Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Я настрой себе нашел, Чтобы быть везучим. Повторю сто раз его – Разойдутся тучи. | У меня все хорошо – А будет еще лучше! Прозвенел уже звонок, Начинается урок | | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Решите задачу. У продавца 28 красных воздушных шариков и 20 желтых. На сколько больше у продавца красных шариков, чем желтых? | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Заполните пустые «окошки»:  | Фронтальная | Устные ответы |
– Работаем с геометрическим материалом.  а) Уберите три палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите три решения и сравните их. б) Уберите четыре палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. в) Переложите две палочки так, чтобы получилось 2 квадрата. г) Переложите две палочки так, чтобы получилось 3 квадрата. д) Переложите две палочки так, чтобы получилось 4 квадрата. е) Переложите две палочки так, чтобы получилось 5 квадратов | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
– Выберите верную картинку.  | Выбирают картинку | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке мы узнаем, что называют выражением | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Фронтальная работа. Задание на доске | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Проводит подготовительную работу. На доске записаны два числа: 6 и 3. Учитель ставит между ними знак « + ». – Получилась запись, которую называют выражением. – Так как это выражение составлено с помощью знака «+» , то его называют суммой. Сделайте на доске запись: – Запишите два других числа: 12 и 4. Поставьте между ними знак «–». Получилось выражение, которое называют разностью: Следующие два выражения учитель составляет вместе с классом. – Давайте составим из чисел 8, 5 и знака умножения выражение, которое назовем произведением. Кто сможет записать произведение чисел 8 и 5 на доске? Кто-либо из учеников делает запись. Учитель под этим выражением записывает слово произведение. – Как записать частное 12 и 3? (12 : 3.) – Запишите под выражением 12 : 3 слово частное. – Если в каждом из этих выражений выполнить действие, то получится число, которое называют значением выражения. Выпишите снова все выражения одно под другим и выполните действия. 6 + 3 = 9 8 · 5 = 40 12 – 4 = 8 12 : 3 = 4 – Назовите значение первого (второго, третьего, четвертого) выражения. – Назовите выражение, значением которого является число 40. (8 · 5 = 40.) – Число 9 мы называли суммой чисел 6 и 3, и его значение – число 9. Точно так же разностью называют выражение 12 – 4 и число 8, являющееся его значением; произведением называют выражение 8 · 5 и его значение – число 40; частным – выражение 12 : 3 = 4 и его значение – число 4 | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Работают с таблицей на с. 93 учебника. Читают каждое выражение. Называют их значения | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, а также план выполнения заданий; корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Таблица (с. 93) | – Прочитайте каждое выражение. Назовите их значение. – Прочитайте выражения: 35 + 40 (сумма тридцати пяти и сорока); 90 – 23 (разность девяноста и двадцати трех); 0 · 5 (произведение нуля и пяти); 21 : 7 (частное двадцати одного и семи) | Рассматривают таблицу в учебнике | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 1 (с. 94) | – Используя карточку-помощницу, прочитайте числовые выражения: • сумма чисел сорока шести и восемнадцати; • произведение чисел девяти и четырех; • разность чисел девяноста шести и двадцати семи и т. д. | Используя карточку-помощницу, читают числовые выражения разными способами | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 2 (с. 94) | – Прочитайте разными способами выражения, используя карточку-помощницу | Фронтальная | Устные ответы |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 8 (с. 95) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Выполните данное упражнение с опорой на граф. Учащиеся изображают граф с синими стрелками, то есть граф отношения «меньше». Сначала буквами обознают число лещей, которых поймали отец, сын и дочь: О – отец, С – сын, Д – дочь. Так как по условию задачи отец поймал меньше лещей, чем сын, то проводят синюю стрелку от О к С. В то же время отец поймал больше лещей, чем дочь (значит, дочь поймала меньше, чем отец), следовательно, нужно провести синюю стрелку от Д к О. Граф построен.  По графу видно, что меньше всего лещей поймала дочь | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Изображают граф с синими стрелками, то есть граф отношения «меньше» | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учи- теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 9 (с. 96) | – Выполните записи по условию. 7 + 8 = 15 9 · 9 = 81 17 – 9 = 8 48 : 6 = 8 | Выполняют записи | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 10 (с. 96) | – Прочитайте данные выражения. – Сравните выражения в каждом столбике. – Чем они похожи? Чем отличаются? – Выполните действия | Сравнивают выражения в каждом столбике | Фронтальная | Устные ответы |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 1 | – Числовые выражения состоят из чисел и связывающих их знаков арифметических действий, поэтому следующие записи не являются выражениями: | Подчеркивают записи, которые являются выражениями | Фронтальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 4 | – Выбирая пары чисел, составьте как можно больше выражений, значения которых равны 19. Предлагает воспользоваться калькулятором для нахождения значений составленных выражений. Правильные варианты следующие: сумма: 12 + 7, 14 + 5, 16 + 3, 19 + 0; разность: 26 – 7, 19 – 0, 38 – 19 | Используют калькулятор в вычислениях | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите компоненты арифметических действий. – Как вы обозначите свою успешность на уроке? У каждого ученика три картинки: солнышко, тучка, вопросик. Дети оценивают свою успешность, показывая одну из картинок. – Если вы довольны собой, выберите солнышко. |  | – Если вы недовольны, выберите тучку. |  | – Если вам нужно что-нибудь выяснить, выберите знак вопроса |  | | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут ли результат, анализируют трудности, с которыми встре- тились на уроке | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 7 (учебник); № 2, 3 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |