СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 16. «Дубровский». Протест Владимира Дубровского. 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Образ Владимира Дубровского. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

Просмотр содержимого документа
«Урок 16. «Дубровский». Протест Владимира Дубровского. 6 класс.»

Урок 16. «Дубровский». Протест Владимира Дубровского.

Основное содержание урока.
Образ Владимира Дубровского. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Чтение и обсуждение фрагмента статьи В. Непомнящего «Сила взрыва» (Приложение 1). Презентация и защита собственных иллюстраций.

Содержание урока

Образ Владимира Дубровского
I. Групповая работа:

Группа 1.
Гл. XIII—XIV.

Что общего у Троекурова и князя Верейского? Чего в этих героях больше: общего или различного?

Перескажите эпизод «В гостях у князя Верейского» от лица Маши.

Чего желал Троекуров Маше: счастья или послушания? Аргументируйте свою позицию.

Группа 2.
Гл. XV—XVI.

Прочитайте по ролям эпизод «Последнее объяснение Маши и Дубровского» (гл. XV).

Какие качества характера героев раскрываются в этом эпизоде?

Почему Троекуров не захотел прислушаться к просьбам Маши и не уступил ей, не отменил венчания? О ком он больше думал: о дочери или о себе? Прокомментируйте свою позицию.

Группа 3.
Гл. XVII.

Прочитайте по ролям эпизод «Троекуров узнаёт тайну кольца» со слов «Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать...» до слов «...и запер за собою дверь».

Сопоставьте Сашу и Митю. На чьей стороне автор?

Почему Троекуров отпустил мальчика Митю?

Группа 4.
Гл. XVIII—XIX.

Перескажите близко к тексту эпизод «Венчание». Какими способами автор описывает внутреннее состояние Маши Троекуровой?

Почему Дубровский отказывается от роли предводителя разбойников?

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости
II. Практическая работа.
Составление плана характеристики Дубровского и устное высказывание по этому плану.
Подбор цитат из текста романа для характеристики героя.

Примерный план анализа образа Дубровского
(cм.: Итоговая аттестация учащихся. Литература. 9 класс / Сост. Е. А. Зинина, С. А. Зинин. — М., 2002. — С. 58.)
1. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения.
2. Роль прошлого героя для понимания его характера.
3. Авторские приёмы создания образа:
смысл имени и фамилии героя;
смысловая роль его первого появления в произведении;
портрет, чьими глазами он даётся;
пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
интерьер; вещи, характеризующие героя;
речь героя, особенности внутренних монологов;
поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете;
сны героя и их художественная функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
герой в оценке других персонажей, изменения его самооценки.
4. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).

Итоговые вопросы:
Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?
Можно ли его считать жертвой уродливых отношений между людьми в обществе времён Пушкина? Обоснуйте своё мнение.
Почему его протест против беззакония и несправедливости можно назвать актом защиты человеческой личности?
Какие черты характера Дубровского и его поступки вызывают восхищение, а какие — сочувствие?

III. Домашнее задание

Создать письменную характеристику Владимира Дубровского
или письменно ответить на вопрос «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» (см. план ответа в практикуме «Читаем, думаем, спорим...»).

Индивидуальное задание.
Составить викторину или кроссворд по роману «Дубровский» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Приложение 1

Фрагмент статьи В. Непомнящего «Сила взрыва»
(из практикума «Читаем, думаем, спорим...», стр. 34—38)
Источник: Непомнящий В. Сила взрыва // Литература в школе. — 1971. — № 3. — С. 18—19.
"...Перед нами - последняя глава романа `Дубровский`, начатого Пушкиным в 1832 году и брошенного в начале 1833-го. В начале этой главы описываются будни разбойничьего лагеря Дубровского.

"На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного, и поминутно посматривал во все стороны.

Хотя некоторый ковшик несколько раз переходил из рук в руки, странное молчание царствовало в сей толпе; разбойники отобедали, один после другого вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, а другие разбрелись по лесу или прилегли соснуть по русскому обыкновению.
Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло меланхолическую старую песню:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, молодцу, думу думати."

Бросается в глаза та настойчивость, с которой Пушкин - сознательно и не без юмора - подчеркивает будничность, обыкновенность, прозаичность разбойничьего быта. Если бы не два слова - `пушка` и `разбойник`, мы никогда не догадались бы, что речь идет о быте, по всем привычным представлениям, необыкновенном, романтическом. Картина как будто сознательно крашена в один серый тон.

... Вот что происходит после того, как караульный "запел во все горло":

"В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. "Полно тебе, Степка, - сказала она сердито, - барин почивает, а ты знай горланишь; нет у вас ни совести, ни жалости".- "Виноват, Егоровна,- отвечал Степка, - ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает".

Это - главный штрих, и он окончательно проясняет смысл картины.

Перед нами - ненастоящие разбойники. Перед нами крепостные крестьяне, преданные батюшке - барину; изменились лишь внешние условия их существования. В эти новые внешние условия в неприкосновенности перенесены привычные, обыкновенные отношения между помещиком и его "людьми". "Белый чепец" и чопорный облик няни, все это подчеркивают, ставя точку над "и". В разбойничьем лагере царит своеобразная помещичья идиллия. Стихийное возмущение крестьян в Кистеневке при передаче имения Троекурову (хотели ведь "вязать" приказных) - это возмущение против чужого, плохого, жестокого барина в пользу хорошего, а главное - своего, притом возмущение и усмиренное тут же самим этим "своим" барином. Будь на месте Владимира Дубровского человек с другим характером - никакого разбойничьего лагеря мы не увидели бы в этом повествовании о дворянине - бунтовщике. Пушкин так прямо об этом и говорит: как только сам Дубровский исчез, "грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны". Перед нами - наполовину разбойники, наполовину рабы. (Сам Дубровский к ним так и относится, свысока называя их всех "мошенниками".)

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.