Урок 42
точность и правильность речи. повторение
звукового анализа и правила переноса слов
Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи; научить устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, применять правила переноса слов без стечения согласных.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся сравнивать звуки и буквы, кратко характеризовать звуки русского языка, решать учебные и практические задачи – переносить слова, выделять в словах слоги; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение умением выражать свои мысли точно, правильно, соблюдая логику изложения; ознакомление с употреблением слов, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них; установление соотношения звукового и буквенного состава слова; логические – осуществление анализа текста, в котором нарушены точность и правильность речи; проведение звукобуквенного анализа слов.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; искать пути решения заявленной проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формой речи, продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы на основе анализа текстового материала; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения поставленных учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Кто на коньки,
А кто на лыжи.
Я – к телевизору поближе.
Усаживаюсь на кровать,
И всё – меня не оторвать.
Мой аппетит неутолим:
Я съел на завтрак телефильм,
Потом уже не помню точно –
«Будильник» с «Утреннею почтой».
Потом я съел «От всей души»,
«Спокойной ночи, малыши!»,
Но не уснул я всё равно
И съел ещё одно кино.
Кто я такой?
Секрета нет:
Я – телезритель, телеед.
Л. Рахлис
II. Включение в систему знаний (П. + К. + Р.).
1. Работа по учебнику.
− У вас есть любимые фильмы? Вы любите о них рассказывать?
Учитель читает отрывок из стихотворения А. Барто.
− Вам захотелось посмотреть этот фильм? Почему?
− Вы поняли, о чём фильм? Кто его герои? Что с ними произошло? Какие слова помешали вам это понять?
− Получите ключ от тайны родного языка.
Работа в парах (упражнение 2).
Выполнение упражнения рубрики «Если останется время».
Физкультминутка
2. Работа по рабочей тетради (К. + Р.).
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
Е. Благинина
Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».
− Напишите буквосочетание на первой (второй, третьей, четвёртой) строке за одно движение. (Учитель показывает образцы записи на доске.)
− В буквосочетании -аб- (-ад-) овал (первый элемент букв б и д) надо писать снизу, руководствуясь стрелкой.
− Каждое буквосочетание напишите 4–5 раз. На оставшемся месте запишите слово, которое начинается с этого буквосочетания. (Например: объезд, автобус, агроном, адрес.) Первые две буквы в слове записывайте за одно движение.
Упражнение «Запиши вопросы к словам». (Работа в парах.) (К. + Р.)
− Договоритесь, кто из вас будет задавать вопрос к словам первого столбика, а кто – к словам второго столбика.
Проверка выполненной работы (Р.).
− Что объединяет все слова в первом столбике? во втором? в третьем? в четвёртом? (Слова похожи по значению, у них есть одинаковая общая часть.)
− Спишите 1–2-ю группы слов в тетрадь. Придумайте и напишите еще по 1−2 слова в каждую группу.
Упражнение «Соедини транскрипцию, модель и буквенную запись каждого слова». (Самостоятельная работа.) (Р.)
− Прочитайте задание. Расскажите порядок его выполнения.
(1. Соединить транскрипцию слова с его моделью.
2. Соединить модель с буквенной записью.)
Проверка выполненной работы.
− Расскажите о первом слове все, что видно по его модели. (В слове мел три звука: первый звук – мягкий звонкий согласный, второй звук – гласный, третий звук – твёрдый звонкий согласный.)
− Назовите слова, которые имеют различия только в одном звуке. (Мел – мель, полка – полька.)
Упражнение «Выбери нужные слова и впиши их». (Самостоятельная работа.) (Р.)
− Прочитайте задание. Назовите и подчеркните выбранные слова. Впишите слова в предложения.
Упражнение «Прочитайте стихотворение». (Работа в парах.) (К. + Р.)
− Прочитайте стихотворение. О чём оно? Найдите слова, отвечающие на нужный вопрос, и запишите в столбики.
Проверка выполненной работы.
Кто? Вовка Маруся чудак | Какой? угрюмый дальний мчится | Что делает? сидит твердит считает мужает просит становится |
Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.) (Р.)
− Обратите внимание на слова: известно, лучший, проказник. (Слова записаны на доске.)
− Подчеркните «опасные места». Слова продолжает, в маленьком, спокойно, вздумается, проказничает разделите на слоги, проведя под ними слоговые дуги. Прочитайте эти слова несколько раз орфографически.
− Обратите внимание на постановку знаков препинания внутри и в конце предложений.
− Спишите текст.
− Проверьте свою запись, обращая особое внимание на подчёркнутые места. Есть ли в тексте однокоренные слова? Назовите их. (Проказничает, проказник.)
− Как называется сказка А. Линдгрен о Карлсоне?
Домашнее задание: упражнение 4 категории «Трудное задание».
2