СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 46. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО РАССКАЗА ОБ УВИДЕННОМ. УДАРЕНИЕ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения, составления небольших рассказов об увиденном; научить произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка, применять орфографические правила.

Просмотр содержимого документа
«Урок 46. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО РАССКАЗА ОБ УВИДЕННОМ. УДАРЕНИЕ.»

Урок 46
речевая ситуация: составление краткого
рассказа об увиденном. Ударение


Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения, составления небольших рассказов об увиденном; научить произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка, применять орфографические правила.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать и сравнивать звуки и буквы, решать учебные и практические задачи – выделять предложение и слово из речевого потока, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение умением составлять краткий рассказ об увиденном с использованием языковых средств и интонации, позволяющих точно выразить свои впечатления; освоение приёмов работы с орфоэпическим словарём с целью уточнения произношения слов; логические – осуществление аналитического сравнения содержания текстов, в которых описывается одна и та же ситуация, для выявления смысловых ошибок и их устранения с учётом целевой установки текста (описание театра или рассказ о представлении).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять действия по усвоенному алгоритму с использованием необходимых средств; определять конкретные практические результаты деятельности.

Коммуникативные: строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения, осознавать цель и ситуацию устного общения; владеть диалогической формой речи с соблюдением произношения слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Личностные: расширяют познавательные интересы; владеют общими логическими приёмами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий.


Сценарий урока

I. Включение в систему знаний (Р. + П.).

Работа по учебнику. (Коллективное выполнение упражнений 1−2.)

Упражнение рубрики «Если осталось время» (П. + К. + Р.).

Коллективное выполнение упражнения 4.

– Что такое ударение?


Беседа о важности ударения.

Однажды собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замо́к и сказал:

– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то там Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замо́к, а перед взором всех предстал За́мок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки́ и сказали:

– Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бе́лки.

Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо А́тласа получился Атла́с, вместо Ка́пель Капе́ль, вместо Доро́га Дорога́, Го́рода – Города́. И сколько ещё таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.


Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

− Ударение в словах – как биение пульса в организме.


II. Работа по теме урока (П. + Р.).

1. Работа по учебнику.

Чтение рубрики «Обрати внимание».

− Что делать, если не знаешь, как надо произнести слово? Какие слова вы должны запомнить, знать, как они произносятся?

Работа в парах.

– Что значит поставить ударение в слове?

– Как определить ударный слог? (Выделить голосом один из звуков.)


Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

Тот слог ударным мы зовём,

(Запомни, если хочешь),

Который мы произнесём

Сильнее всех и громче.


– От чего зависит место ударения? (От смысла слова.)

Словарно-орфографическая работа.

− Отгадайте шараду:

Начало − голос птицы,

Конец − на дне пруда,

А целое − в музее

Найдете без труда.

(Картина.)

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык» (Р. + П.).

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

− Отгадайте загадку:

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(Три медведя.)

− Рассмотрите домик. Могут ли в нём жить три медведя? А кто в нём живет?


Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».

− Напишите буквосочетание на первой (второй, третьей, четвёртой) строке за одно движение. (Учитель показывает образцы записи на доске.)

− Каждое буквосочетание напишите 4–5 раз.

− На оставшемся месте (1–2-я строки) запишите слово, которое начинается с этого буквосочетания. (Например: гвардия, герой.)

− Первые две буквы в слове записывайте за одно движение.

− На третьей и четвёртой строчках запишите буквосочетания, в которых встречаются отрабатываемые образцы. (Например: -ах-, -аж-, -аз-, -ях-, -яж-, -яз-.)


Упражнение «Прочитай». (Самостоятельная работа.)

− Запишите слова в начальной форме.

Проверка выполненной работы: лес, лесная; лиса, лисья, лисята, лисица, лисёнок.

− Докажите, что эти слова родственные. Назовите и подчеркните общую часть в словах, поставьте ударение. В каждой группе назовите слова, в которых выделенная часть звучит чётко.

− Найти в тексте ещё одну группу родственных слов, запишите в тетрадь. (Старый, старик.)


Упражнение «Сделай подписи к картинкам». (Самостоятельная работа.)

Проверка выполненной работы.

− Прочитайте слова орфографически: класс, учитель, ученик, собака, медведь, картина.

− На какие группы по смыслу вы бы разделили данные слова? Подумайте, на какую тему можно составить предложения (текст) из каждой группы слов.


Упражнение «Впиши сочетания -жи-, -ши-, -чу-». (Самостоятельная работа.)

− Впишите в слова и подчеркните сочетания -жи-, -ши-, -чу-.

− Запишите в тетрадь 2–3 слова с этими сочетаниями.

Проверка выполненной работы.


Упражнение «Поставь ударение в выделенных словах». (Фронтальная работа.)


Упражнение «Распредели слова по столбикам». (Работа в парах.)

Проверка выполненной работы.

− Какую работу выполняет ь в словах левого столбика?

− Что можно сказать о количестве звуков и букв в словах левого столбика? правого?


Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.)

− Обратите внимание на слова: заходило, солнце, полюбоваться. (Слова записаны на доске.)

− Подчеркните в них «опасные места».

− Слова вечерней, зашелестели, зашептались, лесные, зазвенела, вечерняя разделите на слоги, проведя под словами слоговые дуги. Прочитайте эти слова несколько раз орфографически.

− Спишите текст.

− Первое предложение прочитайте несколько раз и запишите по памяти.


4