СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 108. ЧИСЛОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для знакомства учащихся с простейшими выражениями, их названиями (сумма, разность, произведение, частное); способствовать развитию умения читать и составлять выражения, вычислять их значение; совершенствовать навыки решения составных задач; развивать умение анализировать и сравнивать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 108. ЧИСЛОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.»

Урок 108. числовые выражения

Цели деятельности учителя

Создать условия для знакомства учащихся с простейшими выражениями, их названиями (сумма, разность, произведение, частное); способствовать развитию умения читать и составлять выражения, вычислять их значение; совершенствовать навыки решения составных задач; развивать умение анализировать и сравнивать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать числовое выражение и его значение; читать и составлять выражения и вычислять их значение; воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; получат возможность научиться: составлять несложные числовые выражения; выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; коммуникативные – приводить доказательства истинности проведенной классификации; регулятивные – сличать способ действия и результат, вносить необходимые дополнения.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Я настрой себе нашел, 
Чтобы быть везучим. 
Повторю сто раз его –
Разойдутся тучи.

У меня все хорошо –
А будет еще лучше! 
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок

Сообщают
о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Решите задачу.

У продавца 28 красных воздушных шариков и 20 желтых. На сколько больше у продавца красных шариков, чем желтых?

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.

Выполняют задания уст-

ного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Заполните пустые «окошки»:

Фронтальная

Устные ответы

– Работаем с геометрическим материалом.

а) Уберите три палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите три решения и сравните их.

б) Уберите четыре палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

в) Переложите две палочки так, чтобы получилось 2 квадрата.

г) Переложите две палочки так, чтобы получилось 3 квадрата.

д) Переложите две палочки так, чтобы получилось 4 квадрата.

е) Переложите две палочки так, чтобы получилось 5 квадратов

Работают

с геометрическим материалом

Фронтальная

Устные ответы

– Выберите верную картинку.

Выбирают картинку

Фронтальная

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют выражением

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Фронтальная
работа.

Задание на доске

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Проводит подготовительную работу.

На доске записаны два числа: 6 и 3.

Учитель ставит между ними знак « + ».

– Получилась запись, которую называют выражением.

– Так как это выражение составлено с помощью знака «+» , то его называют суммой. Сделайте на доске запись:

6 + 3

сумма

– Запишите два других числа: 12 и 4. Поставьте между ними знак «». Получилось выражение, которое называют разностью:

12 – 4

разность

Следующие два выражения учитель составляет вместе с классом.

– Давайте составим из чисел 8, 5 и знака умножения выражение, которое назовем произведением. Кто сможет записать произведение чисел 8 и 5 на доске?

Кто-либо из учеников делает запись. Учитель под этим выражением записывает слово произведение.

8 · 5

произведение

– Как записать частное 12 и 3? (12 : 3.)

– Запишите под выражением 12 : 3 слово частное.

12 : 3

частное

– Если в каждом из этих выражений выполнить действие, то получится число, которое называют значением выражения.

Выпишите снова все выражения одно под другим и выполните действия.

6 + 3 = 9 8 · 5 = 40

12 – 4 = 8 12 : 3 = 4

– Назовите значение первого (второго, третьего, четвертого) выражения.

– Назовите выражение, значением которого является число 40. (8 · 5 = 40.)

– Число 9 мы называли суммой чисел 6 и 3, и его значение – число 9.
Точно так же разностью называют выражение 12 – 4 и число 8, являющееся его значением; произведением называют выражение 8 · 5 и его значение – число 40; частным – выражение 12 : 3 = 4 и его значение – число 4

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Работают

с таблицей на
с. 93

учебника.

Читают

каждое выражение. Называют их значения

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения

данной темы; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек
объектов и явлений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, а также план выполнения заданий; корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Таблица

(с. 93)

– Прочитайте каждое выражение. Назовите их значение.

– Прочитайте выражения: 35 + 40 (сумма тридцати пяти и сорока); 90 – 23 (разность девяноста и двадцати трех); 0 · 5 (произведение нуля и пяти); 21 : 7 (частное двадцати одного и семи)

Рассматривают таблицу в учебнике

Фронтальная

Устные ответы

Задание 1
(с. 94)

– Используя карточку-помощницу, прочитайте числовые выражения:

• сумма чисел сорока шести и восемнадцати;

• произведение чисел девяти и четырех;

• разность чисел девяноста шести и двадцати семи
и т. д.

Используя карточку-помощницу, читают числовые выражения разными

способами

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 2
(с. 94)

– Прочитайте разными способами выражения, используя карточку-помощницу

Фронтальная

Устные ответы

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 8
(с. 95)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Выполните данное упражнение с опорой на граф.

Учащиеся изображают граф с синими стрелками, то есть граф отношения «меньше». Сначала буквами обознают число лещей, которых поймали отец, сын и дочь:
О – отец, С – сын, Д – дочь.

Так как по условию задачи отец поймал меньше лещей, чем сын, то проводят синюю стрелку от О к С. В то же время отец поймал больше лещей, чем дочь (значит, дочь поймала меньше, чем отец), следовательно, нужно провести синюю стрелку от Д к О. Граф построен.

По графу видно, что меньше всего лещей поймала дочь

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Изображают граф с синими стрелками, то есть граф отношения «меньше»

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учи-

теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор

оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его

в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 9
(с. 96)

– Выполните записи по условию.

7 + 8 = 15 9 · 9 = 81

17 – 9 = 8 48 : 6 = 8

Выполняют записи

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 10

(с. 96)

– Прочитайте данные выражения.

– Сравните выражения в каждом столбике.

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Выполните действия

Сравнивают выражения в каждом столбике

Фронтальная

Устные ответы

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 1

– Числовые выражения состоят из чисел и связывающих их знаков арифметических действий, поэтому следующие записи не являются выражениями:

46 +


1 + 0 =


3 · 5  15

Подчеркивают записи, которые являются выражениями

Фронтальная

Выполнение задания в тетради

Задание 4

– Выбирая пары чисел, составьте как можно больше выражений, значения которых равны 19.

Предлагает воспользоваться калькулятором для нахождения значений составленных выражений.

Правильные варианты следующие:

сумма: 12 + 7, 14 + 5, 16 + 3, 19 + 0;

разность: 26 – 7, 19 – 0, 38 – 19

Используют калькулятор в вычислениях

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите компоненты арифметических действий.

– Как вы обозначите свою успешность на уроке?

У каждого ученика три картинки: солнышко, тучка, вопросик. Дети оценивают свою успешность, показывая одну из картинок.

– Если вы довольны собой, выберите солнышко.

– Если вы недовольны, выберите тучку.

– Если вам нужно что-нибудь выяснить, выберите знак вопроса


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут ли результат, анализируют трудности, с которыми встре-

тились

на уроке

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 7 (учебник); № 2, 3 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение