СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 9. КОНФИГУРАЦИЯ ПЛАНЕТ. СИНОДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №9 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Урок 9. КОНФИГУРАЦИЯ ПЛАНЕТ. СИНОДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД»

Урок 9. КОНФИГУРАЦИЯ ПЛАНЕТ.СИНОДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД




Тип урока: «открытие» нового знания


Задачи: проанализировать условия видимости внешних и внутренних планет


Планируемые1 результаты


Предмет н ы е: научатся формулировать понятие «конфигу­рация планет», перечислять возможные конфигурации планет; определять понятия «синодический период обращения планеты», «сидерический период обращения планеты»; получат возмож­ность научиться по известным условиям расположения Солнца. Земли и планеты характеризовать условия видимости внешних и внутренних планет, пояснять связь синодического и сидериче­ского периодов обращения: решать задачи на вычисление звезд­ных периодов обращения внешних и внутренних планет

М е т а п р е д м е т н ы е: • познавательные - представлять информацию о расположении планет в различных видах; • регулятивные - делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от распо­ложения Земли и Солнца; • коммуникативные — выражать логически верные обоснованные высказывания; использовать спра­вочную информацию для определения характера видимости планет

Личное т н ы е: организовывать

целенаправленную познаватель­ную деятельность в ходе само­стоятельной работы


Образовательные ресурсы: учебник, «Школьный астрономический календарь», механическая модель Солнечной системы

Организационная структура урока



Этап урока

^

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

1.Организаци- онно-мотива- ционный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Созда­ние в классе атмосферы психологического комфорта. - Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о динамике изменения астрономической картины мира. Пифагорейцы считали шар идеальной фигурой, Землю, следовательно, считали шарообразной. Почему эти представ­ления не являются научными?

Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования

Построение логичных устных высказываний

!

II. Актуализация

знаний учащихся

-Какие открытия Г. Галилея подтверждали истинность гелио­центрической системы мира?

- Какие наблюдения М. В. Ломоносова подтверждали верность гелиоцентрической системы мира? Организует обсуждение ответов на вопросы учебника

Отвечают на вопросы.

4

Анализируют вопросы нас. 54учебника

Построение научно обосно- ванных устных высказываний

Продолжение табл.



1

2

3

4

III. Выявление затруднения и формулиров­ка целей дея­тельности

- Мы обсудили е взгляды на строение астрономической кар­тины мира, которые существовали к моменту начала;гелсско-1. Чем же отличается современная карти­на мира?

- Сегодня мы только начнем разговор о современной картине мире. Тема нашего урока - «Конфигурации планет. Синодиче­ский период», Мы проанализируем взаимное расположение планет Солнечной системы, позволяющее наблюдать их зем­ным исследователям, а также введем новые астрономические понятия, позволяющие рассчитывать возможности наблюде­ния планет

Высказывают предположения

Формулировке

гипотез

IV. Открытие

нового знания учащимися

Вводит понятие '(конфигурация пиетет». Используя механи­ческую модель Со. щечной системы и рисунок с изображением элонгации планет, организует обсуждение:

- На какие две группы можно разделить планеты по возмож­ным конфигурациям?

-При каком взаимном расположении внутренняя планета в системе отсчета «Земля» будет наблюдаться при макси­мальном удалении от Солнца?

- При расположении внутренней планеты, Земли и Солнца чанную планету невозможно наблюдать, по каким причинам? При приближении внутренней планеты к каким точкам наблюдение ее с Земли возможно?

–Какая в.(утренних планет невозможна для внешних плане!? - При каком взаимном расположении внешняя планета в си­стеме отсчета «Земля» будет образовывать прямоугольный треугольник, в вершинах которого оказываются Земля, Солн­ца и внешняя планета?

- При каком взаимном расположении внешней планеты. Зем­ли и Солнца планету наблюдать невозможно и по каким при­чинам? При приближении внешней планеты к каким точкам наблюдение ее с Земли возможно?

–Какая из конфигураций внешних планет невозможна для внутренних?

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.

В совместной беседе с учителем приходят к выводу о делении планет на внутренние и внешние.

Характеристика условий видимо- сти внешних и внутренних планет. Моделирование взаимного распо­ложении объек­тов Солнечной системы

Окончание табл.



: 1

2


■1


Предлагает, используя учебник, заполнить таблицы. г

Организует обсуждение результатов заполнения таблицы. - Какими характеристиками определяется период повторения конфигураций планет? Используя в качестве модели циферблат часов с часовой, минутной и секундной стрелками, организует обсуждение движения двух планет вокруг Солнца. Вводит понятия синодического и сидерического периодов. Организует обсуждение соотношения для связи синодиче­ского и сидерического периодов, представленное в учебнике

Заполняют таблицы (см. РМ). Представляют результаты работы. Высказывают предположения. В совместной беседе с учителем приходят к выводу о том, что повторения взаимных положений внеш­них планет и Земли происходят реже, чем повто­рения конфигураций внутренних планет и Земли; одинаковые конфигурации происходят в разных точках орбит и в различное календарное время. Записывают понятия синодического и сидерическо­го периодов. Анализируют соотношение, поясняют причину различия соотношений для периодов для внутренних и внешних планет


V. Включение нового знания в систему

Сопровождает прогресс выполнения самостоятельной работы

Выполняют самостоятельную работу (см. РМ)

Самоконтроль познавательной деятельности

VI. Рефлексия деятельности

-■ Какие из планет Солнечной системы можно наблюдать па небе Земли е виде тонкого серна, подобно лунному? - Почему у Луны не наблюдается попятного движения? - В какие периоды текущего года мы можем (при допустимых условиях видимости) наблюдать планеты, какие именно и в какое время суток?

Отвечают на рефлексивные вопросы

Саморефлексия деятельности

па уроке

VII. Домашнее задание

Учебник, § 1 ]. Практическая работа «Математический вывод взаимосвязи синодического и сидерического периода движения планет»

Записывают домашнее задание


РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Таблицы для заполнения учащимися:

Внутренние планеты



Конфигурация

Положение планеты и Солнца (относительно Земли)

Возможность наблюдения планеты с Земли




Внешние планеты



Конфигурация

I Положение планеты и Солнца (относительно Земли)

Возможность наблюдения планеты с Земли


1


Самостоятельная работа.

  1. Изобразите орбиты внешней планеты и Земли вокруг Солнца. Укажите на рисунке точки, соответствующие различным конфигурациям, и подпи­
    шите их. /

  2. Изобразите орбиты внутренней планеты и Земли вокруг' Солнца. Укажите на рисунке точки, соответствующие различным конфигурациям, и под­
    пишите их.

  3. Используя «Школьный астрономический календарь», определите, какие конфигурации плане! наблюдаемы в текущем учебном году и для каких
    планет.

  4. Через какие промежутки времени повторяются противостояния, если звездный период для Юпитера составляет 12 лет?

  5. В каком созвездии находится Солнце, если Марс в противостоянии виден в созвездии Скорпиона?