот процесс.
Ведение через строй стульев (рис. 67). Это широко известное упражнение требует стремительных проходов, переводов мяча с руки на руку и контроля скорости.
Выполнение: а) стулья устанавливаются в ряд от одной лицевой линии до другой на расстоянии трех метров один от другого;
б) команда выстраивается в колонну по одному лицом к стульям {мяч у первого игрока);
в) игрок ведет мяч, обводя первый стул правой рукой, второй левой и т. д.;
г) игрок, ведущий мяч, переводит его с одной руки на другую, удерживая мяч на максимально далекой дистанции от стула, который он обходит;
д) второй игрок может начать ведение после того, как первый пройдет третий стул.
После того как упражнение закончат все игроки, можно продолжить его в обратном направлении.
Эстафета с ведением (рис. 68). Иногда добавление в упражнение элемента соревнований придает ему дух новизны. Кроме того, это упражнение легко подчеркнет ошибки при попытке вести мяч с чрезмерной скоростью.
Выполнение: а) команда делится на четыре группы, которые выстраиваются в местах пересечений лицевых линий с боковыми линиями области штрафного броска лицом к центру площадки. В каждой группе должно быть одинаковое количество игроков;
б) по сигналу тренера направляющие игроки начинают ведение на максимальной скорости, позволяющей сохранять контроль мяча, в направлении колонны, стоящей на другом конце площадки. Как только игрок, ведущий мяч, достигнет противоположной колонны, он отдает мяч отскоком от пола направляющему игроку, и тот продолжает упражнение в обратном направлении.
Упражнение может быть закончено, когда его выполнят все игроки или когда первые игроки вернутся в исходное положение.
Смена рук при ведения (рис, 69). Игрок, ведущий мяч, должен всегда быть готов перевести его на другую руку без потери эффективности действий. Предлагаемое упражнение помогает развивать эти способности.
Выполнение: а) колонна игроков выстраивается на одном конце площадки;
б) первый игрок начинает низкое ведение, предполагая, что защитник препятствует ему. Он ведет мяч, пересекая площадку по диагонали, пока не возникнет опасность слишком близкого подхода к боковой линии. Здесь он выполняет поворот, контролируя мяч зрительно, и продолжает ведение другой рукой;
в) как только первый игрок достигнет центральной линии, на что потребуется выполнение примерно двух поворотов, упражнение начинает второй игрок.
После того как все члены команды закончат упражнение, они могут продолжить его в обратном направлении. Можно поставить стулья в тех местах, где желательно выполнение поворотов и продолжение ведения другой рукой.
Ведение и передачи из рук в руки (рис. 70). Многие игроки, закончив ведение, испытывают трудности при передаче мяча из рук в руки. Это особенно заметно, когда речь идет о низком ведении. Предлагаемое упражнение позволяет подметить и исправить возникающие ошибки.
Выполнение: а) две шеренги игроков выстраиваются на расстоянии трех метров лицом друг к другу;
б) правофланговый одной из шеренг ведет мяч в низкой стойке к игроку противоположной шеренги. Закончив ведение, он выполняет передачу из рук в руки;
в) игрок, получивший мяч, ведет его в направлении второго игрока первой шеренги.
Зигзагообразные перемещения игроков продолжаются до тех пор, пока все не выполнят упражнения. Когда мяч достигнет другого конца шеренги, упражнение выполняется в обратном направлении.
Обводка защитника (рис. 71). Игроки нередко пытаются обвести защитника, находящегося в довольно хорошей позиции. На тренировках этому приему далеко не всегда уделяют достаточное внимание. Тренеры обычно предпочитают обводке передачу. Но как бы то ни было, время от времени игрок с мячом попадает в такое положение, когда обводка становится неизбежной.
Выполнение: а) с помощью ленты на площадке обозначается «коридор» в 2,5 м шириной, куда становится один из игроков колонны защитников;
б) игрок, ведущий мяч, пытается обойти защитника, не выходя за границы «коридора».
После выполнения упражнения игроки меняются колоннами.
Ведение по сигналам (рис.72) Это упражнение способствует развитию умения вести мяч без зрительного контроля. Оно также развивает способности быстро стартовать и останавливаться, а также изменять направление ведения.
Выполнение: а) игроки свободно располагаются на одной половине площадки (у каждого имеется мяч);
б) тренер стоит на другой половине площадки на линии штрафного броска и показывает направление движения: вперед! назад, вправо, влево или по диагонали. Игроки должны держать голову поднятой и следить за указаниями тренера. Игрок, допустивший ошибку, кладет мяч на пол и бежит определенное количество кругов, предварительно установленное тренером.
Пятнашки с ведением (рис. 73). Это упражнение всегда выполняется с особым энтузиазмом.
Выполнение: а) команда располагается на половине площадки, один из игроков — водящий;
б) водящий ведет мяч до тех пор, пока не «запятнает» одного из игроков.
Все остальные игроки команды пытаются уклониться от водящего. «Запятнанный» игрок становится водящим. Игроки должны избегать нарушений правила трех секунд, перепрыгивая трехсекундную зону. Естественно, водящий не может сделать этого.
Ведение в квадрате (рис. 74). Цель этого упражнения — вовлечь в работу максимально большое количество игроков.
Выполнение: а) четыре колонны игроков выстраиваются в каждом углу на одной половине площадки;
б) игрок из первой колонны ведет мяч к первому игроку второй колонны, выполняет передачу из рук в руки и немедленно получает мяч обратно. Затем оба двигаются в направлении третьей колонны, мяч ведет первый игрок. На полпути между колоннами игрок 1 снова передает мяч сопровождающему его игроку второй колонны, который ведет мяч в направлении первого игрока третьей колонны. Эта процедура продолжается до тех пор, пока мяч не побывает поочередно во всех колоннах.
После выполнения взаимодействий игроки переходят из одной колонны в другую. По мере усвоения упражнения можно ввести дополнительные мячи.
Ведение с сопровождением (рис. 75). Цель упражнения — научить игрока видеть партнеров во время ведения мяча. Зачастую лучшим продолжением является передача мяча назад партнеру. Игрок, ведущий мяч, в этом случае выполняет заслон в движении для сопровождающего.
Выполнение: а) две группы игроков выстраиваются в колонны в диагонально-противоположных углах площадки. В этом построении обе группы начинают ведение в одно и то же время;
б) направляющий каждой из колонн начинает вести мяч в сопровождении партнера. Пройдя несколько шагов, игрок, ведущий мяч, быстро останавливается, передает мяч сопровождающему и сам занимает его место.
Упражнение продолжается в описанной последовательности до тех пор, пока партнеры не достигнут противоположного угла площадки. Если в начале упражнения игроки выполняли ведение правой рукой, то, возвращаясь, они должны вести мяч левой рукой.
Ведение с двумя, мячами (рис. 76). В упражнение включены также и передачи мяча. Несмотря на это, основное ударение должно быть сделано на ведении.
Выполнение: а) команда делится на четыре группы, которые выстраиваются в колонны, образуя четырехугольник в центре площадки на расстоянии трех метров от центрального круга;
б) направляющие первой и третьей колонн ведут мяч до линии центрального круга, поворачиваются направо и отдают мяч направляющему соседней колонны;
в) направляющие второй и четвертой колонн продолжают упражнение в том же порядке. После каждой передачи игрок занимает место в конце той колонны, куда он выполнил передачу. Упражнение может выполняться и в обратном направлении.
Преследование дриблера (рис. 77). Некоторые игроки нервничают, когда их догоняет защитник. Цель предлагаемого упражнения — помочь этим игрокам обрести уверенность.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано на рисунке;
б) по сигналу тренера направляющие игроки всех колонн начинают движение в направлении противоположной корзины;
в) игроки колонны, стоящей ближе к боковой линии, ведут мяч, игроки второй колонны преследуют их;
г) преследователи делают все возможное, чтобы вывести дриблера из состояния уверенности и помешать ему выполнить бросок в движении из-под корзины.
Закончив упражнение, игроки меняются колоннами.
Ведение с изменением темпа (рис. 78). Изменение темпа, возможно, самое сильное оружие, которым располагает дриблер. Цель этого упражнения — помочь молодым игрокам овладеть этим баскетбольным оружием.
Выполнение: а) помощник тренера располагается на линии штрафного броска;
б) команда выстраивается в одну колонну за центральной линией лицом к корзине и помощнику тренера;
в) помощник тренера прыгает к игроку, ведущему мяч, в момент изменения темпа ведения. Когда помощник прыгает, дриблер увеличивает скорость и проходит к корзине.
После того как упражнение будет освоено, следует проинструктировать помощника, чтобы он прыгал только в том случае, если изменение темпа ведения будет выполнено правильно. Если помощник не выполняет прыжка вперед, дриблер должен остановиться для броска в прыжке.
Овладение неконтролируемым мячом и ведение
(рис. 79). Цель этого упражнения — дать игрокам возможность потренироваться в быстром овладении неконтролируемым мячом, восстановлении равновесия и совершенствовании техники владения мячом при проходе для броска в движении.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в четыре колонны, образуя полукруг лицом к тренеру, стоящему под корзиной;
б) тренер выкатывает мяч по полу в направлении линии штрафного броска. Игроки поочередно выходят, овладевают мячом и ведут его для броска в корзину.
«Туда и обратно» (рис. 80). Иногда дриблер бывает «схвачен» в углу защитником и в поле зрения нет ни одного партнера. Ему остается только вывести мяч обратно. Предлагаемое упражнение направлено на совершенствование этого маневра.
Выполнение: а) игроки образуют две колонны. Колонна нападающих располагается ближе к боковой линии. Защитники в другой колонне;
б) нападающий ведет мяч в угол, преодолевая плотную опеку защитника, который пытается овладеть мячом на протяжении всего упражнения. Когда нападающий приблизится к углу настолько близко, что возникает опасность потери мяча, он должен изменить направление ведения и вернуться обратно, укрывая мяч от защитника;
в) когда нападающий пройдет примерно половину обратного пути, он должен выполнить остановку, укрыть мяч от защитника и сделать передачу очередному игроку.
Каждый раз игроки меняются колоннами. Упражнение будет выполнено полностью, когда игроки поработают на обеих сторонах площадки, практикуясь в ведении как правой, так и левой рукой.
Упражнение одновременно может быть организовано в каждом углу площадки.
Ведение в полосе препятствий (рис. 81). Упражнение позволяет развить уверенность у игрока, ведущего мяч.
Выполнение: а) полоса препятствий расставляется на площадке, как показано на рисунке;
б) игроки поочередно ведут мяч по полосе, пытаясь выполнить требования, предъявляемые каждым препятствием.
Соревнование в ведении (рис. 82). Упражнение заставляет игроков действовать на высокой скорости.
Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются на расстоянии трех метров одна от другой лицом в одном направлении;
б) последний игрок одной и первый игрок другой колонны по сигналу тренера начинают вести мяч, один правой, другой левой рукой. Они обводят полностью каждый свою колонну и передают мяч очередному игроку. Каждый пытается сделать это быстрее своего противника.
Игрокам следует предоставить возможность выполнить упражнение как правой, так и левой рукой.
«Двойной круг» (рис. 83). Выполняя это упражнение, игроки привыкают вести мяч в тесном контакте с защитниками. Оно призвано также подготовить нападающих к последним минутам игры, когда противник прибегает к прессингу и нападает вдвоем на одного.
Выполнение: а) десять человек образуют круг с одним защитником в центре;
б) три игрока с мячами становятся внутрь круга между защитником в центре и остальными игроками;
в) игроки водят мяч внутри круга, оберегая его от защитника в центре и других игроков, пытающихся выбить мяч, если дриблер подходит очень близко, но не покидающих своих мест.
Дриблеры часто меняются.
Ведение в круге (рис. 84). При выполнении упражнения подчеркивается важность укрывания мяча при ведении.
Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются лицом друг к другу на противоположных сторонах круга;
б) направляющие входят в круг и один из них получает мяч;
в) по сигналу тренера игрок с мячом начинает низкое ведение, не выходя за пределы круга. Он должен укрывать мяч от другого игрока, который пытается отобрать его. Через минуту игроков сменяет другая пара.
Ведение с поднятой головой (рис. 85). Это упражнение научит игроков вести мяч без зрительного контроля.
Выполнение: а) пять стульев устанавливаются в ряд на расстоянии трех метров один от другого. Игроки выстраиваются в колонну на каждом конце ряда стульев;
б) по сигналу тренера направляющий каждой колонны начинает зигзагообразно обводить каждый стул. Если игрок будет смотреть при ведении только на мяч, он может столкнуться с другим игроком, двигающимся навстречу ему. Вторая пара игроков начинает движение после того, как первая полностью закончит упражнение.
Ведение с использованием зрительных ограничителей. При выполнении упражнения используется повязка для глаз или специальные очки. Цель — научить игроков вести мяч без зрительного контроля.
Выполнение: а) каждый игрок получает мяч и специальные очки или повязку для глаз;
б) помощники тренера стоят вокруг площадки, предупреждая игроков, передвигающихся слишком близко друг от друга;
в) игроки начинают ведение «сильной» рукой, и после того, как освоятся, переходят на ведение «слабой» рукой.
Ведение кончиками пальцев. Цель упражнения — научить игроков при ведении контролировать мяч кончиками пальцев. Для успешного выполнения упражнения необходимы расслабление и продолжительный контроль мяча.
Выполнение: а) каждый игрок получает мяч, и команда размыкается вдоль всей площадки;
б) каждый игрок широко расставляет ноги и наклоняется так, что он может вести мяч с низким (15 см) отскоком вперед и назад между ног;
в) игрок выполняет первый удар мячом спереди назад между ног и продолжает ведение другой рукой.
Хорошим подспорьем будет использование специальных очков или повязки для глаз.
«Леворукий баскетбол». Практически все молодые игроки играют в основном только «сильной» рукой. Чтобы исправить этот недостаток, необходимо специально планировать упражнения в бросках в движении, передачах и ведении для развития «слабой» руки.
Выполнение: а) команда делится на тройки. Две тройки на одном и две на другом конце площадки;
б) игроки играют в баскетбол левой, или «слабой», рукой, акцентируя внимание на ведении этой рукой.
Игра ведется до 10 очков. Очередная команда играет с победителем.
Ведение с максимальной скоростью. Многие команды в конце тренировки работают над скоростью бега. При этом можно убить сразу двух зайцев. Достаточно дать каждому игроку мяч и предложить ему выполнять те же упражнения в беге, но с использованием ведения мяча.
Упражнения для совершенствования ведения мяча
Целенаправленное ведение мяча — один из эффективных приемов техники в современном баскетболе. В каждой команде должен быть на площадке, по крайней мере, один отличный мастер ведения мяча, а остальные игроки должны уметь водить мяч свободно, непринужденно, видя при этом площадку, уметь обходить защитника с помощью ведения мяча (один на один).
Как и передачи, ведение мяча в современной игре выполняется на больших скоростях, при активном воздействии защитников. Совершенствовать ведение мяча надо в условиях, приближенных к соревнованиям, в тесной связи с совершенствованием приемов техники владения телом.
Упражнения для тренировки одного игрока
1. Игрок свободно ведет мяч вперед, останавливается, снова ведет (рис. 49). Остановившись, выполняет ведение на месте. Очень важно правильно остановиться.
Варианты: а) вести мяч с высоким отскоком от пола, после остановки переходить на ведение с низким отскоком от пола;
б) вести мяч с низким отскоком как можно быстрее вперед, остановиться и опять как можно быстрее вести мяч вперед;
в) вести мяч то одной, то другой рукой.
2.Вести мяч, изменяя направление от одной боковой линии к другой (или отметить коридор поуже) (рис.50).
3. Ведение мяча между препятствиями, (рис. 51) дальней от препятствия рукой, чтобы между мячом и препятствием находилось, тело игрока. Препятствия поставить, возможно, ближе, это позволит чаще менять направление ведения мяча.
4.Ведение мяча с остановкой и изменением направления ведения в противоположную сторону. Вперед вести мяч левой рукой, назад — правой (рис. 52).
5. Ведение мяча вокруг препятствия как можно быстрее. На исходное положение возвращаться легко, ведя мяч, (рис. 53).
6.То же, но обводится препятствие то с одной, то с другой стороны, поэтому вокруг одного препятствия вести мяч одной рукой, вокруг второго — другой и т. д. (вокруг первого в указанном направлении вести левой рукой) (рис. 54).
7. Вести мяч, остановиться, выполнить поворот, вести дальше и т. д. (рис. 55).
8. Вести мяч от одной боковой линии к другой (или в отмеченном коридоре уже, чем площадка), выполнить поворот, в тот же момент поменять руку и вести мяч дальше (рис. 56).
9. Вести по прямой (или вначале на месте) сразу два мяча.
10.Игрок ведет мяч поперек зала к стене. На расстоянии 5—6 м от нее выполняет передачу (ударяет мячом о стену), ловит отскочивший мяч, поворачивается, ведет мяч к противоположной стене и делает то же самое (рис. 57). Выполнять передачу мяча без остановки, в движении (или, не ловя мяч, а прямо после ведения, выполнить передачу одной рукой).
11. На площадке отметить несколько точек. Два мяча положить за лицевой линией. Игрок берет один мяч, ведет до любой точки, возвращается к лицевой линии, меняет мячи, ведет к другой отмеченной точке и т. д. Если мяч один, то возвращаться до лицевой линии каждый раз, когда мяч доведен до определенной точки (рис. 58).
Описанные упражнения можно выполнять на всей площадке, на одной половине, на части площадки.
Упражнения для тренировка двух игроков
1.Игроки стоят друг за другом у лицевой линии лицом к площадке. На расстоянии 12—14 м от первого игрока стоит препятствие (стул, стойка). Игрок ведет мяч вокруг препятствия, передает его партнеру и бежит на место партнера. Второй игрок, получивший мяч, выполняет то же самое (рис. 59).
2.Игроки стоят на противоположных углах площадки. Игрок ведет мяч; поравнявшись с партнером, передает ему мяч. Тот ведет мяч вперед до конца площадки, останавливается, выполняет поворот и передает мяч по диагонали партнеру (чтобы передача не была слишком длинной, можно вести мяч до половины площадки,} {рис. 60).
3. Игроки один против другого на расстоянии 15— 20 м. Игрок ведет мяч половину этого расстояния, передает его партнеру, получает мяч обратно, поворачивается и ведет мяч затем в исходное положение, где останавливается, поворачивается к партнеру и передает ему мяч. То же самое выполняет второй игрок (рис. 61).
4. Игроки стоят у лицевой линии один за другим лицом к площадке. Первый игрок ведет мяч 5—6 м, останавливается, поворачивается к партнеру и передает ему мяч. Второй игрок бежит вперед за ведущим мяч. Игрок, получивший мяч, ведет его как можно быстрее, обгоняет партнера, останавливается, поворачивается и передает мяч партнеру (рис. 62).
5. Из того же исходного положения, что и в упражнении 4, игрок, стоящий ближе к лицевой линии, ведет мяч и обгоняет игрока, стоящего перед ним. Тогда игрок без мяча быстро бежит вперед и обгоняет партнера, ведущего мяч. Как только игрок без мяча оказывается впереди ведущего мяч, — тот передает ему мяч; игрок, получивший мяч, начинает ведение, а игрок, передавший мяч, обгоняет ведущего и опять получает от него передачу
(рис. 63).
6. Площадка разделена на четыре части. Игроки у лицевой линии; оба имеют по мячу. Кто быстрее, ведя мяч по указанным направлениям, достигнет противоположной лицевой линии (рис. 64).
7. Игроки стоят, как показано на рис. 65. Один игрок ведет мяч вперед, другой без мяча обгоняет ведущего мяч, изменяет направление бега, перерезает путь ведущему, не мешая ему вести мяч, бежит несколько шагов, останавливается, опять изменяет направление бега, обгоняет ведущего и, получив от него передачу, ведет мяч вперед. Игрок, отдавший мяч, проделывает такой же путь и опять, получив мяч, ведет его вперед и т. д. Действия игрока без мяча должны быть, возможно, более быстрыми, но с правильными остановками, с изменением направления бега (рис. 65).
8. На площадке в одном ряду расставлены 4 мяча на расстоянии 4—5 м один от другого. Игрок бежит к одному из мячей, берет его и ведет до лицевой линии, оставляет на отмеченном месте и бежит за другим мячом и т. д. (рис. 66). Второй игрок, поочередно ведя мячи, раскладывает их на прежние места (рис. 67).
9. Один игрок в роли защитника, второй ведет мяч, останавливается, ведет его дальше и т. д. Защитник действует не в полную силу (рис. 68). Игроки меняются ролями.
10. Игрок ведет мяч в направлении, указанном на рис. 69. Защитник действует активно: если ведущий не оберегает мяч, ведет его не той (дальней) рукой, защитник старается выбить мяч. Игроки меняются ролями.
11. На площадке отмечается коридор шириной 5— 6 м. Игрок с мячом старается прорваться, обойти защитника в этом коридоре. Задача защитника, не теряя хорошей позиции (сохраняя нужное расстояние от игрока с мячом, хорошую стойку и т. д.), если возможно, отнять, выбить мяч. Задача игрока с мячом — оберегать мяч и обойти защитника (рис. 70). Ведущий мяч должен все время быть лицом к защитнику (за исключением моментов выполнения поворотов). Игроки меняются ролями.
12. Защитник — у центрального круга, игрок с мячом — у лицевой линии ведет мяч, стараясь на ходу обойти защитника, который встречает ведущего у центрального круга (рис. 71). Это упражнение можно выполнить и в отмеченном коридоре.
13.Оба игрока имеют по мячу и свободно их водят в разных направлениях в небольшой части площадки. Каждый из них, ведя мяч, старается выбить мяч партнера и одновременно оберегает свой мяч, чтобы его не выбил партнер.
14.Игроки стоят у лицевой линии, лицом к площадке на расстоянии 5—6 м друг от друга. Первый игрок (стоящий впереди) ведет мяч, выполняет повороты, остановки, изменяет направление, высоту отскока при ведении, быстроту ведения, меняет руку, которой ведет мяч, а сзади стоящий игрок подражает ему, стараясь как можно быстрее выполнить то же самое, что и партнер.
15.В середине площадки стоит игрок без мяча. Игрок с мячом от лицевой линии ведет мяч с максимальной скоростью вперед, передает его партнеру, получает передачу обратно, ведет мяч к противоположной лицевой линии, ведет мяч в другую сторону площадки и возвращается обратно, выполняя то же самое (рис. 72). Упражнение выполнять в максимальном темпе.
16.То же самое, но на площадке поставлены препятствия. Важно выполнить упражнение точно и быстро. Целесообразно совершенствовать передачи мяча прямо после ведения одной рукой, не
ловя мяч (рис. 73).
17.Игроки стоят, как показано на рис. 74. У линии штрафного броска препятствие. Игрок O1 ведет мяч вперед по направлению к корзине, меняет направление ведения и ведет его мимо препятствия. Тем временем игрок О2 бежит, как показано на рисунке. Как только игрок О1 пробегает мимо препятствия, игрок О2 ведет мяч к месту, с которого начал ведение игрок О1 а игрок O1 занимает место игрока 02 и т.д..
Упражнения для тренировки трех игроков
1.Игроки стоят у лицевой линии лицом к площадке. Один игрок ведет мяч до отмеченной точки (до центрального круга), останавливается, поворачивается и возвращает мяч одному из партнеров, а сам там остается. Второй игрок, получивший мяч, выполняет то же самое. Третий игрок, получивший мяч, ведет его до отмеченного места, поворачивается, ведет его обратно в начальное исходное положение и передает одному из партнеров (рис. 75).
2.То же самое, только игрок, передавший мяч, возвращается на исходное положение (рис. 76).
3. Игроки бегут кругом. Один из них ведет мяч и передает его сзади бегущему (или впереди), тот следующему и т. д. (рис. 77).
4.Каждый игрок, ведя мяч в небольшой части площадки, старается выбить мяч партнера.
5. Один игрок ведет мяч, а два других игрока стараются перехватить мяч, выбить его.
6. Игроки стоят у лицевой линии, как показано на рис. 78. Игрок 1 ведет мяч по направлению ко 2-му, который тоже бежит к игроку, ведущему мяч, берет у него мяч и продолжает вести его в том же направлении. В то же время игрок 3 бежит к игроку 2, перенимает мяч у него из руки, продолжает передвижение в том же направлении до того времени, пока игрок 2 не передаст мяч игроку 3. Как только игрок 3 получил мяч, игрок 1 быстро изменяет направление бега и бежит к игроку 3, перенимает мяч и т. д. Игрок 2, отдавший мяч игроку 3, выполняет то же самое, что игрок 1.
7. Игроки стоят у лицевой линии, лицом к площадке. Игрок 1 ведет мяч вперед 3—4 м и, изменив направление, ведет мяч поперек площадки до того места, где стоит игрок 2. Игрок 2 бежит к игроку, ведущему мяч, получает его и проделывает тот же путь, ведя мяч, как игрок 1, направляясь к игроку 3. Путь игроков без мяча показан на рис. 79.
8.Игрок 1 ведет мяч вперед к игроку 2. Как только он окажется на одной линии с ним, останавливается, поворачивается назад и передает мяч игроку 2, который ведет мяч к игроку 3 и выполняет то же самое. Игрок 3 ведет мяч через площадку к игроку I и т. д. (рис. 80).
9. Один игрок в роли защитника мешает игроку с мячом «прорваться» до центрального круга. Остальные два игрока имеют по мячу и находятся за лицевой линией. Их цель — ведя мяч, «прорваться», обойти защитника. Игроки с мячом должны использовать пространство до защитника для приобретения скорости и, набрав скорость, «обойти» защитника, применяя обманные движения, изменяя направление, ритм ведения (рис. 81).
Как только один нападающий обошел (или защитник отнял, выбил мяч) защитника, тут же прорывается второй. Игроки меняются ролями после того, как нападающий выполнит упражнение несколько раз.
10. Два игрока в роли защитника. Каждый из них действует на определенном участке. Игрок с мячом за лицевой линией. Его цель — прорваться, обойти защитника, ведя мяч (рис. 82).
11. Один игрок в роли защитника, остальные игроки имеют по мячу. На площадке отмечен коридор, в котором действует защитник. Каждый игрок с мячом на своем участке водит мяч и старается поочередно прорваться на другой участок через коридор, в котором действует защитник. Если игрок, водящий мяч, видит, что прорваться не удается, он возвращается в свой участок. Игрок, потерявший мяч, становится защитником {рис. 83).
12.Два игрока стоят на противоположных концах площадки, третий — в середине между ними — защитник. Игрок с мячом ведет мяч до защитника, который мешает передать мяч партнеру. Игрок с мячом передает его партнеру и возвращается на исходное положение. Второй игрок, поймав мяч, тоже ведет его до защитника и т. д. Если защитник помешал передать мяч, то он меняется ролью с игроком, который не смог передать мяч (рис. 84).
13.То же самое, но мяч ведут в ограниченном коридоре шириной 4—5 м. Защитник сразу активно препятствует ведению мяча и выполнению передачи партнеру. Игрок с мячом обязательно должен довести мяч до середины площадки и только тогда выполнить передачу. Если передача успешно выполнена партнеру, стоящему на противоположном конце площадки, защитник бежит к нему и тоже активно действует, мешая игроку вести мяч, а потом передать его. Если игрок с мячом не смог довести мяч до середины площадки или не смог выполнить передачу, то он становится защитником (рис. 85).
14. Два игрока с мячами стоят у лицевой линии, третий — в центральном круге лицом к ним. Игроки ведут мяч вперед поочередно с максимальной скоростью. Не ловя мяч с ходу, один из игроков одной рукой направляет мяч игроку, стоящему в центральном круге, получает передачу обратно, ведет мяч до конца площадки, поворачивается и выполняет то же самое обратно (рис.86). Целесообразно закончить упражнение броском в корзину.
15. То же самое, но упражнение усложняется тем, что игроки обводят препятствия (рис. 87).
16. Игрока с мячом держит защитник (вначале не совсем активно). Игрок с мячом старается обойти защитника, ведя мяч. Если это ему не удается, то он старается передать мяч третьему игроку, стоящему на середине площадки, без мяча обойти защитника, получить мяч обратно, вести его к корзине и выполнить бросок. Стараться передать мяч на ходу. После выполнения броска в корзину (надо стараться обязательно попасть в корзину) упражнение выполнить с другой стороны. Если при ведении мяча (или при передаче) его перехватил защитник, то защитником становится игрок, потерявший мяч (рис.88)
.