Урок 45
речевая ситуация: составление краткого
рассказа об увиденном. повторение
Педагогические задачи: создать условия для составления небольших рассказов по предложенной теме с соблюдением правильно интонации; научить выполнять звуковой анализ слова, выделять слова, называющие действие.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся сравнивать звуки и буквы, кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие), решать учебные и практические задачи – проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию, различать слова, называющие действия, задавать вопросы к словам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение умением составлять небольшое монологическое высказывание, отражающее впечатление от увиденного; осуществление выбора соответствующих языковых средств и интонации; проведение поиска слов, отвечающих на заданный вопрос; логические – осуществление анализа различных типов текстов: описание, повествование, рассуждение (термины не используются); проведение звукового анализа слов.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать собственную работу, вносить изменения в действия с учётом возникших трудностей.
Коммуникативные: включаться в совместную работу по составлению рассказа; формулировать и обосновывать собственное мнение; соблюдать грамматические нормы устной и письменной речи.
Личностные: владеют элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; осознают необходимость самосовершенствования; приобретают опыт простого наблюдения с целью его применения при оперативных действиях; выполняют основные правила гигиены чтения и письма.
Сценарий урока
I. Вступительное слово учителя (Р.).
− Отгадайте загадку:
Он и волк, и Дед Мороз,
Он смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (артист).
− Откройте учебники, рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Ребята побывали на представлении в Театре зверей. Прочитайте, что они рассказывали.
II. Включение в систему знаний. Постановка учебной задачи (Р. + П.).
− Каждый из мальчиков по-своему рассказал о представлении. Как вы думаете почему? Кто из мальчиков описывает, какие были слоны? (Петя.)
− Кто размышляет, задаёт вопросы и сам пытается найти ответ? (Миша.) Кто сообщает, что делали слоны? (Саша.)
−А вы, когда рассказываете о чём-то увиденном, рассуждаете, сообщаете или описываете? Как это сделать правильно?
− Прочитайте сведения рубрики «Обрати внимание». Какой вывод вы сделали?
− Перечитайте высказывания ребят ещё раз и определите, кто из ребят восторгается слонами. (Петя.)
− Как это показано на письме? (С помощью восклицательного знака.)
− Спишите рассказ Пети.
III. Работа по теме урока (П. + Р.).
1. Работа по учебнику.
− Послушайте стихотворение «Знаменитый акробат» и определите, кого автор так называет. (Ветер.)
− Какие слова использует автор для его описания? Подчеркните их. (Надувал, надевал, качался, кувыркался, крутился, старался, не сорвался.)
− На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? Запишите эти слова с вопросами.
− Выпишите выделенные слова. Проведите их звуковой анализ. Назовите одинаковые звуки. Какими звуками они различаются?
− Прочитайте следующие задания к упражнению 3. (Коллективное выполнение.)
Упражнение рубрики «Если осталось время».
Физкультминутка
2. Работа на резервных страницах рабочей тетради (Р.).
Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.)
− При списывании текста подчеркивайте знак конца предложения и заглавную букву в начале.
«Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада». (Л. Толстой.) − Проверьте свою запись, сверив с записью на доске.
1