Искусство пейзажа
презентация
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность
- «Рожь», Иван Шишкин, 1878
Сельский, городской, индустриальный, ведута, марина
Айвазовский «Девятый вал»
Куинджи «Вечер на Украине» (1878)
«Март», Исаак Левитан, 1895
Юон «Зима»
Осенний день. Сокольники, 1879
Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
«Владимирка», 1892 год
Над вечным покоем (1894)
Весна. Большая вода, 1897
Вечерний Звон, 1892
Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (Оганес Гайвазян)(1817-1900)
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, 1892
Шторм, 1854
Рыбаки на берегу
Шторм, 1872
Рыболовное судно в гавани
«Синоп», 1853
Архи́п Ива́нович Куи́нджи (1842-1910)
«Ночь на Днепре»
(1881)
«Радуга» (1900—1905
«Берёзовая роща» (1879)
«Эльбрус. Лунная ночь» (1890—1895)
«Ладожское озеро» (1873)
Шишкин, Иван Иванович (1832—1898)
Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века
Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века
Родоначальник –С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев.
Произведения строятся по всем правилам романтического искусства. Тем не менее творчество каждого живописца отличается целым рядом индивидуальных особенностей.
Родоначальник –А.Г. Венецианов и его ученики.
Композиции отличались стремлением авторов выразить гармонию двух слившихся воедино миров: природы и человека.
- В развитии русского пейзажа немаловажное значение имели работы западноевропейских мастеров.
- Русский пейзаж середины XIX века формировался на основе сложившейся к тому времени романтической традиции и нового направления в искусстве, представители которого стремились создавать реалистические пейзажи, отражавшие веяния нового времени.
Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900)
- Родился в Феодосией. Уже с детских лет проявилось стремление Айвазовского отразить на полотне всю красоту мира природы. Особенное влияние на становление художественной манеры живописца оказали работы Сильвестра Щедрина и Клода Лоррена. Овладев всеми необходимыми приемами, стал создавать не менее выразительные морские пейзажи.
- С начала лета 1836 года Айвазовский писал марины, работая на различных судах, принадлежавших Балтийскому флоту.
- В 1840-х посетил Италию, Францию, Англию и Голландию. В 1845 году поселился в Феодосии.
- Творчество Айвазовского оказало значительное влияние на становление художественного метода многих русских художников, в том числе Л. Ф. Лагорио, Р. Г. Судковского, А. И. Куинджи.
- Айвазовский воплотил в своих композициях образ величественного моря, ставшего символом неукротимой мощи, силы, свободы и веры в торжество жизни.
Чесменский бой. 1848
Берег моря ночью. 1837
Одесса ночью.1846
Ялта.1839
Венеция.1849
Девятый вал.1850
Кораблекрушение.1843
Радуга.1873
Среди волн. 1898
Алексей Константинович Саврасов (1830 – 1897)
- Художественная манера сложилась на основе произведений лучших русских мастеров прошлого, среди которых были М. И. Лебедев и А.Г. Венецианов.
- Саврасов стал тем живописцем, кому удалось создать произведения, построенные на синтезе принципов реализма и романтизма. Характер его композиций отражает возвышенное, идеализированное видение действительности. Однако вместе с тем художественную манеру живописца отличает стремление передать реальную красоту мира. Искусство Саврасова вдохновило на творческие поиски целый ряд пейзажистов конца XIX – начала XX в. С особенной силой его творчество повлияло на формирование искусства И. И. Левитана.
Грачи прилетели.1871
Пейзаж с рекой и рыбаком.1859
Просёлок. 1873
Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898)
«Одно только безусловное подражание
природе может вполне удовлетворить
требованиям ландшафтного живописца,
и главнейшее дело пейзажиста есть
прилежное изучение натуры. Природу
должно искать во всей ее простоте –
рисунок должен следовать за ней во
всех прихотях формы. Картина должна
быть полной иллюзией…»
- Шишкин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился в Академии художеств. Учителем его был С. М. Воробьев. Входил в Артель художников.
Сосновый бор. 1872
Рожь.1878
Утро в сосновом лесу. 1889
Первый снег. 1875
Корабельная роща. 1898
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)
- «огромный, сомобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как назвал его А.П. Чехов. Полотна Левитана признаны самыми поэтичными и лиричными в истории русской живописи. Несмотря на то что художник прожил сравнительно недолго, ему удалось создать произведения, которые говорят о необычайно высоком уровне художественного мастерства автора.
- Главной заслугой Левитана является доказательство того, что пейзажист может не только воплощать и передавать на полотне картины природы, но и с их помощью выражать самые разнообразные человеческие чувства и переживания.
Вечер на Волге. 1886
Над вечным покоем. 1894
Владимирка.1892
Март. 1895
Золотая осень. 1895
Композиция - это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой выразить замысел
Формат- это понятие формы, которая может быть прямоугольной, квадратной, круглой, расположение вертикальное или горизонтальное, и величину листа бумаги.
Масштаб - это соотношение размера изображения с величиной листа бумаги
Симметрия - это одинаковое или сходное расположение относительно центральной оси предметов, человеческих фигур, примерно равных по значимости, размеру, насыщенности тона, цвета
Ассиметрия - это уравновешенность частей изображения
Цветовая гамма - это совокупность цветовых сочетаний